«Аудиторы Счетной палаты выявили нарушения при начислении ежемесячного денежного довольствия гидронавтам, работающим на миниатюрных подводных лодках и батискафах на больших глубинах (3-6 тыс. км.). Все они служили в Главном управлении глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое в военных кругах называют "подводной разведкой", которая подчиняется напрямую министру обороны. По неофициальным данным, гидронавты помощью небольших подлодок занимаются разведывательной деятельностью - прослушивают кабели связи, устанавливают датчики движения, а также совершают сбор с морского дна обломков кораблей, самолетов и спутников, - пишут 24 июня «Известия».
По данным аудиторов Счетной палаты, отчет которых есть в распоряжении издания, гидронавты оказались самыми высокооплачиваемыми сотрудниками в армии - ежемесячно они получали 500-600 тыс. в месяц. Для сравнения, командир мотострелковой бригады в Сибири и на Дальнем Востоке получает не более 80 тысяч рублей в месяц, а командир авиационной базы стратегических бомбардировщиков в звании полковник - не более 180 тысяч.
При этом законных оснований для таких выплат аудиторы не обнаружили. "При установлении приказом министра обороны тарифных ставок гидронавтам был сохранен коэффициент, применявшийся ранее к окладам, установленным Единой тарифной сеткой. В то же время право установления повышающих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) предоставлено правительству Российской Федерации, Положением о министерстве обороны... право установления коэффициентов министру обороны... не предоставлено", - говорится в отчете Счетной палаты.
Аудиторы отмечают, что в 2009 году экс-министр обороны Анатолий Сердюков незаконно установил гидронавтам повышающий коэффициент 2,9, который увеличиват оклад. При этом сами оклады гидронавтов возрасли с 6,3-9,3 тыс. рублей до 34,5-45 тыс. рублей в месяц. К этому прибавлялась еще и 100%-я надбавка.
"После установления должностных окладов и надбавок с учетом вышеуказанного коэффициента к окладу выплаты гидронавтам в 2012 году (за вычетом налога на доходы физических лиц) стали составлять от 500 до 590 тыс. рублей ежемесячно", - зафиксировали аудиторы.
При этом в отчете говорится, что "на момент окончания проверки нормативные правовые акты по установлению порядка выплат гидронавтам не приведены в соответствие с действующим законодательством".
Замначальника Управления пресс-службы и информации Алексей Комаров заявил изданию, что вся информация о гидронавтах является секретной.
Тем не менее в учебном центре гидронавтов, расположенном в Петергофе в здании спецшколы МВД изданию пояснили, что подводники достойны таких денег.
- Я не могу раскрывать вам все тонкости нашей службы, но поверьте, что наши люди достойны и больших зарплат, - пояснил высокопоставленный офицер 10-го отряда гидронавтов ГУГИ Миноброны.
Начальник ГУГИ Алексей Буриличев был недоступен для комментариев.
Созданный в 1976 году 10 отряд гидронавтов на батискафах "Русь" и атомных глубоководных станциях (АГС) "Лошарик", "Нельма", "Кашалот" ведут работы на морском дне на глубинах от 500 до 6 тыс. метров.
Как рассказал изданию бывший офицер ВМФ, гидронавт Владимир Ашик, задачей его коллег был сбор разведывательной информации о техники противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий.
По его словам, гидронавты в советское время получали такую же зарплату, как и другие подводники, но за погружения выплачивалась специальная премия, которая зависела от глубины погружения и составляла примерно 3 рубля в час.
- Финансисты считали премию по выписке из бортового журнала аппарата. Там по минутам указывалось, сколько и на какой глубине мы работали. Надбавки шли за каждый час на глубине свыше 500 метров, а до этой глубины - обычная ставка подводников, - рассказал Ашик.
По его словам, в начале 2000-х годов, когда специальный центр Министерства обороны в Москве был реорганизован в Главное управление глубоководных исследований, работа которого была секретной. При увольнении из армии гидронавтам назначали "обычные" пенсии, как подводникам, поскольку в личных делах никаких отметок об их принедлежности к отряду, работавшему на сверх-глубине, не было.
- В личных делах не было никаких следов о том, что мы когда-то были гидронавтами. На обращение к военкомам, с просьбой разъяснить, где мы проходили службу и как нам начисляется пенсия, мы получили ответ, что офицеры военкоматов к документам данной тематики не допущены и поэтому ничего разъяснить не могут, - рассказал Ашик.
Редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев пояснил изданию, что в 1980-2000-е годы аппараты Главного управления глубоководных исследований выполняли специальные миссии в Японском море и Северной Атлантике, в Арктике.
- Ни у кого в мире нет такого опыта работ на дне Арктики как у гидронавтов ГУГИ - это именно наш национальный уникальный опыт. За долгие годы эксплуатации АГС на них не произошло ни одной аварии, хотя на глубине экипажи этих лодок находятся без связи с "землей". Это прямое следствие высочайшего уровня подготовки офицеров-гидронавтов. Поэтому, конечно, таких больших зарплат гидронавты достойны, - пояснил Корнев».
11 июня в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Сердюков и Васильева вели себя «просто неприлично» сообщалось: «гражданские советники бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, а также его заместители получали бонусные выплаты размером в несколько млн руб. Как значится в отчете Счетной палаты России по итогам проверки финансовой деятельности Минобороны, который стал доступен для СМИ, 92 сотрудника центрального аппарата МО получили в 2010 году выплаты на общую сумму 140,4 млн рублей. Каждый из них получил от 300 тыс. до 5 млн.
В 2011 году отдельные руководители военного ведомства получили по 3 млн рублей за квартал, а в 2012 году средний размер дополнительных выплат гражданским служащим из числа руководящего состава центральных органов военного управления составлял в среднем 897,4 тыс. рублей на человека», - писал «Коммерсант Online».
«Еще больше выросли выплаты гражданским лицам из руководящего состава Минобороны в 2012 г. - средний размер бонуса составлял почти 900 тыс. руб. Счетная палата указывает на тот факт, что надбавка ответственных за перевозку ядерных боеприпасов при этом составляла всего 60 тыс. руб, гражданскому персоналу детских дошкольных учреждений этого же управления — 14,2 тыс. рублей, - передавало агентство РБК.
Несколько чиновников, получивших крупные бонусы, были уволены сразу после прихода на пост главы ведомства Сергея Шойгу. В их числе оказалась экс-глава Департамента имущественных отношений Минобороны и фигурантка уголовного дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева. Ее сумма выплаты составила 3 млн руб».
“Для командующих войсками военных округов и флотов дополнительных выплат предусмотрено вообще не было. Аудиторы считают, что многомиллионные бонусы выплачивались сотрудникам Центрального аппарата за счет средств, полученных из бюджета для уволенных по сокращению офицеров”, - отмечало “Актуально.Ру”.
Как писала газета Дмитрий Чушкин (уволен после назначения министром обороны Сергея Шойгу в 2012 году) и Михаил Мокрецов (подал в отставку после конфликта с главой аппарата Сердюкова Евгенией Васильевой в конце 2011 года), а в 2011 году эти же чиновники получили за I квартал года в общей сложности 3 млн рублей в виде дополнительных выплат. Такую же сумму получил и тогдашний замминистра обороны Сергей Нагинский, который ныне возглавляет «Спецстрой России».
Премии по 3 млн в 2010 году получили советники Сердюкова — Ирина Кривич, которая после была назначены главой ОАО «Авиаремонт» — «дочки» «Оборонсервиса»; Екатерина Приезжева (будущая глава департамента образования, возглавившая процесс ликвидации военных вузов); помощник Сердюкова генерал-майор Сергей Королев (был позже назначен главой управления собственной безопасности ФСБ России).
Такие же премии по 3 млн получили начальник Главного организационно-инспекторского управления Минобороны Ольга Чернова. Три миллиона получила и глава департамента имущественных отношений Евгения Васильева — ныне главная фигурантка уголовного дела «Оборонсервиса», которую обвиняют в распродаже недвижимости Минобороны по заниженным ценам. Такие же выплаты получили глава департамента санаторно-курортного обеспечения Минобороны Елена Чуфырева, глава департамента жилищного обеспечения Минобороны Ольга Лиршафт (уволена в 2011 году еще при Сердюкове за срыв программы строительства жилья для военных).
По данным аудиторов, в отличие от гражданских советников и замов министра, командующие округов не получали бонусов к зарплате.
«Дополнительные выплаты командующим войсками военных округов и флотов предусмотрены не были, главкомы видов Вооруженных Сил по уровню выплат соответствовали советникам и руководителям департаментов Министерства обороны (то есть по 3 млн рублей)», — говорится в отчете Счетной палаты.
Кроме того, аудиторы обнаружили, что в 2012 году размер премий отдельным государственным гражданским служащим департамента финансового планирования и департамента финансового обеспечения Минобороны превышал размер начисленного денежного содержания в 3,1–3,6 раза.
Многомиллионные премиальные платили из средств, которые Минобороны получило для выплаты уволенным офицерам.
«Одним из основных дополнительных источников повышения материального стимулирования военнослужащих и лиц гражданского персонала являлись средства, высвобождаемые в связи с сокращением штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации. Доля ассигнований на выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу в общей структуре расходов Минобороны России в 2010–2012 годах составляла около 30 процентов», — говорится в отчете Счетной палаты.
Из всех сотрудников Минобороны, получавших премии при Сердюкове, изданию удалось дозвониться до Екатерины Приезжевой, которая отказалась от комментариев.
Нынешнее руководство Минобороны и сотрудники его пресс-службы оказались недоступны для комментариев.
Член комитета Государственной думы по обороне Франц Клинцевич выразил сомнение в том, что Сердюков нарушил закон при выплате премий, но отметил, что такое поведение было недопустимо для министра.
— Это бессовестные люди. Когда боевые офицеры находятся в бою, не вылезают со службы, когда семья не устроена, дети не устроены, чиновники получают такие бонусы, это просто неприлично, — пояснил Клинцевич. — Но, к сожалению, эти люди считают, что они эти премии заслужили. Хотя по большому счету они грабили страну, изыскивая возможности получения дополнительной прибыли.
По его словам, крупные денежные выплаты перекочевали в военное ведомство из Федеральной налоговой службы вместе с Анатолием Сердюковым, возглавлявшим ФНС до Минобороны.
— Я думаю, что министр пытался таким образом стимулировать деятельность своих подчиненных, и здесь, наверное, всё законно. Но в рамках этой деятельности должен быть здравый смысл. Я считаю, что размер этих бонусов был запредельным, — отметил Клинцевич.
Глава Комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов, в свою очередь, заметил, что нынешнее руководство Минобороны не должно отказываться от поощрений сотрудников Центрального аппарата, но рекомендует делать это открыто.
— Если достигнуты результаты, за которые человеку платят такую премию, пускай этот факт будет публичным, чтобы все налогоплательщики знали, на что тратятся их деньги, — пояснил Комоедов.
Примечательно, что отчет Счетной палаты, в котором фигурируют сверхвыплаты, должны были рассматривать на комитете Госдумы по обороне на этой неделе, однако заседание было перенесено».
Еще о скандальном деле “Оборонсервиса” на FLB: «Евгения Васильева довела помощницу до ареста», «Кредитный портфель боеготовности», «Супружеско-монтажные работы», «Болонка» Сердюкова скупала мебель на вес золота», «Амазонка» Сердюкова привыкла сидеть в комфорте», «Зеленые человечки» закопали «амазонок» Сердюкова», «Борису Мирошникову не дали «разгружать вагоны», “Зятя Сердюкова окружают арестантами”, “Пособник в генеральских погонах”, «Тайны следствия «Оборонсервиса» скрыты в зале суда», “У них одна задача – скрыть все концы”, «Войскам не доехать до позиции суда», «Пляжи продались не по уставу», «Дело «Оборонсервиса» оказалось под вопросом», «Расхитительнице «танкодрома» вернули образ жизни», «За «амазонками» Нагинский не заметен», «Золотой ключик» «Оборонсервиса» взят под стражу», «Спецстрой не выдержал имиджа «Оборонсервиса», «Авиаремонт» вылетает на «дембель», «Оброноспособность упала с ущербом для бюджета», «Роскошь оборонного масштаба», «Однокурсник Сердюкова «раскололся», «Золотой ключик» «Оборонсервиса» взят под стражу», «Васильева и Сердюков разрекламировались на миллиарды», «Амазонок» Сердюкова подшивают к «танкодрому», «Оперативники сделали ход пешкой», «Племянник» Сердюкова раскрывает карты», «Однокурсник Сердюкова «раскололся», «Опасные связи» Евгении Васильевой».
|