«Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) надела электронный браслет на бывшего председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Феликса Шамхалова, обвиняемого в организацию хищения у Внешэкономбанка кредита в размере $178,4 млн. С помощью этого прибора инспекторы будут контролировать соблюдение им условий домашнего ареста. По данным издания, инспекторам ФСИН пришлось решать с Федеральной службой охраны (ФСО) вопрос о порядке посещении элитного поселка Заречье в Одинцовском районе Подмосковья, где находится особняк Шамхалова и живут другие высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены, - пишут 24 мая «Известия».
Источники издания во ФСИН рассказали, что Одинцовская территориальная уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) получила из Мосгорсуда документы на Шамхалова. Суд освободил его из-под стражи, где он находился с февраля 2013 года, под домашний арест. На время следствия чиновник будет жить в своем загородном особняке в поселке Заречье.
По условиям ареста Шамхалову запрещено покидать дом в Заречье (кроме посещения медицинских учреждений при наличии для этого веских оснований), предписано не менять места проживания, не общаться с подозреваемыми, обвиняемыми и свидетелями по делу, не отправлять и не получать письма и посылки, рассказал изданию источник во ФСИН.
Кроме того, Шамхалову запретили пользоваться мобильной связью и интернетом, если он обсуждает или получает информацию, касающуюся его уголовного дела.
Источники издания во ФСИН рассказали, что инспекторы УИИ будут навещать Шамхалова в Заречье один раз в сутки, однако это может произойти в любой момент — рано утром, днем или поздно вечером. Если инспекторы заметят, что чиновник не соблюдает условия ареста, они составят акт, на основании которого следствие может вернуть его в СИЗО.
В УИИ было принято решение контролировать соблюдение условий домашнего ареста Шамхалова с помощью системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), в которую входит и электронный браслет. 23 мая инспекторы посетили дом Шамхалова, где надели ему на ногу электронный браслет.
Особняк Шамхалова расположен в престижном поселке Заречье, который входит в «новую Москву» и находится рядом с наукоградом «Сколково». Жителями поселка являются многие известные политики, чиновники и бизнесмены, в том числе Роман Абрамович, Михаил Прохоров, Сулейман Керимов, Тельман Исмаилов, президент «Сколково» Виктор Вексельберг, глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Территорию государственных дач охраняет ФСО, поэтому ФСИН пришлось договариваться с коллегами из спецслужбы о порядке посещения Шамхалова.
— Мы решили, что будем уведомлять сотрудников ФСО о времени посещения поселка нашими инспекторами, а они будут их пускать на территорию, — рассказал изданию источник во ФСИН.
Как пояснил офицер одной из технических служб ФСИН, сам электронный браслет, который закрепили на лодыжку Шамхалова, — это всего лишь радиометка, являющаяся приложением к стационарному контролирующему устройству (СКУ). СЭМПЛ делятся на две категории: СКУ и мобильные контролирующие устройства.
Первые устанавливаются в доме поднадзорного, а вторые используются для постоянного ношения в случаях, когда человеку разрешены передвижения. СКУ обычно ставится в квартире. Устройство работает от обычной розетки, но имеет внутренний аккумулятор на случай отключения электроэнергии. В автономном режиме оно может проработать несколько дней. Тревожный сигнал со СКУ на пульт оператора поступает в случае попытки его вскрыть или отключить.
Браслет же выполняет функцию радиометки. СКУ подаст тревожный сигнал, если человек с браслетом отойдет от прибора примерно на 100 м. Расстояние может варьироваться в зависимости от самого помещения, его конфигурации, этажности, толщины перекрытий и других факторов, влияющих на прием-передачу сигнала.
— Тревожный сигнал приходит на сервер в территориальное управление ФСИН, а оттуда пересылается в уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ), на которую возложена функция контроля за определенным лицом, — рассказывает источник издания в правоохранительных органах.
Сам сигнал тревоги представляет собой текстовое информационное сообщение, которое высвечивается на мониторе компьютера оператора.
— Инспектор должен проверить сигнал, для чего он может связаться с поднадзорным лицом, — пояснил изданию специалист. — Так, в СКУ предусмотрена возможность связи по мобильному телефону.
По его словам, в случае если «абонент» не отвечает, инспектор УИИ должен выехать на место и лично разобраться в том, что произошло. И только когда становится ясно, что подконтрольный грубо нарушает установленный для него режим, материалы передаются в отдел розыска регионального управления ФСИН и оперативники начинают поиск беглеца. При этом источник оговорился, что это общая схема — возможны исключения и другой порядок действий в зависимости от конкретной ситуации.
Напомним, что Феликс Шамхалов был арестован в Москве 7 февраля 2013 года в рамках уголовного дела о мошенничестве. По версии следствия, экс-председатель ВАК имел отношение к хищению кредита на $178,4 млн, выданному в 2006 году Внешэкономбанком компании «Заречье-2», совладельцем которой являлся Шамхалов».
22 мая в публикации Агентства федеральных расследований FLB "Переаттестован" в Сколково" говорилось: «экс-главу Высшей аттестационной комиссии Шамхалова отпустили из СИЗО. Мосгорсуд изменил для него меру пресечения на домашний арест.
Защита обвиняемого указала, что преступление относится к сфере предпринимательской деятельности, а за это арест в следственном изоляторе не предусмотрен, и также, что у Феликса Шамхалова есть постоянное место жительства, несовершеннолетние дети, положительные характеристики и госнаграды.
По решению суда Шамхалов будет сидеть под домашним арестом не в квартире в центре Москвы, где он зарегистрирован, а в своём загородном доме в элитном посёлке «Заречье» в Сколкове», - передавало радио “Русская служба новостей” (РСН).
«Поселок находится под охраной ФСО, поскольку в нем помимо арестанта проживают высокопоставленные чиновники, - писал «Московский комсомолец».
Феликс Шамхалов был арестован Тверским судом столицы по ходатайству главного следственного управления ГУ МВД по Москве 7 февраля 2013 года и вскоре после этого смещен с должности главы ВАК. После этого срок содержания под стражей в СИЗО ему несколько раз продлевался. Однако защита всякий раз обжаловала решения суда. В марте Мосгорсуд отклонил кассационную жалобу его адвоката Михаила Олейника, но теперь неожиданно удовлетворил повторную апелляцию защитника на продление ареста, изменив ему меру пресечения на домашний арест.
Шамхалова подозревают в организации хищения у Внешэкономбанка кредита на сумму 178,4 млн долларов, который был выделен в 2006 году ООО «Заречье-2», совладельцем которого являлся Шамхалов, на строительство жилого комплекса в Одинцовском районе Подмосковья. По данным следствия, компания не завершила работу и не выплатила кредит, обналичив полученные деньги через фирмы-однодневки.
Сам обвиняемый своей вины не признал, заявив, что строительство было блокировано банком и управляющей компанией. Как сообщает издание, представители бывшего председателя ВАК подчеркивали, что после перехода на госслужбу Шамхалов передал свою долю в компании в доверительное управление и больше не занимался этим проектом».
По данным «Коммерсанта», 20 мая в деле появились новые фигуранты — гендиректора фирм, через которые, как считает следствие, Шахмалов осуществлял мошенничество.
“Сотрудники главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ задержали в Москве работавшего на разных должностях в Генпрокуратуре до 1993 года, а в последнее время — гендиректора ООО "Марилэнд" 64-летнего Юрия Хорева, а также 67-летнего Георгия Мазина, являвшегося гендиректором пяти фирм, задействованных господином Шамхаловым в схеме вывода денежных средств Внешэкономбанка. Соответствующие показания следствию уже дал господин Мазин. При этом, по его словам, ООО "Заречье Сетунь", ООО "Заречье Сервис", ООО "Стилиан" и другие фирмы он возглавлял лишь номинально, получая за это 15 тыс. руб. в месяц. Господин Хорев также выразил готовность дать некоторые пояснения следствию», - пишет газета.
Ранее на FLB о скандале вокруг экс-главы ВАК Феликсе Шамхалове: «1,5 млрд на научной основе», «Премьер не стал ждать следователей», «Горы Кавказа выше Высшей аттестационной комиссии».
Между тем, скандальная ситуация вокруг самих электронных браслетов, применяемых ФСИН, по накалу страстей близка к пресловутому «делу Сердюкова».
16 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB: «На Евгению Васильеву надели «бесполезную побрякушку» говорилось: “эксперты российского НИИ космического приборостроения признали, что электронные браслеты для слежения за арестантами, на закупках которых, как считает Следственный комитет, в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) было похищено как минимум 1,3 млрд рублей, фактически не выполняют своей главной функции. Любой арестант может легко разобрать и снять с себя разработанные по заказу тюремного ведомства устройства при помощи обычных ножниц или плоскогубцев, а контролирующий его сотрудник ФСИН этого даже не заметит.
Как рассказали источники в спецслужбах, еще до возбуждения Следственным комитетом уголовного дела о миллиардных махинациях во ФСИН при закупках спецоборудования в НИИ космического приборостроения и ведущем научном подразделении МВД «Специальная техника и связь» (СТиС) были проведены две экспертизы электронных браслетов, официально известных как система электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ).
— Результаты экспертиз оказались обескураживающими, — рассказывает высокопоставленный собеседник в спецслужбах. — Выяснилось, что электронные браслеты фактически непригодны для тех целей, под которые они создавались. Я даже не понимаю, как ФСИН может с помощью этих приборов хоть как-то следить за поднадзорными лицами?
Согласно документам, эксперты провели целый ряд испытаний и почти сразу же сделали неутешительный вывод: «Объективный контроль за расположением отсутствует». Речь идет об отсутствии приема сигналов систем ГЛОНАСС и GPS.
— То есть операторы СЭМПЛ из числа сотрудников ФСИН не могут определить точное местонахождение «клиента», — поясняет собеседник.
Более того, согласно данным экспертиз, операторы даже не могут определить степень заряда аккумулятора электронного браслета. Им доступны лишь данные о напряжении в батарее. Но исходя из этого они не могут рассчитать, когда и в какой момент аккумулятор будет до конца разряжен и браслет полностью отключится.
Отдельно отмечается, что сигналы тревоги с электронного браслета или стационарного контролирующего устройства — СКУ (оно устанавливается в доме поднадзорного лица) поступают на рабочее место оператора с запозданием в 8–10 минут. При этом аппарат предусматривает обратную связь «клиента» со своими кураторами из ФСИН. Человек может в любой момент вызвать инспекторов уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), нажав кнопку SOS. Однако, как выяснили проверяющие, для этого необходимо удерживать кнопку не менее 5 секунд.
— В чрезвычайной ситуации это может быть невозможным, — делают категорический вывод эксперты.
Также эксперты пришли к выводу, что на браслет может отрицательно влиять окружающая среда. От влаги контакты замка браслета быстро окисляются, прибор это расценивает как попытку расстегнуть замок и подает ложный сигнал тревоги. То есть с этим браслетом поднадзорный не может даже нормально мыться. Помимо этого, прибор начинает давать сбои, если в помещении температура поднимается выше комнатной.
Монтаж замка, по мнению специалистов, тоже не выдерживает никакой критики. Оказывается, закрепляется браслет не специальным инструментом, а обычными плоскогубцами.
— Причем для несанкционированного избавления от браслета не нужны никакие приспособления, достаточно перерезать ремешок обычными ножницами, — поясняют эксперты. Конструкторы запланировали, что устройство будет подавать сигнал в случае нарушения целостности ремешка, однако ремешок легко разобрать и перепаять контакты так, чтобы удлинить ремень и снять браслет.
Как только «клиент» снимает браслет и тот остается длительное время без движения, оператор по идее должен получать сигнал. Однако, как подчеркивают специалисты, такого сигнала аппаратура не передает. В ходе испытаний браслет оставался не месте в течение почти трех суток, однако ни одного сообщения об этом на пульт дежурным не пришло. Это не дает возможности понять, находится ли браслет на человеке или уже давно снят, а сам арестованный подался в бега.
Кроме того, эксперты отметили, что браслет очень неудобен. Он закрепляется на лодыжке, но носить его можно только в широких штанах или обуви с низкими голенищами. Это ограничение бьет в первую очередь по женщинам, которые любят обтягивающие брюки и узкие высокие сапоги.
Недостаточная надежность конструкции может привести, по мнению экспертов, к ложному срабатыванию или повреждению браслета без какого-либо злого умысла.
Стоит отметить, что само стационарное контролирующее устройство по принципу действия фактически ничем не отличается от сотового телефона, внутри него находится SIM-карта. Однако, как выяснили эксперты, она в приборе не фиксируется и периодически выпадает из разъема.
По данным ФСИН, сейчас в России во всех подразделениях тюремного ведомства используются 9827 электронных браслетов, в том числе в Москве — 177 браслетов. Из них 165 — для приговоренных судом к ограничению свободы, и лишь 12 приборов носят поднадзорные лица, находящиеся под домашним арестом. Самыми известными из обладателей электронных браслетов являются фигурантка уголовного дела о многомиллиардных хищениях в Минобороны Евгения Васильева и оппозиционер Сергей Удальцов, обвиняемый в организации массовых беспорядков.
Адвокаты Евгении Васильевой уже жаловались на браслет, который якобы постоянно дает ложный сигнал тревоги, связывая это с низким качеством устройства.
Напомним, что электронные браслеты производились в ведомственном предприятии ФСИН ЦИТОС. На конец прошлого года было произведено и поставлено 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Сейчас по фактам нарушений при производстве браслетов и завышении на них цен СКР расследует уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Не исключено, что его фигурантами могут стать высокопоставленные сотрудники ФСИН.
Как утверждают в самом ведомстве, экспертиза качества электронных браслетов проводилась по инициативе ФСИН.
— В ходе экспертиз был выявлен ряд несоответствий заявленным требованиям, — пояснили «Известиям» в пресс-бюро ФСИН. — Следующие партии будут закупаться у других поставщиков и производителей.
В тюремном ведомстве подчеркивают, что отказываться от применения электронных браслетов никто не собирается, а те, что сейчас используются, работают без сбоев”, - писали «Известия». Ранее на FLB о скандале вокруг электронных браслетов ФСИН: «С Александра Реймера сняли браслеты», «Распил» браслетов довел до оффшоров», «Браслеты зазвенели на допросах», «Тюрьма плачет», «Браслеты Реймера «потянули» на 1,3 млрд», «Тюрьмы обворовали с тыла», «Браслеты Реймера вышли из бюджета», «Деяния Реймера под аудитом», «Бизнес обеспечил “зонам” побег», «ФСИН пошел в перерасход», «СКР вторглось в системы безопасности ФСИН».
Еще об Евгении Васильевой на FLB: «К Евгении Васильевой зачастили визитеры», «Золотой ключик» «Оборонсервиса» взят под стражу», «Васильева и Сердюков разрекламировались на миллиарды», «Амазонок» Сердюкова подшивают к «танкодрому», «Опасные связи» Евгении Васильевой», «Даме Сердюкова» разрешили «рулить» «Оборонсервисом» из парка», «Браслет Реймера» стесняет ногу «дамы Сердюкова», «На «даму Сердюкова» надели «браслет Реймера», “Евгения Васильева томится без квартир и бриллиантов”, “Евгения Васильева соскучилась по демантоиду”.
|