FLB: Всего по итогам 2014 г. число педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры сократилось с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек. За это же время число потребителей услуг выросло на 152,7 тыс.
" 13 апреля Счётная палата РФ опубликовала отчёт по результатам проверки проводимой «оптимизации» в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания.
Аудиторов на столь масштабное дело понадобилось двое: Александр Филипенко и Владимир Катренко, рассказывает Lenta.ru .
Несмотря на то, что Счётная палата является государственным ведомством и вряд ли будет очернять российскую действительность, результаты доклада шокируют. Уважаемые читатели, постарайтесь в приведённых ниже цифрах увидеть реальные человеческие проблемы, судьбы живых людей, пишет в статье «Рот Фронта» журналист Олег Таранов и приводит соответствующие доказательства.
Прежде всего, из доклада ясно, что никакой действительной оптимизации властями и не задумывалось. Ведь какие-либо рекомендации по порядку проведения оптимизации правительством не разрабатывались, не проводились ни анализ деятельности существующих организаций социальной сферы, ни предварительное планирование изменений. Как отмечает отчёт:
«…комплекс проведённых мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения».
То есть речь шла о тупом сокращении расходов на социальную сферу, без учёта социальных нормативов и норм, утверждённых правительством, пишет автор статьи.
Всего по итогам 2014 г. число педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры сократилось с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек. За это же время число потребителей услуг выросло на 152,7 тыс. Это значит, что в среднем каждому этих услуг достанется меньше.
В медицинской сфере под каток «оптимизации» попадают 952 организации. За 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию и реорганизовать в качестве филиалов (читай — ликвидировать, за исключением самых базовых функций) — 911 медицинских организаций. В 2014 г. уже 26 организаций ликвидировано, 330 — урезаны до состояния филиалов. По планам к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. число больниц сократится на 11,2%, поликлиник – на 7,2%.
Как уже ранее отмечало Агентство федеральных расследований FLB.ru, это массовое сокращение происходит в стране, где, как выясняется, 17,5 тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. находятся на расстоянии свыше 20 км от ближайшего врача. Причём 35% населённых пунктов даже не охвачены общественным транспортом.
Но и там, где медучреждения есть, об их избытке говорить не приходится. Сроки ожидания медицинской помощи часто превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области может понадобиться более 20 дней, чтобы дождаться приёма кардиолога, невролога, офтальмолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, ревматолога или онколога. Нередко ожидание по записи на УЗИ превышает 1,5 месяца. Представьте себе, какие проблемы со здоровьем можно себе нажить, не дождавшись своевременного обследования.
В этом году Дагестан сэкономит 400 миллионов рублей, сократив работников госучреждений.
Активно сокращают коечный фонд — за 2014 г. сокращено уже почти 34 тыс. коек. Урезают и численность медработников — за год на 90 тыс. человек. То есть, уволен каждый тридцатый. При этом работников не то чтобы избыток — сохраняется высокий уровень совместительства – около 140%. Выходит, в среднем медики выполняют почти в полтора раза больше работы, чем положено по нормативу. Разумеется, в ущерб как качеству оказания помощи, так и собственному здоровью. Шутка ли, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более! И когда говорят о росте уровня средней заработной платы медицинских работников, над понимать, что он вызван не фактическим увеличением размера оплаты их труда, а ростом нагрузки на одного работника.
В результате «оптимизация» привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек. В ряде регионов приходится госпитализировать больных с тяжёлыми заболеваниями (например, инсультом) в обычное терапевтическое отделение. Это приводит к росту внутрибольничной летальности — такой рост отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных.
Почему снижается число госпитализированных больных и растёт число умерших на дому? Задавленные всевозможными нормативами работники скорой зачастую вынуждены отказывать в помощи нуждающимся. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. значительно увеличилось число вызовов скорой медицинской помощи, когда помощь не была оказана – с 2,1 млн. до 2,25 млн. вызовов, и числа отказов в вызове скорой – с 1,16 млн. до 1,43 млн. вызовов.
Планировалось, что оптимизация приведёт к снижению смертности до 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. На деле же смертность составила 13,1 на 1000 населения. За год рост смертности населения составил 2,2%.
В целом в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 г. умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 г. (на 2,6%). Кроме того, по ряду регионов отмечен рост числа умерших на дому. Суммарно в этих регионах рост числа пациентов, умерших на дому, в 2014 г. составил не менее 12,7 тыс. человек.
То есть погром медицины в 2014 г. обошёлся нашему народу по меньшей мере в 30 тыс. жизней! И это не считая тех, кто несмотря на недостаточное оказание медицинской помощи не умер, а «всего лишь» стал инвалидом или хронически больным.
Аналогичная ситуация и с образованием, только на выходе у реформы этой сферы не трупы, а невежество.
Всего в 2014 г. было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. До 2018 г. планируется ликвидировать или реорганизовать ещё 3639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%.
За год было закрыто 395 и реорганизовано 610 общеобразовательных школ. Ликвидация ещё 870 запланирована до 2018 г. При этом, согласно прогнозу Росстата, к 2020 г. в школах потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. И уже сегодня почти 6 тыс. населённых пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют школ. А из 940 населённых пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км .
Ещё хуже ситуация с детскими садами. 9,5 тыс. населённых пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют детских садов вовсе. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. Доходит до того, что в Астраханской области 89% населённых пунктов не имеют детских садов .
Зато власти всячески стимулируют развитие частных детских садов : освобождают их от НДС, предоставляют субсидии и т.п. Планируется к 2018 г. довести долю частных детсадов до 15%.
Сокращается и численность педагогов — за 2014 г. их стало меньше на 18,8 тыс. человек . А поскольку потребность в педагогах никак «оптимизироваться» не хочет, учителям приходится практиковать различные формы совместительства. В некоторых регионах по совместительству работает каждый третий учитель. Педагоги вместо положенных 720 часов в год работают на 1,5-2 ставки 1,5 тыс. часов и более .
Однако несмотря на все это в результате «оптимизации» в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли . Кое-где на четверть, а то и в полтора раза.
Впрочем, в других сферах кое-что всё-таки удалось сэкономить. Но те денежные средства, которые были сэкономлены и направлены на повышение зарплат работников социальной сферы, составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников. Громкие обещания обеспечить им достойную оплату труда не выполняются.
Объявленный годом культуры 2014 г. стал годом закрытия культуры. Эту тенденцию отмечает и Счётная палата. В течение 2014 г. учреждений культуры в России стало меньше на 2080 — на 7,3%. За 2015 г. планируется сократить ещё более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений. Таким образом, два года «оптимизации» приведут к сокращению учреждений культуры на 9,4%. И это при том, что из расчёта социальных нормативов в стране должно быть более 26 тыс. библиотек, а по итогам 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс.
Разумеется, сокращают не только учреждения, но и работников культуры. За прошедший год сократили 81,5 тыс. человек — 12,2%.
Те же разрушительные последствия несёт «оптимизация» и организациям социального обслуживания населения. Уже ликвидировано либо реорганизовано 143 организации, до 2018 г. та же судьба предстоит ещё 260. 36 тыс. социальных работников уволено — 6,5% общей численности .
И это при том, что к началу реформ очередь ожидающих место в стационарное учреждение социального обслуживания насчитывала 16 тыс. человек. Из них 6,6 тыс. человек стояли в очереди более года. Но вместо того, чтобы решить эту проблему, увеличив число мест в стационарных учреждениях на 8–10%, власти эти места сокращают вместе с работниками. Зато оставшимся работникам придётся нести куда более тяжёлую ношу — ожидается, что за период 2013-2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастёт на треть.
Хорошо ли будут ухаживать за беспомощными людьми перегруженные соцработники? А это никого не волнует — «дорожная карта» Минтруда предполагает увеличение объёма платных услуг в этой сфере. Опять же, кому страдания, а кому выгодный бизнес.
Какой же вывод делает Счётная палата на основании собранных данных?
«Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворённости граждан».
Главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров придерживается также позиции, что «оптимизация» равна уничтожению. Соединение отказа от борьбы с уничтожением социальной инфраструктуры – под видом оптимизации, означает отказ от борьбы за социальную и экономическую справедливость. Это в перспективе ведет к опустошению значительной части России, ликвидации в значительной части России центральной и региональной власти, потому что им не на что будет жить, и образованию там бандитских анклавов, полагает Колеров.
Экономист Михаил Делягин в колонке для АиФ.ru характеризует оптимизацию расходов на образование как «бюджетную резню». Минфин предложил правительству возобновить «оптимизацию» расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту. Это третий этап бюджетной резни: после февральского секвестра бюджета на 10% (он не коснулся лишь расходов на оборону, футбольные стадионы, сельское хозяйство и лекарства) и индексации социальных выплат и зарплат бюджетников на 5,5% при официально ожидаемой инфляции в 12,2%, — чтобы сэкономить 170 млрд руб. (вдобавок к 9,9 трлн неиспользуемых остатков, валяющихся в бюджете без движения) за счёт наиболее бедной части общества.
«Оптимизация» — урезание расходов с закрытием или, в лучшем случае, объединением бюджетных организаций с сокращением реально оказываемых услуг или падением их качества (как бывает, например, при объединении школы и детского садика), полагает экономист.
Минфин предлагает объединять небольшие бюджетные учреждения, загруженные менее чем на 50%, с крупными, а высвободившееся «излишнее имущество» продавать.
В образовании Минфин предлагает брать «учителей-предметников» на работу сразу в несколько школ. А если расстояние между сельскими школами составит десятки километров, то Минфина это не касается: или учителя марафон начнут бегать, или детей образования лишат. В самом деле — зачем оно им при таком руководстве страной?
Доступность ясель для детей от 1,5 до 3 лет (когда мать ещё может сидеть с ними без потери стажа, но уже не получает пособия) составляет лишь 15%. В детских садах для детей старше 3 лет не хватает 350 тыс. мест.
Детский поэт, член Союза писателей России Нина Пикулева пишет : « Если бы я вышла на недавнюю прямую связь с Владимиром Владимировичем, я бы не про собаку с ним заговорила, которую муж не хочет подарить))) О другом бы, наболевшем, сказала, - пишет на своем сайте Нина Пикулева, известный детский поэт из Челябинска.
Учителя и воспитатели в Череповце на днях не выдержали - на площадь вышли с плакатами: «Оптимизация – убийца дошкольного образования». Молчать уже невмоготу, люди падают от усталости, взваливая на себя обязанности за троих- четверых, а порой – и за десятерых работников, принимая руководство двумя детсадами, двумя первыми классами начальной школы… С одним-то в наше непростое время справиться – за месяц выгоришь дотла. А наши золотые и безропотные терпят… И мрут, как мухи… Есть статистика такая? Нет её. А можно было бы заметить эту «особенность» нашего времени! Уходят наши молчаливые, безропотные, исчерпавшие все силы, надорвавшие здоровье. Попробуйте-ка с нынешними ребятишками недельку вместе провести))) Они же безнадзорные при родненьких родителях, загруженных с утра и до ночи… И всё это ложится воспитателям на плечи, учителям и логопедам…»
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Мануйлова рассказала «Парламентской газете», что, по данным Счётной палаты, лишь 46 процентов средств, высвобожденных в ходе уже проведённой оптимизации, пошли на повышение оплаты труда педагогов. «Получается, более 50 процентов сэкономленных средств израсходованы вообще непонятно по каким направлениям. Так что поставленную задачу уже проведенная оптимизация в сфере образования не решила. К тому же, не всегда сокращение и укрупнение реально приводит к повышению эффективности», — констатировала депутат.
Депутат напомнила: место проживания ребенка от места образовательного учреждения уже сегодня нередко превышает 25 километров. Следовательно, за 30 минут, как это положено по СанПинам, ребенок физически не может доехать до школы. «Тем самым мы нарушаем его права», — говорит Ирина Мануйлова.
Отдельный федеральный закон, регламентирующий оптимизацию в сфере образования, культуры, науки и здравоохранения, не нужен, считает Мануйлова. «Закона об образовании достаточно для того, чтобы регулировать отношения в системе образования, — сказала она. — Нужен не закон, нужно на местах реально разрабатывать программу для обеспечения доступности и качества образования».
«Во 2-й городской больнице Ижевска закрыли неврологическое отделение - не смогли обеспечить персоналом, - говорит Евгений Кузнецов, ассистент кафедры внутренних болезней Ижевской госмедакадемии. - Наша оптимизация подобна анекдоту про удава. «Давайте отрежем удаву голову! - Нет, это не гуманно, давайте отрежем хвост». Отрезали хвост по самую голову. Некоторые отделения, те же неврологические, выполняли социальную функцию. Там лежали в т. ч. и люди, которые не могли ухаживать за собой сами, - одинокие, пожилые. Как их можно было оптимизировать?!»
Чиновники решили: чтобы люди меньше лежали в больницах, тратили дорогие лекарства, надо провести диспансеризацию, выявить все болезни на ранней стадии и вылечить. Что получили в итоге? Чудовищная профанация. «От диспансеризации в том формате, в каком она проводится сейчас, мы всегда будем получать приписки, - считает Виталий Омельяновский, директор Центра оценки технологий в здравоохранении РАНХиГС. - Нельзя просто говорить людям - сходите проверьтесь. Должна быть разработана система мотиваций. Сейчас реформа пойдёт параллельно с уменьшением затрат на медицину. Но известно, что до 15-20% средств в здравоохранении расходуется неэффективно. В нынешней ситуации это катастрофа!»
А регионы тем временем готовятся к очередному витку оптимизации. Судя по характеру отчетов, основное внимание уделяется сбереженным для бюджета суммам — так, видимо, чиновникам легче всего показать себя в кризисное время. "В результате оптимизации в 2015 году в Дагестане будет сэкономлено до 400 миллионов рублей", — рапортуют официальные лица по итогам заседания, где шла речь о дальнейших перспективах республиканского здравоохранения. Люди же как всегда — где-то за цифрами, отмечает ИА "Амител".
Напомним, что Минфин РФ между тем предлагает правительству вернуться к идее оптимизации госрасходов на школы и вузы. Он считает, что политика слияния учреждений, сокращения персонала и продажа освободившихся излишков – цель верная и оправданная. Сейчас, как оказывается, еще и «подкрепленная» результатами проверок.