FLB: Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк почти решились отобрать «Мечел» у Игоря Зюзина, но опасаются рисков
"«Основной владелец металлургической компании «Мечел» может быть отстранен от управления. Не исключено, что такое решение будет принято по инициативе банков-кредиторов, - передает 26 мая радио «Эхо Москвы».
"Мечел" испытает серьёзные проблемы с обслуживанием долга, который составляет несколько миллиардов долларов. Председателем совета директоров компании является её основной владелец Игорь Зюзин».
“Более того Игорь Зюзин даже лишиться своего пакета акций, - сообщает в понедельник «УралИнформБюро» со ссылкой на представителей банковского сообщества.
В частности президент ВТБ Андрей Костин, не исключал возможности перехода пакета акций "Мечела" от нынешнего владельца к новому, который сможет внести необходимые средства и улучшить работу компании».
“В качестве альтернативы продажи доли Зюзина в компании рассматривается замена операционного менеджмента, чтобы банки-кредиторы получили полный контроль над управлением «Мечелом»», - сообщает в понедельник портал Slon.Ru.
"Мы работаем сегодня с "Мечелом" по реструктуризации кредитов, чтобы компания смогла выполнить свои обязательства. Есть и другой вариант: согласно ему нынешний владелец лишается пакета акций, а банки-кредиторы продают его новому акционеру, который в состоянии внести необходимые средства и улучшить работу компании. Но пока мы этот вариант не рассматриваем", - в то же время заявляет "Ведомостям" глава ВТБ Андрей Костин.
"На уровне кредитных комитетов мы активно обсуждаем сейчас два варианта - первый, при котором нынешний операционный менеджмент "Мечела" заменят представители банков и таким образом кредиторы полностью возьмут под контроль ситуацию, и второй, при котором банки получат полный контроль на акционерном уровне и распродадут активы", - цитирует в понедельник агентство “Интерфакс” представителя одного из банков - кредиторов "Мечела".
По словам топ-менеджера еще одного из банков-кредиторов, детально сценарий отстранения Зюзина не прорабатывался. Он таит в себе риски: отстранение собственника может привести к проблемам с долгом, могут обнаружиться и "скелеты в шкафу". Вариант с конвертацией долга в акции невыгоден из-за неподходящей рыночной конъюнктуры.
Сам Зюзин комментировать возможность его отстранения от управления отказался.
Представитель "Мечела" заявил: "Мы ведем с банками диалог о финансовой стабилизации компании, совместно прорабатываем различные варианты, но в любом случае в таком ключе переговоры не идут".
“Крупнейшими кредиторами "Мечела" являются Газпромбанк ($2,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Сбербанк ($1,3 млрд), - отмечает агентство РБК.
Ранее стало известно, что в 2013 г . "Мечел" увеличил чистый убыток на 76% - почти до 3 млрд долл. Выручка упала на 19% - до 8,6 млрд долл. EBITDA снизилась на 50% - до 730 млн долл.
Основная причина роста чистого убытка - списания более чем на 2 млрд долл., обусловленные отрицательным результатом от закрываемых предприятий, убытком от выбытия внеоборотных активов, обесцениваем долгосрочных активов, а также резервами по дебиторской задолженности, объяснила компания в сообщении.
На 31 декабря 2013 г. общий долг компании составил 9 млрд долл., а чистый долг - 8,7 млрд долл., он снизился примерно на 300 млн долл. за четвертый квартал прошлого года».
Более того, Зюзин заложил банкам-кредиторам почти 42% акций "Мечела" из его общей доли в размере 67,42%. Кроме того, в прошлом году "Мечел" по проектному финансированию ВЭБа заложил 49% "Эльгауголь", которое ведет освоение Эльгинского месторождения угля».
21 марта в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Альфа-банк остался без денег» говорилось: «"Мечел"смог договориться об отсрочке по выплате кредитаАльфа-банкана сумму 150 млн долларов. Компания должна расплатиться с банком в течение месяца и надеется пролонгировать кредит, - передавало инфомационное агентство ИТАР-ТАСС.
Как сообщалось, "Мечел" ведет переговоры с Альфа-банком касательно требований досрочной оплаты кредита на сумму 150 млн долларов. Компания подчеркивала, что если не сможет договориться с банком о погашении в предусмотренные кредитным договором сроки (июнь-июль 2014 года), то "Мечел" выполнит все обязательства перед банком и погасит кредит досрочно».
По словам собеседников "Ведомостей", “вчера истек срок погашения долга перед Альфа-банком, но платить "Мечелу" не пришлось. Погашение долга начнется со следующей недели. С 24 марта компания еженедельно пятью равными траншами расплатится с банком. Таким образом, окончательные расчеты должны быть произведены 21 апреля».
Как передавало агентство ПРАЙМ, “пока стороны не договорились о новом графике погашений окончательно. "Мечелу" пока еще не удалось найти деньги для рефинансирования долга перед Альфа-банком. Компании, скорее всего, придется изымать деньги из оборота.
Если компания не сможет расплатиться, наступит кросс-дефолт и по другим обязательствам, указывал "Мечел" в отчетности за 2012 год.
В 2013 году "Мечел" договорился о реструктуризации кредитов Газпромбанка (889 миллионов долларов, погашение с 2017 года), Сбербанка (25,5 миллиарда рублей, погашение с первого квартала 2015 года), синдицированного предэкспортного финансирования (PXF) на 1 миллиард долларов (выплаты 500 миллионов долларов перенесены на 2015-2016 годы), "Уралсиба" (85,7 миллиона долларов) и ВТБ (51,9 миллиона долларов). Чистый долг "Мечела" на февраль — 9 миллиардов долларов (69% приходится на российские банки)».
«Помощник президента Алексей Белоусоврекомендовал «Мечелу» продавать активы. Он называл такую стратегию самым надежным вариантом для обремененной долгами компании, - писало деловое издание РБК daily. - Правда, эксперты подсчитали, что от реализации уже заявленных активов компания получит немногим более 1 млрд долл. А если предложит покупателям, к примеру, «Мечел-Майнинг», то может обесцениться и сорвать все ковенанты по банковским кредитам, считают аналитики.
«Мечелу» может помочь продажа активов, такое мнение высказывал на съезде РСПП помощник президента России Андрей Белоусов. Он заявлял, что банкротство для компании — это крайняя мера, потому что она ставит под риск достаточно большие трудовые коллективы.
«У нас есть конкретные действия, и если они будут реализованы, «Мечел» выйдет из этой ситуации. Я сейчас не хочу комментировать, какие это действия, но могу сказать, что продажа некоторых активов может помочь. Это вариант, который я поддерживаю, и он действенный, но он не единственный. Есть и другие варианты. Но этот вариант — самый надежный. И компания готова на это пойти», — подчеркивал в марте Белоусов.
О том, что банкротство компанииИгоря Зюзинане рассматривается, заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров: «Я считаю, что на сегодняшний день банкротить эту компанию нет смысла. Будет гораздо проще обеспечить государственной поддержкой, чтобы «Мечел» остался на плаву и мог далее развиваться».
«Мечел» испытывает серьезные долговые проблемы, из-за которых компании пришлось вести переговоры с кредиторами, согласившимися перенести выплаты по кредитам, а также увеличить ковенанты, соотношение долга к EBITDA до 10. В «Мечеле» отказались комментировать, какие именно активы имел в виду Белоусов, уточнив, что о желании реализовать некоторую свою собственность заявляли открыто.
В конце 2012 года «Мечел» планировал продать 20% Эльгинского месторождения за 1 млрд долл., напоминала аналитик Ирина Тригуб. Сейчас, по ее расчетам, этот актив может стоить половину этой суммы с учетом падения цен на уголь. Другой относительно крупный актив, выставленный на продажу, — Blustone — может, по ее расчетам, стоить 400 млн долл. Но здесь могут возникнуть проблемы с покупателем: российские компании остерегаются делать покупки в Америке, а резиденты США пока не высказывали желания из-за избытков запасов. Остальные активы настолько малы, что перед долгом в 9 млрд долл. прибыль от их продажи не выглядит значительной.
К примеру, от продажи активов «Мечел-Сервиса» в этом году компания рассчитывает получить только 100 млн долл.
Единственный интересный для инвесторов актив компании, это «Мечел-Майнинг», говорил аналитик ФГ БКС Олег Петропавловский. Если компания Игоря Зюзина выставит на продажу 50% этого актива, за нее можно будет получить максимум 2 млрд долл. при условии, что цены на уголь начнут расти. Правда, в таком случае обесценится сам «Мечел», полагал аналитик.
На «Мечел-Майнинге» числится 4 млрд долл. Долга, чисто теоретически после продажи компания Зюзина может не консолидировать эту цифру в своей отчетности, вернуть 2 млрд долл., полученных от продажи, рассуждает Петропавловский, в таком случае на самом «Мечеле» останется 3 млрд долл. долга.
Однако если показатели «Мечел-Майнинга» не консолидировать в отчетности, то EBITDA головной компании резко снизится и будет близка к нулю, а соотношение долг/EBITDA не снизится, а, напротив, будет стремиться к бесконечности, считал эксперт. Основная проблема «Мечела», по его мнению, в том, что активы покупались дорого в докризисные времена, а теперь их получится продать только очень дешево».
«Что будет с самим "Мечелом"? Игорь Зюзин продолжит им управлять, по крайней мере до тех пор, пока государство не посчитает, что актив становится для него интересным и не сменит собственника. Госбанки в этом случае очень легко реализуют свое право на залог. Впрочем, с учетом долгов и стоимости компании, фактическим собственником Игорь Зюзин уже не является», - писал журнал «Компания» в №9 (790).