«Президент Газпромбанка Андрей Акимов вывел из кипрского Laiki Bank свой вклад в 2 миллиона евро за девять дней до блокировки всех подобных операций властями острова и объявления о возможной «стрижке» депозитов. Об этом пишет The Financial Times. Акимов тем самым вошел в число крупных вкладчиков кипрских банков из России, Украины и самого Кипра, спасших свои деньги в последний момент. Газпромбанк данную информацию пока не комментирует».
«The Financial Times пишет, что про транзакции Андрея Акимова, как и других «инсайдеров», рассказали кипрские оппозиционные СМИ, после чего президент Кипра Никос Анастасиадис попросил внимательно изучить денежные переводы фирмы, принадлежащей семье Акимова. С таким поручением он обратился к коллегии верховных судей острова», - отмечает 3 апреля Полит.Ру.
Накануне кипрская оппозиционная газета Harvaghi опубликовала список 100 компаний и физических лиц, которые в начале марта вывели свои средства из кипрских банков, возможно, воспользовавшись инсайдерской информацией. Больше всего денег — 21 млн евро — вывела семья Луциос — крупные автомобильные дилеры, а также украинский миллиардер Ринат Ахметов, переведший в «некую» страну 30 млн евро и компания Highstat Limited Алексея Мордашова. Всего было выведено более 916 млн долларов».
«Представители Ахметова, впрочем, заявляют, что инсайдом он не пользовался. Для того, чтобы вывести деньги, ему было достаточно сообщений в мировых СМИ о назревающем кризисе, - сообщает в среду Лента.Ру.
Что касается Акимова, то после победы Анастасиадиса на выборах президента Кипра в феврале Газпромбанк назывался претендентом на покупку Laiki Bank, но отказался от идеи после ухудшения ситуации на острове.
Банковский кризис на Кипре, разразившийся в феврале-марте текущего года, привел к замораживанию депозитов в крупнейших банках страны. В обмен на помощь «тройки» кредиторов, состоящей из МВФ, ЕС и ЕЦБ, правительство страны решило провести «стрижку» всех депозитов размером более 100 тысяч евро. Гарантированно вкладчики получат только 10 процентов своих средств, остальное будет конвертировано в акции или останется замороженным».
«6 марта Акимов снял 2 млн евро и закрыл свой счет в Laiki, следует из документа, опубликованного оппозиционным кипрским изданием Haravghi, - пишет в среду Газета.Ру.
Успел до заморозки счетов офшор Reetmist Ltd – он аффилирован с группой «Альфа», со счета оффшора выведено около $27 млн, но счет не закрыт, на нем висит остаток в размере $35 млн. Mallino development group забрал со счетов $7,6 млн – это офшор екатеринбургского строительного концерна Mallino.
Связанная с банком «Россия» Юрия Ковальчука компания Telcrest Investments Limited сняла с кипрского счета $7,25 млн, оставив $9,5 млн. $1,7 млн из кипрского банка забрала и группа Sibanthracite Plc, офшор угольной корпорации «Сибирский антрацит», на счетах компании осталось около $2,2 млн.
Офшор Tirona забрал со счетов $1,6 млн, оставив $2,1 млн. Эта компания выступает акционером одного из лидеров рынка «быстрых кредитов» Прибалтики AS 4finance. В органах управления компании работает российский предприниматель Олег Бойко.
Также деньги со счетов выводили Fiona Trust and Holding Corp, траст, входивший в группу «Совкомфлот», Auborn экс-депутата Госдумы Евгения Туголукова, Highstat Ltd Алексея Мордашова и Joytas, владеющая долей в ООО «Сибтранс».
В течение двух недель со счетов из рухнувшего кипрского банка Laiki выведено около 500 млн евро. Кипрская оппозиция считает проводки подозрительными. Многие из удачливых вкладчиков были клиентами юридического бюро, в котором работает дочь президента Кипра Эльза Люциус.
В начале марта деньги из Laiki забирали и структуры, связанные с украинским предпринимателем Ринатом Ахметовым. В кипрском банке лежали 30 млн евро. «Возможность кризиса широко обсуждалась в СМИ», — пояснили в холдинге Ахметова SCM.
Но Haravghi указывает, что Ахметов был клиентом юридической фирмы, партнером которой выступает Эльза Люциус — дочь президента Кипра Никоса Анастасиадиса.
«Глава Кипра в настоящее время пытается спасти свою репутацию после обвинений в выводе его семьей крупных сумму перед началом кризиса. За два дня до открытия торгов на Кипре и наступления оттепели в одном из пострадавших банков - Bank of Cyprus - греческая газета Proto Thema опубликовала список из 132 юридических и физических лиц, которые в первой половине марта выводили из банка Laiki рубли, доллары и евро. В перечне, занявшем четыре страницы, есть и фирма Loutsios, предположительно, принадлежащая родственникам кипрского президента, - сообщает Newsru.com.
«Кипрские банки были закрыты с 16 марта, после того, как власти страны объявили, что по требованию Еврогруппы с депозитов до 100 000 евро будет списано 6,75%, а с более крупных вкладов — 9,9% налога. Чтобы из-за принудительной реструктуризации вкладов не произошло массового оттока капитала, Банк Кипра запретил любые платежи и переводы местным банкам. Первоначальный план парламент острова отклонил, а на поиски выхода из кризиса ушло две недели», - пишут «Ведомости».
Между тем, как пишет сегодня деловое издание РБК daily, «новый британский регулятор, Управление пруденциального надзора (PRA), в первый день своей работы сообщил, что оградил от списаний деньги британских граждан в филиалах и «дочках» кипрских банков, работающих в Соединенном Королевстве. Речь идет о 15 тыс. счетов на общую сумму 270 млн фунтов.
PRA, созданное в качестве отдельного ведомства в структуре Банка Англии, переняло часть функций упраздненного Управления финансового надзора. Во вторник регулятор сообщил, что вкладчики второго по величине кипрского банка Laiki в Великобритании не пострадают от решения ликвидировать финансовый институт в рамках спасения островной республики. Напомним, что владельцы депозитов на сумму более 100 тыс. евро в Laiki и Bank of Cyprus могут потерять не менее 30—40% от общего объема средств на своих счетах.
PRA сообщило, что деньги британских граждан в Laiki, работающем в Великобритании в статусе отделения кипрского банка, будут переведены в Bank of Cyprus UK. Последний ведет операции в стране в качестве дочерней компании, а поэтому включен в британскую систему страхования вкладов, покрывающую депозиты физлиц на сумму до 85 тыс. фунтов стерлингов (100,8 тыс. евро). По договоренности с Банком Англии кипрский центробанк издал декрет, позволяющий совершить перевод средств.
Соответственно, владельцы 15 тыс. счетов на общую сумму 270 млн фунтов никак не пострадают от решения привлечь вкладчиков кипрских банков к спасению островной республики. Средняя сумма на каждом счете составила 18 тыс. фунтов. При этом 5% депозитов превышает покрываемые государством 85 тыс. фунтов, но они будут переведены в британский Bank of Cyprus в полном объеме.
Вопрос безопасности средств британцев на депозитах иностранных банков особо остро встал после кризиса в Исландии в 2008 году. Тогда вклады клиентов его британского отделения Icesave были заморожены. С тех пор, однако, в британскую систему страхования депозитов были включены практически все иностранные банки, работающие в стране и не участвующие в аналогичных программах стран своего происхождения. При этом с 2001 года 4,5 млн британцев получили компенсации за «сгоревшие» по разным причинам депозиты на сумму свыше 26 млрд фунтов.
Причем к британским клиентам кипрских банков отнеслись с максимальной заботой. «Соглашение (о переводе депозитов) не повлияет на доступ к банковским счетам, и, таким образом, все клиенты, открывшие счета в Laiki, смогут получать доступ к своим средствам в обычном режиме, ничего специального для этого не делая», — отметило PRA. Британцы, взявшие кредиты в местном Laiki, теперь будут направлять свои выплаты напрямую на Кипр, сообщила PRA.
PRA, таким образом, выполнило данное на прошлой неделе министром финансов Джорджом Осборном обещание найти «британское решение» вопроса, которое позволило бы гражданам страны избежать участия в спасении Кипра. «В самый первый день своей работы вы разрешили банковскую проблему, не обращаясь ко мне за деньгами британских налогоплательщиков. Продолжайте в том же духе», — похвалил во вторник министр новое ведомство.
Напомним, на Кипре, где на банковских счетах оказались заморожены и средства россиян, введены ограничения на банковские операции. Физлица не могут снимать со счетов более 300 евро в день. Для компаний лимит денежных переводов, не требующих согласования, вчера был повышен с 5 тыс. до 25 тыс. евро. Операции свыше этого порога и до 200 тыс. одобряются только после тщательной проверки. А каждый перевод более чем 200 тыс. евро требует особого решения кипрского центробанка».
18 марта в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Оффшорная экспроприация» говорилось: «власти Кипра под давлением министров финансов еврозоны согласились ввести единовременный антикризисный сбор с банковских депозитов и поднять налог на прибыль корпораций в обмен на финансовую помощь ЕС. Россияне, держащие на Кипре десятки миллиардов евро, первыми пострадают от "грабительского" закона.
Президент Кипра Никос Анастасиадис сравнил охватившие страну финансовые проблемы с турецким вторжением в 1974 году. В телеобращении к нации он также пообещал вкладчикам частично компенсировать убытки от принудительного списания депозитов. Пока же ЦБ Кипра запретил всем банкам страны любые платежи и переводы на острове и за рубежом.
Налог составит 6,75% на вклады до 100 тысяч евро и 9,9% на вклады свыше этой суммы. Он является одним из непременных условий предоставления Кипру экстренного пакета помощи в размере 10 млрд евро, - сообщала Русская служба BBC.
Примечательно то, что по условиям спасения Кипра среди пострадавших оказались и мелкие вкладчики. На такой шаг власти были вынуждены пойти, чтобы налог не выглядел как сбор только с крупных, в основном российских вкладчиков. По оценке Barclays Capital, на нерезидентов приходится 40% депозитов в кипрских банках, треть этой суммы приходится на россиян, - цитировала в начале февраля InoPressa лондонское экономическое издание The Financial Times.
Кто проиграет больше всех
Возможное введение на Кипре налога на депозиты существенно не отразится на показателе притока или оттока капитала в РФ, считает замглавы МЭР Андрей Клепач.
"Это вопрос увеличения рисков, не вопрос бегства капитала", - сказал Клепач, отвечая на вопрос агентства "Прайм", как отразится возможное введение на Кипре налога на депозиты на динамике движения капитала РФ, где сегодня наблюдается отток.
"Это внутреннее решение по спасению кипрских банков, которые находятся в кризисе. Это не вопрос о том, что смогут или не смогут забрать свои средства из банков Кипра российские вкладчики. Вопрос - как они спасут свои деньги", - сказал Клепач.
Киприоты не держат много денег в банках, предпочитая наличные, основные вкладчики местных банков иностранцы, среди которых много русских и британцев. Известие об изъятии 10% депозитов в кипрских банках вызвало панику среди российских бизнесменов, входящих в список богатейших бизнесменов Forbes.
Собеседник Forbes в окружении одного из них говорит, что "стрижка" депозитов на Кипре - самая жаркая тема обсуждения с утра в субботу. Бизнесмены сетуют, что не ожидали такого. Несмотря на то, что многие уменьшили свои депозиты в кипрских банках в марте-феврале, все еще есть что терять.
В ноябре прошлого года немецкое издание Der Spiegel писало, что российские бизнесмены хранят в кипрских банках 26 млрд долларов.
“Власти крупнейшего донора еврозоны — Германии — не хотят тратить деньги налогоплательщиков на помощь "российским олигархам и стремящимся минимизировать налоги транснациональным корпорациям". Списание депозитов может вызвать волнения вкладчиков в других странах еврозоны, но считает опасность списания госдолга Кипра более значительной”, - отмечало тогда РИА Новости.
В ответ власти Кипра заявили, что публикация в Der Spiegel - это попытка "запятнать репутацию страны как международного инвестиционного центра", а представитель правительства Стефанос Стефану сказал, что страна приняла законы, которые противодействуют легализации "грязных" денег, за что получила похвалу от МВФ.
Тем не менее эксперты уверены, что на Кипре много российских денег, и как считают аналитики, фактически речь шла о выделении денег европейских налогоплательщиков на спасение вкладов российских инвесторов.
Как сообщило в начале этого года Министерство финансов Кипра, объем всех депозитов в местных банках превышает 70 млрд евро, а иностранных - 30 млрд евро. По данным Moody's, 12 млрд долларов (9,1 млрд евро) принадлежит россиянам. Кроме того, российские банки выдали до 40 млрд долларов кредитов местным банкам и российским компаниям, зарегистрированным на Кипре.
Российские вкладчики восприняли новость о налоге крайне эмоционально. "Это экспроприация частной собственности, пусть частичная, но экспроприация. И я считаю, что Кипр после этого потеряет роль финансового центра, которую он до настоящего времени играл. Думаю, что доверие инвесторов и к банкам, и к государству Кипр будет подорвано на долгие годы, ведь страна во многом жила и живет за счет оказания финансовых услуг", - заявлял РБК daily председатель правления банка "КИТ Финанс" Андрей Дегтярев.
"У моих друзей, которые держат средства на счетах в кипрских банках, была одна реакция: все ругались и называли это полным беспределом, - рассказал изданию другой инвестбанкир. - У некоторых из них на счетах зависло по 100 млн евро, из которых 10 млн может быть просто потеряно. По их словам, как только будут открыты банки, они все планируют закрыть свои счета и перевести средства в банки других стран, например Ближнего Востока или Азии".
Окончательно ситуация прояснится 18 марта, после принятия решения парламентом страны. Но каким бы оно ни было, отток средств из банков Кипра обязательно будет. Маловероятно, что эти средства перетекут в российскую банковскую систему. Скорее всего россияне, размещавшие депозиты на Кипре, переведут деньги в банки устойчивых европейских стран, считает первый заместитель председателя правления СМП Банка Александр Левковский.
Российские деньги стали одной из причин противостояния Кипра с кредиторами
Еврогруппа ожидает соглашения между Кипром и Россией о финансовом участии, говорится в заявлении Еврогруппы. Министр финансов Кипра Михалис Саррис должен прилететь на переговоры в Москву в среду 20 марта. Ранее Кипр обращался за помощью к России: в 2011 году он получил 2,5 млрд евро до 2016 года, а позже попросил продлить срок кредита до 2022 года и выделить еще 5 млрд. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что среди условий может обсуждаться раскрытие информации о бенефициарах российских компаний.
Как отреагирует российский бизнес на соглашение Кипра с кредиторами, пока не ясно, - писали "Ведомости". Будет вал работы по переструктурированию холдингов. Какие-то компании покинут остров и переедут, например, в Люксембург или Нидерланды, но рано говорить, что Кипр ушел с рынка структурирования холдингов, уверена партнер PwC Наталья Кузнецова. Налог на прибыль увеличивается на 2,5 п. п., но это изменение не затрагивает режим налогообложения дивидендов и прибыли от продажи акций, они по-прежнему освобождены от налогов, объяснял Кузнецова.
Беспрецедентное решение для еврозоны прокладывает дорогу для таких же мер в других странах со слабой экономикой, отмечают аналитики Barclays. Кипр - это особый случай, возражает Альберто Галло из Royal Bank of Scotland: банковские активы страны - 125 млрд евро, в 7 раз больше размеров экономики, а объем гособлигаций, которые можно было бы использовать в качестве залога финансирования, незначителен (2 млрд евро).
На острове условия предоставления помощи вызвали всеобщий гнев
Между тем тысячи киприотов выстроились в очереди к банкоматам, чтобы успеть снять деньги до вторника, когда соглашение о введении налога может вступить в силу. Во многих банкоматах наличность быстро закончилась, другие банки резко ограничили сумму выдачи.
Президент страны Анастасиадис заявил, что Кипр оказался перед выбором - стабилизовать финансовую систему или принять финансовый коллапс и выход из еврозоны.
Президент также обещал вкладчикам акции в их банках на сумму, равную выплачиваемому налогу: те, кто в течение ближайших двух лет оставят свои вклады в кипрских банках, получат ценные бумаги, привязанные к доходам от продажи газа.
В 2011 году Кипр объявил об открытии больших запасов газа на дне Средиземного моря, однако Турция оспаривает права кипрских властей на разработку этого месторождения.
Страны еврозоны - в первую очередь Германия - настаивали на введении налога на депозиты из-за опасений о том, что кипрские банки могут использоваться для отмывания денег. В Брюсселе опасались, что деньги, выделенные Кипру, могут оказаться в руках богатых россиян, имеющих счета на острове”.
|