FLB: Фигуранты дела «Росагролизинга», несмотря на переквалификацию им обвинения, не торопятся возмещать ущерб
"«Судебная система Российской Федерации устроена таким образом, что в ряде случаев вместо разбирательства дела по существу судьи вместе с прокурорами занимаются поиском формальностей, позволяющих обвиняемому уйти от ответственности. Разумеется, речь идет лишь о тех случаях, когда обвиняемые — представители властной номенклатуры. А уж тем более если речь идет о подельниках экс-сельхозминистра Елены Скрынник, - пишет 29 января интернет-издание «Руспресс».
Вслед за бывшим замминистра сельского хозяйства Алексеем Бажановым следствие теперь вынуждено смягчить обвинение и беглому аграриюСергею Цветкову. Ущерб в 1,2 млрд рублей, нанесенных государству при этом в расчет не принимается — его ведь обещают компенсировать, не уточняя правда, источник происхождения средств для компенсации».
«После смягчения обвинений экс-замминистру сельского хозяйства России Алексею Бажанову следствие пересмотрело квалификацию по делам других фигурантов этого дела — бывших топ-менеджеров холдинга ЗАО "Маслопродукт-БИО"Романа Малова и Сергея Дуденкова, а также экс-партнера Бажанова по агробизнесу Сергея Цветкова. Теперь всем им инкриминируется мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК), которое предполагает максимальное наказание пять лет тюрьмы и позволяет им претендовать на амнистию, - передает в среду ИА «Амител».
Сам Цветков скрывается в Таиланде и, несмотря на то что новое обвинение не грозит ему заключением под стражу, возвращаться в Россию пока не собирается».
Как рассказывает в сегодняшнем номере «Известий» адвокат Цветкова Алексей Хорольский, «новость о переквалификации дела сообщил ему следователь, после чего защитник прибыл в Следственный департамент МВД, где и ознакомился с новым обвинением.
— Ранее Цветкову вменяли ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере»), а теперь — 159.4 УК «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», — сообщил Алексей Хорольский.
Новое обвинение по строгости наказания в два раза мягче классической статьи о мошенничестве: пять лет заключения вместо 10. Также немаловажно, что эта статья не предполагает ареста для подозреваемого и обвиняемого. Именно поэтому Алексей Бажанов, которому в декабре 2013 года первому из фигурантов дела «Росагролизинга» предъявили смягченное обвинение, вышел из СИЗО, где провел всё время, пока шло следствие — то есть с апреля 2013 года. Смягчив обвинения в адрес Бажанова, следователи были вынуждены сделать то же самое и в отношении других фигурантов этого дела — бывших топ-менеджеров холдинга ЗАО «Маслопродукт-БИО» Романа Малова и Сергея Дуденкова.
Что касается Цветкова, его новая статья теоретически попадает под экономическую амнистию, однако в январе 2014 года срок ее уже истек. Больше шансов воспользоваться амнистией остается лишь у Бажанова, который еще весной прошлого года предусмотрительно написал соответствующее ходатайство, словно предполагая, что обвинение в его адрес могут смягчить.
Адвокат Алексей Хорольский также напомнил, что главным условием амнистии является погашение причиненного ущерба, который в данном уголовном деле оценивается в 1,2 млрд рублей.
— У Цветкова таких денег никогда не было и нет, — заверяет Хорольский. — Из всех обвиняемых разве что у Бажанова они найдутся.
Что касается Сергея Цветкова, то, несмотря на смягчение обвинений, он по-прежнему не намерен возвращаться в Россию из Таиланда, где скрывается от российских правоохранительных органов.
— Он может теперь не опасаться ареста, но все равно говорит, что не собирается сюда, — сообщил изданию человек из окружения Цветкова».
20 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Сумма ущерба превыше амнистии» говорилось: ««Росагролизинг» требует с фигурантов скандальных уголовных дел о многомиллиардных хищениях у госкорпорации компенсации ущерба.
В «Росагролизинге» ущерб от их деятельности насчитали на сумму в 600 млрд рублей, также госкорпорация лишилась оборудования, которое находится сейчас в залоге у одного из банков.
Руководство госкомпании проанализировало ситуацию вокруг решения Следственного департамента МВД переквалифицировать уголовное дело против экс-замминистра сельского хозяйства и его подчиненных на более мягкую статью. Это формально оставляет Малову и Дуденкову возможность попасть под экономическую амнистию», - сообщало издание URA.Ru.
«Крупнейшая сельскохозяйственная лизинговая компания «Росагролизинг», проходящая потерпевшей по многочисленным уголовным делам о расхищении бюджетных средств, всеми законными способами будет препятствовать освобождению от ответственности обвиняемых и подозреваемых в рамках амнистии, - заявляли «Известиям» представители компании.
Фигуранты скандальных уголовных дел признались изданию, что по этой же причине они и сами не рассчитывают на амнистию: у них попросту нет возможности погасить многомиллионный ущерб.
Как поясняют в «Росагролизинге», у компании есть финансовые претензии к фигурантам дела, которые задолжали ей свыше 0,5 млрд рублей. Долг возник в результате схемы, которую, как считают в холдинге, разработали бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник и ее экс-заместитель Бажанов.
— По условиям договоров, определенным Еленой Скрынник и компаниями Баженова «Вита» и «Маслопродукт-БИО», «Росагролизинг» перечислил фирмам 1,2 млрд рублей, — рассказал изданию советник гендиректора «Росагролизинга» Евгений Зеленский. — Эти деньги предназначались для закупки оборудования. Реальная же рыночная стоимость оборудования на 2008 год не превышала 640 млн рублей.
Однако даже с учетом завышенной стоимости, объясняют в «Росагролизинге», оборудование всё равно не поступило компании, поскольку Бажанов, по словам представителей «Росагролизинга», внезапно нашел в договоре Скрынник неточности.
— Бажанов заявил, что по условиям договоров, подписанных Скрынник, неясно, какое конкретно оборудование нужно было поставить, — рассказал Зеленский».
“В 2008 году «Росагролизинг» перечислил «Маслопродукту» и другим фирмам 1,2 млрд рублей на покупку техники для производства масла. При этом рыночная стоимость оборудования на то время не превышала 640 млн рублей, - напоминало воронеждское региональное издание “МОЁ! Оnline”.
Бажанов, как выяснилось позже, неоднократно перепродавал оборудование подконтрольным ему организациям, пока в конце концов оно и вовсе не оказалось в залоге сразу у двух банков — «Россельхозбанка» и «Связь-банка». Однако если ситуацию с «Россельхозбанком» в 2011 году удалось урегулировать самому Бажанову, досрочно погасив кредит, то оборудование по-прежнему находится в залоге у «Связь-банка», и даже его возврат не компенсирует ущерба компании.
При этом в «Росагролизинге» заявили, что, даже если оборудование вернётся в компанию, то долг фигурантов всё равно составит ещё 600 млн рублей».
«Необходимость погашения ущерба, как обязательное условие для амнистии, делает ее невозможной для некоторых фигурантов дел о хищении средств у «Росагролизинга». Так, например, в липецком деле «Росагролизинга», где фигурантами проходят бывший подчиненный Скрынник Олег Донских и трое местных аграриев - Игорь Коняхин, Сергей Бурдовский и Дмитрий Занозин, сумма ущерба оказалась неподъемной для обвиняемых, - сообщала липецкая газета «Мой город».
Елена Скрынник сначала защищала своего подчиненного, а затем стала свидетелем по уголовным делам против Донских.
Елена Скрынник давно знакома с Олегом Донских. С 2001 по 2009 год она возглавляла «Росагролизинг», а в 2008-2009 годах Донских был ее региональным представителем - руководил подразделением «Росагролизинга» по ЦФО. В начале апреля 2009 года Донских был назначен начальником управления сельского хозяйства Липецкой области, а через пару месяцев уехал в Москву, в Минсельхоз, где стал подчиненным министра Скрынник.
Первое уголовное дело против Донских было возбуждено в 2011 году по статье «Мошенничество». По версии следствия, Донских вместе с партнерами - гендиректором «Липецкагротехсервиса» Игорем Коняхиным и главой «Межрегионторга+» Сергеем Бурдовским - занимался фиктивными поставками оборудования для животноводческих ферм и спиртзаводов. Деньги перечислялись фирмам-посредникам по поддельным контрактам, после чего переводились на счета фирм-однодневок и обналичивалисьогда он похитил 500 млн рублей.
Во втором уголовном деле Донских действовал по похожей схеме: в 2007-2009 годах государство перечислило «Росагролизингу» около 300 млн рублей на строительство двух животноводческих ферм в Рязанской области. По документам, фермы построили и оснастили современным оборудованием, но на самом деле их не было. Тогда по этому делу в Москве и Липецкой области прошли обыски. У Донских было выявлено довольно много недвижимости».
«Мы даже не рассматривали такую возможность, потому что мой клиент просто не сможет погасить ущерб, — признавался «Известиям» адвокат Сергея Бурдовского Алексей Мамонтов. — А это обязательное условие для амнистии».
Что касается переквалификации уголовного дела в отношении Бажанова и его помощников с ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере») на ст. 159.4 («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»), то, как выяснили издание, следствие мотивировало это тем, что Бажанов преднамеренно не исполнил свои договорные обязательства.
— Согласно определению Верховного суда, для квалификации содеянного по ст. 159.4 УК основанием является не только совершение мошенничества в сфере предпринимательской деятельности, но и его сопряженность с преднамеренным неисполнением договорных обязательств, — поясняет источник, близкий к следствию.
Однако, также подчеркнули в МВД, решение об амнистии, ходатайство о которой фигуранты отправили еше в прошлом году, пока не принято».