FLB: Следственный комитет вновь отчитался в раскрытии резонансного убийства журналистки Анны Политковской
"“СКР завершил расследование дела об убийстве Анны Политковской, - передает 18 апреля радио “Русская служба новостей” (РСН).
В ведомстве напомнили, что оно касается пятерых обвиняемых. Уголовное дело в отношении ещё одного фигуранта — Дмитрия Павлюченкова было выделено в отдельное производство, так как он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и получил 11 лет тюрьмы.
Расследование дела в отношении предполагаемого заказчика будет продолжено”.
“"Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено в Генеральную прокуратуру России для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу", - говорится в "Интерфакс".
“В совершении преступления обвиняются: братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, бывший московский милиционер Сергей Хаджикурбанов и чеченский авторитет Лом-Али Гайтукаев. Материалы направлены в Генеральную прокуратуру России для утверждения обвинительного заключения и передачи дела в суд», - сообщает в четверг «Коммерсант-Online».
“Фигуранты дела Лом-Али Гайтукаев и его племянники – братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, а также Сергей Хаджикурбанов обвиняются по статьям «убийство» (ч.2 ст.105 УК) и «незаконный оборот оружия» (ч.3 ст.222 УК)”, - информирует Полит.Ру.
“Все фигуранты дела об убийстве журналистки Анны Политковской закончили ознакомление с материалами расследования, - сообщил в четверг агентству РАПСИ адвокат одного из обвиняемых Алексей Михальчик.
"По моей информации, все обвиняемые закончили знакомиться с материалами дела, в том числе Лом-Али Гайтукаев, которого суд ограничил в ознакомлении до 15 апреля. С этого момента следствие должно начать подготовку к передаче уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения", - сказал защитник.
Адвокат другого обвиняемого Мурад Мусаев отметил, что пока защиту официально не уведомили о передаче дела в прокуратуру. "Я сам и мой подзащитный ознакомились с материалами дела довольно давно", - сказал он».
««По версии следствия, Гайтукаев являлся организатором преступления. Именно он создал в 2006 году организованную группу, в которую вошли другие обвиняемые», — цитирует сообщени следственного ведомства Фонтанка.Ру.
«Гайтукаев руководил группой вплоть до его задержания за организацию покушения на убийство украинского бизнесмена Геннадия Корбана, за что он был осужден и отбывает наказание. В Москве же организацию преступления осуществлял Сергей Хаджикурбанов, а осуществлял его Рустам Махмудов. Обвиняемые тщательно планировали убийство журналистки, приобретали оружие, согласовывали свои действия друг с другом», — поясняет СКР».
«"Получив от Павлюченкова информацию о месте жительства потерпевшей, 7 октября 2006 года братья Махмудовы вели за ней слежку. Заметив Политковскую за рулем автомобиля, Ибрагим Махмудов сообщил об этом своему брату Джабраилу, а тот в свою очередь Рустаму, который вошел в подъезд дома, где проживала журналистка. Когда она вошла в лифт, Махмудов несколько раз выстрелил в нее из пистолета, который бросил на месте убийства", - цитирует сообщение СК информационное агентство ИТАР-ТАСС.
В Следственном комитете напомнили, что уголовное дело в отношении Дмитрия Павлюченкова, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, было выделено из уголовного дела об убийстве Анны Политковской. Приговором суда ему назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима».
«Анна Политковская, известная своими громкими журналистскими расследованиями о нарушении прав человека в Чечне, была убита в лифте своего дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года», - напоминает «Российская газета».
«Анна Политковская была застрелена киллером 7 октября 2006 года в Москве, в подъезде дома на улице Лесная, где она снимала квартиру. Практически сразу после резонансного убийства дело на особый контроль взял Генеральный прокурор Юрий Чайка, который и объявил в августе 2007 года о раскрытии преступления, - писала ранее «Комсомольская правда».
Тогда были арестованы сразу 12 человек, среди которых стоит отметить братьев Тамерлана, Джабраила и Ибрагима Махмудовых, бывших офицеров МВД Сергея Хаджикурбанова и ФСБ Павла Рягузова и экс-главу Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиля Бураева. Предполагаемый исполнитель убийства, еще один из братьев Махмудовых, Рустам, от правосудия тогда скрылся. Как выяснилось позже, в Европу.
Правда, громкие аресты закончились чуть ли не нулевым результатом. На скамью подсудимых сели четверо, из которых лишь троим предъявили обвинение в участии в убийстве, но и их осудить не удалось из-за слабой доказательной базы.
Подсудимые были оправданы присяжными, и если бы Верховный суд не отменил приговор и не вернул дело на доследование, то оно могло бы и заглохнуть.
Кстати, то обвинение базировалось во многом на показаниях «секретного свидетеля», которым и был Павлюченков. Он рассказал, что Хаджикурбанов при нем говорил о необходимости «разобраться с Политковской». Версия, скажем прямо, не очень вероятная, поскольку Хаджикурбанов всего лишь за две недели до убийства журналистки освободился из мест лишения свободы, где он провел два года за превышение должностных полномочий во время службы в милиции.
Как следствие пришло к выводу, что Павлюченков не свидетель, а исполнитель совсем другой роли, в СК не раскрывают. Вряд ли Павлюченкова поймали на каких-то принципиальных противоречиях в показаниях - тот слишком опытен, и раз один раз лапша, навешанная им на уши, прокатила, то мог и еще что-нибудь «изобрести». Не исключено, что помогло журналистское расследование «Новой газеты». Вполне вероятно, что кое-что удалось выяснить из новых свидетельских показаний. И следствие вполне мог заинтересовать тот факт, что Хаджикурбанов вымогал уже после убийства Политковской 350 тысяч долларов у Павлюченкова. За что, будучи оправданным по делу Политковской, все же отправился на 8 лет в колонию.
Согласитесь, такие деньги вполне подходят под версию шантажа и оплату молчания. И это ниточка, которую можно тянуть.
Не меньше шороху, чем задержание вероятного организатора, наделало заявление Владимира Маркина о том, что следствию известен заказчик. Правда, после этого в СК словно воды в рот набрали.
Другие источники тоже ушли от ответа.
Если предположить, что заказчик убийства находится на территории России, то такое заявление может вполне его вспугнуть и стимулировать к скорейшей эвакуации в одну из тех стран, откуда в Россию выдачи нет. Ведь он-то, в отличие от нас, знает про себя все.
Вариант, что следствие намеренно провоцирует заказчика на активные действия, наверное, стоит считать не самым вероятным, поскольку человек, сделавший такой «заказ», наверняка обладает и соответствующими возможностями.
Тогда остается третья версия - заказчик находится за границей, как раз там, где выдачи нет, и в России предпочитает не появляться. При таком раскладе заявление СК вполне объяснимо - все равно ничего не изменится.
Но есть один нюанс - если это так, если следствие не поспешило в своих выводах, то между Павлюченковым и самым главным заказчиком должно быть хотя бы еще одно звено, через которое и оформлялся заказ. Отставной подполковник милиции - не та фигура, чтобы «главный» (назовем его так) знал его лично. Павлюченкова «главному» подыскали. И кто искал, тот и есть этот посредник».
16 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Павлюченкова с Хаджикурбановым «раскидало» давлением» говорилось: «один из главных подозреваемых в организации убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской — Сергей Хаджикурбанов переведен из столичного СИЗО в Печатниках в Медведково. Представители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) объясняют это оперативной необходимостью, однако, содержащийся также в Печатниках главный свидетель обвинения Дмитрий Павлюченков в последнее время жаловался на конфликты и давление со стороны других арестантов и не исключал, что это мог организовать Хаджикурбанов.
Сделано это для того, чтобы в преддверии начала громкого процесса исключить возможность переговоров с другими фигурантами дела, в первую очередь с Дмитрием Павлюченковым, являющимся «козырем» обвинения. Павлюченков пошел на сделку со следствием, признался в участии в убийстве и дал показания на всех остальных подельников. В последнее время уже получивший 11-летний срок Павлюченков содержался неподалеку от Хаджикурбанова, в спецблоке для бывших сотрудников МВД в изоляторе в Печатниках.
Как сообщили «Известиям» близкие к следствию источники, решение о содержании Дмитрия Павлюченкова и Хаджикурбанова в разных следственных изоляторах было принято еще на прошлой неделе руководством ФСИН.
— В прошлую пятницу моего подзащитного уже не было в СИЗО-6, — говорит адвокат Сергея Хаджикурбанова Алексей Михальчик. — Позже я узнал, что его перевели в СИЗО-4 в Медведково.
Надо отметить, что СИЗО-6 в Печатниках является женским. Но в нем есть специальный блок для бывших сотрудников правоохранительных органов. И именно там оказались и Сергей Хаджикурбанов, и Дмитрий Павлюченков, которому недавно Верховный суд утвердил 11-летний срок лишения свободы. Павлюченков ранее служил в ГУВД Москвы в секретном отделе, занимавшемся наружным наблюдением, а Хаджикурбанов был офицером УБОПа. И на новом процессе по «делу Политковской» Павлюченков снова будет главным свидетелем обвинения.
В пресс-бюро ФСИН пояснили, что решение о переводе Хаджикурбанова в другой СИЗО было принято из оперативных соображений, а именно с целью пресечения любой возможности для скрытого общения между двумя фигурантами громкого дела.
Однако адвокат Алексей Михальчик считает, что это лишь отговорка.
— Любой СИЗО — это режимный объект. А СИЗО-6 все-таки женский — и камер для бывших сотрудников там всего несколько. И в этом учреждении отсутствуют понятия «тюремная почта», «дороги». Внутреннее негласное общение там исключено! — убежден юрист.
По его мнению, перевод — это не что иное, как проявление «оперативного сопровождения» «дела Политковской». Адвокат считает, что СКР и оперативники заинтересованы в том, чтобы не повторился прошлый процесс, закончившийся оправданием всех фигурантов.
— Думаю, что это попытка психологического давления, создание для Хаджикурбанова менее комфортных условий содержания, — пояснил Алексей Михальчик.
Он не исключает еще каких-то «околосудебных действий», в том числе и оказания давления на коллегию присяжных. Юрист считает, что кандидаты в заседатели — в случае угроз и попыток надавить на них — должны сразу же сообщать об этом в правоохранительные органы или адвокатам.
Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал об еще одной версии перевода Хаджикурбанова в другое СИЗО. В последнее время Павлюченков неоднократно жаловался на конфликты и давление со стороны других арестантов.
Адвокат Дмитрия Павлюченкова Карен Нерсисян заявил, что его подзащитный был взят под госзащиту сразу после вступления в силу его обвинительного приговора после утверждения Верховным судом.
— Он находится под защитой и по делу об убийстве Анны Политковской, и по делу об убийстве редактора русской версии журнала Forbs Пола Хлебникова, — пояснил юрист. — Помещение Хаджикурбанова в другой СИЗО вполне укладывается в меры защиты, так как он является одним из главных обвиняемых.
Он также сообщил, что у Павлюченкова в СИЗО обострились старые заболевания и травмы и состояние его здоровья «просто ужасное». А тюремные медики просто не имеют возможности оказать ему помощь. По словам адвоката, в ближайшие дни будет решен вопрос о переводе его клиента в гражданское медицинское учреждение.
Карен Нерсисян также подчеркнул, что намерен ходатайствовать об освобождении Павлюченкова. При этом защитник хочет не обжаловать приговор в порядке надзора, а обратиться во ФСИН с просьбой освободить его подзащитного от отбытия наказания в связи с состоянием здоровья.
Адвокаты прогнозируют, что процесс по «делу Политковской» начнется только летом. Сейчас обвинительное заключение по 55 томам расследования должна утвердить Генпрокуратура, и только после этого их отправят в суд”, - писали “Известия”.