В Мосгорсуде продолжается судебный процесс по делу об убийстве бывшего полковника Юрия Буданова. В настоящее время суд перешел от стадии предоставления доказательств стороной гособвинения к стадии предоставления доказательств стороной защиты подсудимого, обвиняемого в убийстве, Юсупа Темерханова.
Прошедшая неделя суда была ознаменована событием, о котором готовились говорить и адвокаты подсудимого, и представители СМИ. Однако, вышло так, что говорить оказалось не о чем.
Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу адвоката подсудимого, юриста Мурада Мусаева, о роспуске первой коллегии присяжных по делу.
Напомним, что судебный процесс по делу начался еще в декабре прошлого года, однако 13 февраля судья, по ходатайству гособвинения, принял решение о роспуске коллегии присяжных по причине низкой явки заседателей на судебные слушания.
По мнению некоторых из регулярно наблюдавших этот процесс, такое решение Мосгорсуда является скорее закономерным, нежели внезапным и непредсказуемым. Еще в феврале, адвокат Мурад Мусаев высказывался в суде, что, по его мнению, решение о роспуске присяжных накануне перехода процесса в финальную стадию - к прениям, есть ни что иное, как попытка обвинения не допустить принятие решения о виновности Темерханова именно этой коллегией, которая стала свидетелем множественных скандалов в проходящем процессе.
Свидетели Мусаева или «меняют показания», или исчезают
Одним из самых громких «медийных» скандалов можно назвать события вокруг свидетелей по делу - Александр Евтухова и Руслана Фаталиева.
Напомним, что Александр Евтухов, который видел убийцу Буданова с близкого расстояния, исчез из судебного процесса на полтора месяца, так и не дав толком показания в суде. По словам представителя Следственного комитета Владимира Маркина, Евтухов «получил госзащиту».
Что касается Руслана Фаталиева, то спустя некоторое время после дачи показаний в суде он приехал в Москву и написал заявления на имена глав различных госведомств (СКР, МВД, ФСБ и др.) с просьбой защитить его от давления неустановленных силовиков, которые похитили его и целую ночь пытались выбить показания против защитника обвиняемого в убийстве Буданова, адвоката Мурада Мусаева.
Впоследствии по госканалам телевидения было распространено заявление представителя СКР генерала Маркина о том, что Мурад Мусаев имеет причастность к процессу над насильником, которого оправдали и в процессе над которым«свидетели тоже меняли свои показания».
Намерениям судьи по делу об убийстве Буданова, Андрея Короткова, о том, чтобы «провести процесс в разумные сроки и перейти к прениям после двух недель заседаний» так и не удалось сбыться.
15 марта была отобрана новая, вторая коллегия присяжных по делу, однако лишь сейчас, спустя месяц, процесс перешел в стадию предоставления доказательств стороной защиты подсудимого Темерханова.
«Молодой водитель в светлой машине ». Показания вдовы Буданова
12 апреля в Мосгорсуде давала показания вдова погибшего Буданова, Светлана Буданова. Ранее, во время работы первой коллегии присяжных сторона защиты подсудимого жаловалась на то, что за почти 3 месяца процесса она лишь однажды посетила судебный зал, сын Буданова, Валерий Буданов, отвечал в суде, что его мать отсутствует по причинам ухудшения здоровья и явится в суд, как только сможет.
Сейчас Светлана Буданова давала показания уже перед новой коллегией присяжных:
«10 июня 2011 года мы должны были подписать в нотариальной конторе документы, я ехала на метро, а он на машине. Выйдя из метро, я отзвонилась мужу. Идя в контору, я прошла через арку во двор, он подъехал на машине.
В тот день мы собирались на дачу, он купил мясо, еще курил трубку и сетовал, что придется задержаться на совещании, и что на дачу поедем по пробкам. Разговаривали мы на улице примерно без десяти минут двенадцать, потом мы зашли в контору, сотрудники начали оформлять документы, а муж вышел покурить.
Затем в контору вбежал молодой человек и сказал, что во дворе стреляли. Я выбежала и побежала к мужу. Он лежал на асфальте и хрипел, я стала спрашивать у людей, кто стрелял? Кто-то ответил мне, что он уехал на машине.
Потом вызвали Скорую. Позже мне сказали, что он умер мгновенно, врачи приехавшей Скорой дали мне успокоительное, потом приехал сын. Потом в нотариальной конторе оперативники спрашивали меня, как все произошло. Я ответила, что видела во дворе светлую машину, в ней сидел молодой водитель в кепке с большим козырьком, он был худой», - рассказала в суде вдова Светлана Буданова.
По ее словам, позже она узнала что перед смертью ее муж звонил своей матери в Украину, об этом ей потом сообщил ее сын. Что касается каких-либо конфликтов Юрия Буданова, которые могли бы стать причиной его убийства, он ей ничего не говорил, но, по словам Светланы Будановой, всем было известно, что у ее мужа был конфликт с семьей Кунгаевых.
Напомним, что Юрий Буданов отбывал наказание и вышел досрочно по обвинению в убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, которое произошло в Чечне, в то время, когда Буданов принимал участие в контртеррористической операции в составе танкового полка.
Купюра «врезалась в память». Показания секретной свидетельницы «Саша»
В этот же день, 12 апреля госзащита провела допрос еще одного засекреченного свидетеля, под псевдонимом «Саша».
Допрос, как и ранее, происходил в условиях отсутствия визуализации свидетеля, ответы которого присутствующие слышали в зале. Голос засекреченного свидетеля был изменен с помощью технических средств.
Свидетель «Саша» давала показания в суде в связи с тем, что являлась сотрудником магазина «Азбука вкуса» в период совершения преступления. Напомним, что в полусгоревшей машине Мицубиси Лансер, на которой убийца Буданова скрылся с места преступления, были найдены кассовые чеки из магазинов «Спортмастер» и «Азбука вкуса».
Свидетель начала свои показания с опознания подсудимого, в котором она узнала человека, покупавшего у нее продукты в день и час, указанные на кассовых чеках, найденных в полусгоревшей машине.
«Я видела подсудимого 10 июня 2011 года, он покупал продукты в магазине «Азбука вкуса», я там работала кассиром. Он был одет в белую футболку, спортивные штаны и темную бейсболку. Он купил какие-то продукты и расплатился мятой купюрой, что в нашем магазине премиум-класса редко бывает», - заявила свидетель «Саша».
По ее словам, покупатель был «непонятно, кавказской или славянской внешности».
Юсуп Темерханов, без разрешения судьи, задал вопрос свидетелю, запоминает ли она каждого покупателя, который покупает у нее штучный товар за несколько месяцев до ее допроса следователем? На что «Саша» ответила, что «запоминает некоторых клиентов, которые врезаются в память».
После этого прокурор Мария Семененко объявила, что гособвинение завершило представление доказательств вины и суд перешел в стадию предоставления доказательство невиновности защитой подсудимого.
»Сменил фамилию из-за конфликта с «деятелем со связями в структурах». Показания подсудимого Темерханова
16 апреля в суде был допрошен сам подсудимый - Юсуп Темерханов. По решению защитников подсудимого, предоставление доказательств их стороной началось именно с его допроса.
«Мои имя и фамилия Юсуп Темерханов, я родился в селе Новая жизнь. Паспортом на имя Магомеда Сулейманова я пользовался с февраля 2004 года.
В конце 1999 года переехал в Москву из-за войны в Чечне, после того, как федеральные войска уже вошли и в горах начались столкновения. В феврале 2000 года российскими военнослужащими был убит отец.
Мне сообщили, что люди в форме пришли и расстреляли его. Мне неизвестно, кто это сделал. По версии следствия, это были военнослужащие, но я исхожу из того, что у него врагов не было за всю жизнь. Никаких попыток отомстить за отца или выяснить данные убийц я не предпринимал. После смерти отца остался старшим в семье. Сначала точных данных о том, что отца убили военнослужащие вообще не было.
Буданова в смерти отца никогда не подозревал. А фамилию знал только из-за того, что говорили по телевизору. Ничего другого не знал, кроме того, что его судят за убийство девушки и он отбывает наказание. Даже имени и отчества Буданова не знал. Отношения к семье Кунгаевой не имею и не знаю их, никогда не бывал в селе, где проживала Кунгаева, я сам мало жил в Чечне», - рассказал суду присяжных подсудимый Юсуп Темерханов.
Также он пояснил причины, почему он заключил фиктивный брак с москвичкой Оксаной Борзовой.
«Вынужден был жениться, были проблемы с милицией из-за отсутствия регистрации, по Москве было затруднительно передвигаться. Оксану Борзову видел дважды - при знакомстве и в ЗАГСе.
Паспорт на имя Сулейманова получил в феврале 2004 года, так как в 2003 году у меня был конфликт с известным деятелем, человеком с подлым характером, у которого были связи в структурах. Так я сменил фамилию, чтоб график моего передвижения ему не был известен. Он служил в органах, потом уволился, но связи оставались.
Деятель - чеченец и не военнослужащий. Паспорт я получил в городе Аргун через своего знакомого. Технология изготовления паспорта на другое имя мне не была известна, просто знакомый оказал мне такую услугу. После этого я вернулся в Москву с мамой, братом и сестрой, а в 2004 году они вернулись в Чечню, там стало спокойнее», - рассказал суду Юсуп Темерханов.
Относительно «спортивного телосложения», о чем заявляли свидетели, подсудимый пояснил, что в июне 2011 года у него были проблемы со здоровьем из-за спинной грыжи, начавшей беспокоить его с 2008 года. Поэтому, по его словам, назвать его физическую форму в июне 2011 года, как «спортивную», вряд ли можно.
В коллегии кончаются присяжные
Стоит также отметить, что некоторые из регулярно наблюдающих этот судебный процесс высказывают предположения о том, что если сторона защиты Темерханова будет очень убедительна в предоставлении доказательств, а адвокат Мурад Мусаев обещал предоставить «такие доказательства, которые камня на камне не оставят от обвинения», не исключено, что данный судебный процесс не завершиться так скоро, как на это рассчитывает судья.
Связано это с разговорами о том, что предыдущая коллегия присяжных была распущена по причине многочисленных ошибок обвинения, а бывший присяжный первой коллегии математик Виталий Пронин, в разговоре с корреспондентом FLB.ru заявил, что по его мнению, первая коллегия при вынесении решения не признала бы в Темерханове убийцу Буданова. И не в последнюю очередь из-за «многочисленных ярких и грубых ошибок гособвинения», а также той ужасной ситуации, которая сопровождала работу со свидетелями.
Высказываются опасения, что новая коллегия присяжных также может быть распущена, если одной стороне покажется, что она проигрывает. Дело в том, что в настоящее время вторая коллегия «дышит на ладан» по количественному составу. Из отобранных ранее почти трех десятков присяжных в настоящее время осталось лишь 12 человек основного состава и 2 человека запасного. В случае неявки в суд 3 человек, коллегия может быть распущена.
Дмитрий Флорин, спец.корр. Агентства федеральных расследований FLB.ru
- бывший полковник ВС РФ, участвовал в контртеррористической операции в Чечне. Отбывал срок за убийство чеченки Эльзы Кунгаевой. Убит 10 июня 2011 года чеченцами в Москве.