Министерство административно-топливной неопределенности
FLB: Пока Медведев премьер, противостояние Сечина и Дворковича может длиться бесконечно долго
"«Минэнерго, судя по всему, оказалось втянуто в аппаратную борьбу между правительственной и президентской комиссиями по топливно-энергетическому комплексу. Во вторник информагентства распространили заявления анонимных источников о кадровой несостоятельности российского Минэнерго и даже о неспособности ведомства выполнять свои функции. Многие наблюдатели посчитали это сообщение информационным «вбросом», свидетельствующим о неопределенности в сфере управления энергетикой страны, - пишет 11 октября «Независимая газета».
Информагентства распространили новость о том, что министерство, которое теперь возглавляет Александр Новак, испытывает острый кадровый дефицит. Как сообщили «Лента.ру» и «Газета.ру» со ссылкой на Интерфакс, который, в свою очередь, получил информацию от анонимных источников в ведомстве, «в Минэнерго отсутствует примерно половина руководящего состава, включая начальников отделов». «Работать по большому счету некому. Все документы, согласования, законопроекты, проекты решений пишутся «на коленке» одним-двумя начальниками отделов и дорабатываются заместителями министров, – цитируют агентства слова анонимных источников. – До сих пор нет постоянного штатного расписания, нет четкого распределения обязанностей».
И судя по всему, наиболее сложная ситуация сложилась по направлению государственного регулирования нефтегазовой отрасли. Минэнерго покинули директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Виктор Соловых, директор департамента переработки нефти и газа Петр Дегтярев, ряд начальников и их замов в отделах, отвечавших за налогообложение нефтяной отрасли, государственное регулирование нефтедобычи и нефтепереработки, формирование госполитики в нефте- и газохимии.
В ведомстве появились вакансии на руководящие должности департамента управления делами и департамента корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК. «Минэнерго летом даже перестало еженедельно собирать штаб по мониторингу ситуации на топливном рынке – некому стало готовить заседания, – цитируют СМИ анонимного информатора. – Осенью штаб возобновил работу, но уже не еженедельно, а раз в две недели». «НГ», в свою очередь, стало известно, что также покидает должность советника министра энергетики и пресс-секретаря Дмитрий Клоков. Он подтвердил вчера газете факт своего ухода.
Столь необычная новость о кадровом голоде Минэнерго за несколько дней появилась во многих СМИ. Однако близкий к ведомству источник заявил вчера «НГ», что проблема кадрового голода необоснованно раздута. «Честно говоря, не понимаю, в чем тут новость и почему вдруг такое повышенное внимание именно к Минэнерго? То, что описано в сообщениях СМИ, – это общая ситуация для тех ведомств, в которых появился новый министр. То же самое происходит и в Минсельхозе, и в Минрегионе, и, кстати, в аппарате правительства, и в администрации президента, и в МВД. Это естественный процесс. Пришел новый руководитель – команда начала обновляться», – заявил чиновник. Кроме того, перечисленные в СМИ чиновники покинули ведомство по разным причинам – у кого-то наступил пенсионный возраст, кто-то принял решение об уходе еще до прихода нового министра. Более того, на вакантные места уже есть немало претендентов, поэтому говорить о развале ведомства нет оснований, считает собеседник «НГ».
«То, что в Минэнерго сейчас не хватает людей на руководящих должностях, не выглядит странным – ведомство считается очень влиятельным, так как через него проходят отчетности крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний. Поэтому вполне возможно, что ведется самая обычная борьба за руководящие места», – предполагает аналитик компании AForex Нарек Авакян.
Большинство опрошенных «НГ» экспертов практически единодушно назвали сообщение о кадровых проблемах в Минэнерго информационным «вбросом». Разными у экспертов оказались лишь версии того, кто и с какими целями решил осуществить «вброс».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что такая утечка информации – это попытка старой команды Минэнерго скомпрометировать и запугать нового министра. Возможно, это внутренние интриги некоторых сотрудников ведомства, но не исключено, что это и эхо коммерческих споров. «Пришел новый министр, который ранее с энергетикой особо связан не был, и его, вероятно, просто топят. Действительно, все перечисленные нарушения вполне могли быть. Но виноват в них не только министр. То, что документы пишутся на коленке, – не новость. Такое происходит в большинстве гражданских ведомств, причем часто эти документы пишутся стажерами и не всегда даже вычитываются. Или еще пример – что значит нет штатного расписания? Оно не меняется при смене министров, оно утверждается раз в году. Сотрудники министерства не подают в отставку при назначении нового министра. Так что доводы некоторых анонимных источников выглядят немного странно», – рассуждает Делягин.
Другие эксперты увидели в этом «вбросе» отголоски той неопределенности, в которой сейчас пребывает российский ТЭК. В России существуют две похожие структуры, курирующие энергетику. Это правительственная комиссия по ТЭКу, возглавляемая вице-премьером Аркадием Дворковичем, и президентская комиссия, ответственным секретарем которой стал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Между ними явно или неявно происходит сейчас передел влияния.
На этом фоне директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов приходит к выводу, что «вброс» был осуществлен из самого министерства и его адресат – вышестоящие чины. «Из-за возникшей неопределенности сотрудники ведомства сейчас не только выполняют объем работы по вакантным должностям, но и не знают, кто с них потом спросит за неизбежные при этом ошибки и недоработки. При формальном уходе из правительства Игорь Сечин, вероятно, все же не утратил влияния на Минэнерго. А курирующий отрасль Аркадий Дворкович еще не обеспечил определенности в том, кому в действительности из двух параллельных органов подчиняется министерство. Поэтому прежняя команда ведомство покидает, а новая не приходит из-за неясности, чьим же указаниям необходимо следовать», – поясняет эксперт.
«Конечно, если кто-то одержит однозначную победу, то есть либо Сечин, либо Дворкович, он постарается поставить своих людей. Однако пока Дмитрий Медведев – премьер, данное противостояние может продолжаться бесконечно долго. Хотя шансы на победу, конечно, выше у Игоря Сечина», – рассуждает директор аналитического управления компании «Альпари» Александр Разуваев.
О том, что между параллельными структурами развернулась подковерная борьба за финансы и влияние, становится ясно по истории, которая происходит с дивидендами «Роснефтегаза» – компании, владеющей более чем 75% акций «Роснефти». Ранее деньги, оседающие в этой компании, в бюджет не изымались. Однако после того как президент Владимир Путин в сентябре раскритиковал некоторых министров за то, что они в своих проектировках не заложили расходы на реализацию его предвыборных обещаний, правительство решило изъять в бюджет дивиденды «Роснефтегаза». Как пояснял Аркадий Дворкович, в пользу бюджета может быть изъято более 50%, но менее 95% дивидендов за 2009-й, 2010-й и предыдущие годы. Вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что дивиденды «Роснефтегаза» за девять месяцев 2012 года пойдут через бюджет на докапитализацию «РусГидро» для реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке. Речь идет о 50,2 млрд. руб».
Справедливости ради стоит отметить, что неопределенность в госуправление российской энергетикой вносят не только Аркадий Дворкович и Игорь Сечин.
На минувшей неделе в публикации «Энергетическая неопределенность» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “акции Федеральной сетевой компании (ФСК) и Холдинга МРСК в ходе торгов на Московской бирже 4 октября упали более чем на три процента. Снижению котировок энергокомпаний способствовало заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова. Накануне он заявил, что не видит смысла в переводе ФСК и Холдинга МРСК на единую акцию.
Как сообщил накануне вице-премьер Аркадий Дворкович, окончательно судьбу обеих энергокомпаний правительство решит в течение девяти месяцев, то есть к середине следующего года.
В начале текущего года правительство в рамках реорганизации энергосетевой системы страны решило передать Холдинг МРСК в управление ФСК. В Минэкономразвития допускали, что компании в рамках объединения могут перейти на единую акцию.
Также власти обсуждали возможность консолидации Холдинга МРСК и ФСК на базе "дочки" госкомпании "Роснефтегаз", которая управляет акциями "Газпрома" и "Роснефти". "Роснефтегаз" получил возможность для вхождения в капитал госкомпаний энергосектора в соответствии с президентским указом, подписанным в мае», - сообщает Лента.Ру.
Дворкович выступал против объединения Холдинга МРСК и ФСК с помощью "Роснефтегаза". По его подсчетам, слияние потребует до 400 миллиардов рублей для выкупа акций у миноритариев и погашения долгов.
Под управлением ФСК находятся объекты единой национальной электросети России. Холдинг МРСК объединяет 11 межрегиональных и 5 региональных распределительных электросетевых компаний. Обе компании контролирует государство».
В конце сентября в публикации «Дворковичу снятся “лавры” Чубайса» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «после реформы электроэнергетики «по Чубайсу» российские власти уже несколько лет пребывают в недоумении: потребители жалуются на слишком высокие тарифы, а энергетики – на нехватку инвестиций. Сегодня на заседании правительства министры займутся новой программой модернизации электроэнергетики до 2020 года. Действующая модель энергорынка неэффективна – заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, правительство готовит новую модель, которая обеспечит отрасль притоком инвестиций. Однако надежд на то, что ситуация изменится кардинально, немного.
«Мы считаем, что нынешняя модель рынка не позволяет в достаточной степени привлекать частные инвестиции в генерацию и сетевой комплекс», – сказал вице-премьер Дворкович.
По его словам, работа над новыми правилами будет завершена до конца года, а затем их обсудят с участниками рынка и экспертами. «Правительство выйдет с предложениями, решения по модели рынка будут приняты в первой половине 2013 года, – сообщил чиновник. – С 2014 года энергетика будет жить по новым правилам, которые позволят привлекать инвестиции и решать накопившиеся проблемы».
Одна из таких проблем – так называемые договоры «последней мили», при которых территориальные электросетевые организации арендуют у Федеральной сетевой компании (ФСК) часть сети, непосредственно подходящую к потребителю. Таким образом, в тариф региональных сетевых компаний закладывается перекрестное субсидирование за счет крупных потребителей. Дворкович отметил, что этот вопрос будет решен вместе с перекрестным субсидированием. «Если мы «перекрестку» решим, то и «последняя миля» уйдет в прошлое», – сказал он.
Также он добавил, что принцип увеличения тарифов из условий возврата вложенных средств (система RAB) может быть масштабно введен с 2014 года, так как сегодняшняя модель рынка не способна привлечь инвестиции.
Напомним, что правительство, которое ставит задачу постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике, в качестве первого шага хочет прописать это понятие в законе и зафиксировать свои полномочия в отношении «перекрестки».
В конце июля проблема субсидирования уже обсуждалась на заседании правительственной комиссии. До 1 октября в Госдуму должен быть внесен законопроект, вводящий понятие «перекрестного субсидирования» между потребителями в электроэнергетике.
Комиссия поручила Федеральной службе по тарифам, Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе описать полномочия правительства по расчету объемов перекрестного субсидирования при установлении тарифов. Кроме того, ведомствам при разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2013–2015 годы было поручено учесть необходимость поэтапного сокращения объемов «перекрестки», а также возможность установления различных темпов роста тарифов на электроэнергию для населения по субъектам РФ.
Еще в марте Минэнерго предлагало продлить действие договоров «последней мили» в электроэнергетике до 2016–2017 годов. Тогдашний глава министерства Сергей Шматко пояснял, что завершение действия договоров «последней мили», намеченное на 31 декабря 2013 года, может привести к резкому росту цен на электроэнергию.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ничего хорошего потребителям от новой реформы ждать не стоит. «Проблема реформы энергетики, которую инициировал Анатолий Чубайс, – в ее незавершенности. Правительство повернуло ход реформы вспять, – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Константин Марченко. – В результате мы получили не до конца либерализованный рынок, а темп роста тарифов так и не снизился».
По его мнению, весьма вероятно, что Аркадий Дворкович предложит вернуться к первоначальным принципам прошлой реформы: уменьшить влияние государства в ценообразовании, увеличить рост RAB-тарифов, приватизировать госпакеты в энергокомпаниях. «Однако есть вероятность, что эти идеи не будут реализованы, – допускает эксперт. – Альтернативой приходу частных инвесторов является дальнейшее усиление влияния государства».
Переход на новые тарифные принципы может обернуться вариантом шоковой терапии. «Рост тарифов по некоторым регионам может достигать 25% в 2012-м, 20% в 2013-м и 15% в 2014 году. Правда, потребительские цены зависят от этих тарифов только на 20%», – отмечает ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов. Но в среднесрочной перспективе Россия получит британскую модель электросетей – без либеральных цен на электроэнергию.
«Энергокомпании снизят издержки, станут рентабельнее, и у них появятся средства на ремонт. В долгосрочной перспективе это увеличит надежность энергосбережений», – полагает он. «Сетевым компаниям не нравится, что их «кинули» с их собственными расходами на ремонт, – отмечает Крылов. – Финансовые потоки, проходившие через федеральные целевые программы (ФЦП), замыкались на компаниях, а затраты на ремонт ложились на плечи потребителей. В результате в 2011 году в некоторых регионах тарифы выросли на 30%».
В свою очередь, аналитик компании «Солид» Дмитрий Лукашов отмечает, что на сегодняшний день генерация экономически вполне эффективна. «Торговля электричеством происходит на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а государство регулирует лишь тарифы для населения, – отмечает он. – Другое дело, что инфраструктура электросетевых компаний сильно изношена и для ее модернизации требуются большие средства. Полагаю, что очередным «моделированием» данную проблему не решить. Деньги нужны, а деньги – это неизбежный рост тарифов». Однако, как поясняет Крылов, государство не может допустить неконтролируемый рост тарифов, так как это сделает всю промышленность неэффективной и приведет к глубокому кризису», - пишет 27 сентября “Независимая газета”.
ОАО «Холдинг МРСК» — группа компаний, функционирующая в распределительном электросетевом комплексе России, объединяющая управляющую компанию и 13 межрегиональных и региональных распределительных сетевых компаний, а также научно-исследовательские и проектные институты, строительные и сбытовые организации. Контролирующим акционером является государство, владеющее 53% акций.
Тарифы все равно вырастут
Тарифы на электроэнергию на розничном рынке в 2015 году вырастут на 11—13%, для населения рост тарифов в 2014—2015 годах прогнозируется на уровне 12—15%, следует из сценарных условий, подготовленных Минэкономразвития для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития России в 2013—2015 годах. «Увеличение темпов роста относительно прогноза на 2012 год обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период с 2010-го до 2012 года вследствие отставания роста тарифов для населения в 1,8 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей...» — объясняют авторы документа. Рост регулируемых тарифов сетевых организаций в 2014—2015 годах составит по 9—10%»».