«Акции Федеральной сетевой компании (ФСК) и Холдинга МРСК в ходе торгов на Московской бирже 4 октября упали более чем на три процента. Снижению котировок энергокомпаний способствовало заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова. Накануне он заявил, что не видит смысла в переводе ФСК и Холдинга МРСК на единую акцию, - сообщает Лента.Ру.
Как сообщил накануне вице-премьер Аркадий Дворкович, окончательно судьбу обеих энергокомпаний правительство решит в течение девяти месяцев, то есть к середине следующего года.
В начале текущего года правительство в рамках реорганизации энергосетевой системы страны решило передать Холдинг МРСК в управление ФСК. В Минэкономразвития допускали, что компании в рамках объединения могут перейти на единую акцию.
Также власти обсуждали возможность консолидации Холдинга МРСК и ФСК на базе "дочки" госкомпании "Роснефтегаз", которая управляет акциями "Газпрома" и "Роснефти". "Роснефтегаз" получил возможность для вхождения в капитал госкомпаний энергосектора в соответствии с президентским указом, подписанным в мае.
Дворкович выступал против объединения Холдинга МРСК и ФСК с помощью "Роснефтегаза". По его подсчетам, слияние потребует до 400 миллиардов рублей для выкупа акций у миноритариев и погашения долгов.
Под управлением ФСК находятся объекты единой национальной электросети России. Холдинг МРСК объединяет 11 межрегиональных и 5 региональных распределительных электросетевых компаний. Обе компании контролирует государство».
В конце сентября в публикации «Дворковичу снятся “лавры” Чубайса» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «после реформы электроэнергетики «по Чубайсу» российские власти уже несколько лет пребывают в недоумении: потребители жалуются на слишком высокие тарифы, а энергетики – на нехватку инвестиций. Сегодня на заседании правительства министры займутся новой программой модернизации электроэнергетики до 2020 года. Действующая модель энергорынка неэффективна – заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, правительство готовит новую модель, которая обеспечит отрасль притоком инвестиций. Однако надежд на то, что ситуация изменится кардинально, немного.
«Мы считаем, что нынешняя модель рынка не позволяет в достаточной степени привлекать частные инвестиции в генерацию и сетевой комплекс», – сказал вице-премьер Дворкович.
По его словам, работа над новыми правилами будет завершена до конца года, а затем их обсудят с участниками рынка и экспертами. «Правительство выйдет с предложениями, решения по модели рынка будут приняты в первой половине 2013 года, – сообщил чиновник. – С 2014 года энергетика будет жить по новым правилам, которые позволят привлекать инвестиции и решать накопившиеся проблемы».
Одна из таких проблем – так называемые договоры «последней мили», при которых территориальные электросетевые организации арендуют у Федеральной сетевой компании (ФСК) часть сети, непосредственно подходящую к потребителю. Таким образом, в тариф региональных сетевых компаний закладывается перекрестное субсидирование за счет крупных потребителей. Дворкович отметил, что этот вопрос будет решен вместе с перекрестным субсидированием. «Если мы «перекрестку» решим, то и «последняя миля» уйдет в прошлое», – сказал он.
Также он добавил, что принцип увеличения тарифов из условий возврата вложенных средств (система RAB) может быть масштабно введен с 2014 года, так как сегодняшняя модель рынка не способна привлечь инвестиции.
Напомним, что правительство, которое ставит задачу постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике, в качестве первого шага хочет прописать это понятие в законе и зафиксировать свои полномочия в отношении «перекрестки».
В конце июля проблема субсидирования уже обсуждалась на заседании правительственной комиссии. До 1 октября в Госдуму должен быть внесен законопроект, вводящий понятие «перекрестного субсидирования» между потребителями в электроэнергетике.
Комиссия поручила Федеральной службе по тарифам, Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе описать полномочия правительства по расчету объемов перекрестного субсидирования при установлении тарифов. Кроме того, ведомствам при разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2013–2015 годы было поручено учесть необходимость поэтапного сокращения объемов «перекрестки», а также возможность установления различных темпов роста тарифов на электроэнергию для населения по субъектам РФ.
Еще в марте Минэнерго предлагало продлить действие договоров «последней мили» в электроэнергетике до 2016–2017 годов. Тогдашний глава министерства Сергей Шматко пояснял, что завершение действия договоров «последней мили», намеченное на 31 декабря 2013 года, может привести к резкому росту цен на электроэнергию.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ничего хорошего потребителям от новой реформы ждать не стоит. «Проблема реформы энергетики, которую инициировал Анатолий Чубайс, – в ее незавершенности. Правительство повернуло ход реформы вспять, – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Константин Марченко. – В результате мы получили не до конца либерализованный рынок, а темп роста тарифов так и не снизился».
По его мнению, весьма вероятно, что Аркадий Дворкович предложит вернуться к первоначальным принципам прошлой реформы: уменьшить влияние государства в ценообразовании, увеличить рост RAB-тарифов, приватизировать госпакеты в энергокомпаниях. «Однако есть вероятность, что эти идеи не будут реализованы, – допускает эксперт. – Альтернативой приходу частных инвесторов является дальнейшее усиление влияния государства».
Переход на новые тарифные принципы может обернуться вариантом шоковой терапии. «Рост тарифов по некоторым регионам может достигать 25% в 2012-м, 20% в 2013-м и 15% в 2014 году. Правда, потребительские цены зависят от этих тарифов только на 20%», – отмечает ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов. Но в среднесрочной перспективе Россия получит британскую модель электросетей – без либеральных цен на электроэнергию.
«Энергокомпании снизят издержки, станут рентабельнее, и у них появятся средства на ремонт. В долгосрочной перспективе это увеличит надежность энергосбережений», – полагает он. «Сетевым компаниям не нравится, что их «кинули» с их собственными расходами на ремонт, – отмечает Крылов. – Финансовые потоки, проходившие через федеральные целевые программы (ФЦП), замыкались на компаниях, а затраты на ремонт ложились на плечи потребителей. В результате в 2011 году в некоторых регионах тарифы выросли на 30%».
В свою очередь, аналитик компании «Солид» Дмитрий Лукашов отмечает, что на сегодняшний день генерация экономически вполне эффективна. «Торговля электричеством происходит на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а государство регулирует лишь тарифы для населения, – отмечает он. – Другое дело, что инфраструктура электросетевых компаний сильно изношена и для ее модернизации требуются большие средства. Полагаю, что очередным «моделированием» данную проблему не решить. Деньги нужны, а деньги – это неизбежный рост тарифов». Однако, как поясняет Крылов, государство не может допустить неконтролируемый рост тарифов, так как это сделает всю промышленность неэффективной и приведет к глубокому кризису», - пишет 27 сентября “Независимая газета”.
Еще на эту тему: “Энергетическая консолидация”, «Слияние сетей».
ОАО «Холдинг МРСК» — группа компаний, функционирующая в распределительном электросетевом комплексе России, объединяющая управляющую компанию и 13 межрегиональных и региональных распределительных сетевых компаний, а также научно-исследовательские и проектные институты, строительные и сбытовые организации. Контролирующим акционером является государство, владеющее 53% акций.
Тарифы все равно вырастут
Тарифы на электроэнергию на розничном рынке в 2015 году вырастут на 11—13%, для населения рост тарифов в 2014—2015 годах прогнозируется на уровне 12—15%, следует из сценарных условий, подготовленных Минэкономразвития для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития России в 2013—2015 годах. «Увеличение темпов роста относительно прогноза на 2012 год обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период с 2010-го до 2012 года вследствие отставания роста тарифов для населения в 1,8 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей...» — объясняют авторы документа. Рост регулируемых тарифов сетевых организаций в 2014—2015 годах составит по 9—10%»».
|