На совещании глав регионов Северо-Западного Федерального округа, состоявшегося в начале июня, Президент Владимир Путин подверг критике экономическое положение в округе, назвав ситуацию в нем неоднозначной. С одной стороны, по словам Президента, округ демонстрирует хорошие показатели экономического роста. С другой стороны, уровень жизни населения здесь ниже среднероссийского. Такое определение положения достаточно точно характеризует ситуацию и в Ленинградской области. В этом году область переведена из разряда региона-реципиента в регион-донор, экономические показатели у него выше чем у соседей. Что, впрочем, не сказывается на уровне жизни населения - высокий уровень заболеваемости, безработицы при сопоставимых с Санкт-Петербургом доходах.
Отсюда напрашивается вывод о том, что у губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова все в порядке с экономикой, но не все благополучно с социальной политикой. За активным строительством портов, производственных гигантов, типа Форд, Caterpillar и других, Сердюков забыл о простых людях. Поставленная во главу угла сверхзадача получить инвестиции любой ценой подчинила остальные направления развития.
Усмотрели этот перекос и представители бизнеса. Ленинградская область с ее развитой транспортной инфраструктурой - идеальное место для развития экпортоориентированных производств. Даже экологически опасных - губернатор закрывает глаза на "побочные эффекты" широкой инвестиционной политики.
С конца 1999 года в Ленинградской области стали активно внедряться проекты алюминиевых производств. Сосновый бор, Гатчина, Всеволожск - этот "небольшой" довесок к уже имеющимся вредным производствам, способен погубить природу как самой области, так и такого мегаполиса как Санкт-Петербург, который оказывается в эпицентре "алюминиевой" удавки. Если к югу и востоку, которые и так называют промзоной, "алюминиевое движение" уже не остановить, то на севере все было благополучно. Север - это и легкие, и вода для Санкт-Петербурга. Место предполагаемого строительства относится к крортно-рекреационной зоне, где расположены дома отдыха, детские лагеря, спортивно-туристические объекты федерального значения. Токсичные выбросы алюминиевого производства, накапливаясь, неминуемо приведут к гибели хвойных лесов. Во Всеволожском районе все леса относятся к первой группе, там находится 32 ценных природных объекта, занимающих 23 % площади района. Среди них и национальный парк "Карельский перешеек", занимающий на территории площадь в 25 тыс. га, 8 комплексных заказников, 4 геологических памятника, 21 лесопарк, 3 городские лесопарковые зоны, 18 старинных усадебных парков, стоящих на учете в ГИОПе.
Всем было хорошо, пока не появилась новая стратегия развития Всеволожска - построить здесь алюминиевый завод. Инициатором строительства завода выступил предприниматель Александр Сабадаш, известный не только как "водочный король" (ему фактически принадлежит крупнейшее в регионе предприятие по производству водки "Ливиз"), но и своими последними бизнеспроектами. Среди них - попытки установить контроль над ОАО "Фосфорит", Балтийским банком. Именно Александр Сабадаш, ныне проживающий в США, инициировал нашумевшую скандал с Выборгским ЦБК.
Если говорить о производстве первичного алюминия с общегосударственных интересов, то его дальнейшее развитие крайне невыгодно для России. Во-первых, в стране заканчивается сырье для такого производства, его приходится ввозить даже из Южной Америки. Во-вторых, наиболее опасными в экологическом плане являются именно технологии по первичной переработке сырья. Наиболее развитые в экономическом отношении страны (США, Германия, Япония, Англия и др.) не имеют на своих территориях таких производств или имеют их незначительное количество. Им передовые технологические процессы легче и проще обеспечить при переработке "полуфабрикатов". Почему же одно из самых вредных видов производств, отравляющее природу на десятки километров вокруг, а авария на котором может заставить вспомнить о Чернобыле, можно размещать в России. Ответ прост - сверхдоход, который оно приносит. В таком случае, губернатор, а может и бюджет области, получит лишний миллион, Сабадаш - не один, а люди - неизлечимые болезни. То, что в России плохо с сырьем, тоже не большая проблема. Развитая портовая инфраструктура позволит в необходимом количестве ввозить его из-за рубежа, Новой Зеландии, Африки и Южной Америки, она же позволит его и экспортировать обратно в виде полуфабрикатов и готового сырья, продавая через Лондонскую биржу. Поэтому не случайно подбираются и места. До порта здесь рукой подать, а, следовательно, и низкие транспортные расходы.
Планы по созданию алюминиевого гиганта в 8 км от Санкт-Петербурга начали претворяться в жизнь в феврале 2001 года, когда было зарегистрировано ОАО "Всеволожский алюминиевый завод". В марте появилась первая официальная Декларация о намерении построить предприятие, а в апреле комплект документов поступил в областную Межведомственную комиссию (МВК), которая в обязательном порядке обязана согласовывать все крупные инвестиционные проекты.
В июне 2001 года МВК не согласовывает проект строительства алюминиевого завода, ссылаясь на отрицательное заключение архитектурно-градостроительного, экологического и земельного комитетов администрации Ленобласти, а также Госсанэпиднадзора и местное самоуправления. Выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией и депутаты законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Главы Невского, Красногвардейского и Калининского районы города, Общественная палата при полпреде президента РФ в Северо-Западном округе, более 10 экологических и общественных организаций, в том числе Greenpeace, Международный зеленый крест, Всероссийское общество охраны природы, Межрегиональное общественное движение "Экологическая безопасность" и другие, и даже две политические партии. Были направлены соответствующие письма Президенту РФ Владимира Путина, Председателю Правительству Михаилу Касьянову, Спикеру Государственной думы Геннадию Селезневу, Председателю Совета Федерации Егору Строеву и в другие органы государственной власти. Из полученных ответов стало понятно, что на федеральном уровне просто не знали об этой проблеме, даже те, кто о таких проектах обязан был быть проинформирован. Например, Зам. Министра промышленности, науки и технологии Сергей Митин ответил, что "строительство завода не предусмотрено", в то время как МВК рассматривало Декларацию о его строительстве.
Межрегиональным общественным движением "Экологическая безопасность" была проведена соответствующая экологическая экспертиза с привлечением ученых НИИ "Гигиены, профпатологи и экологии человека". Мнения экспертов заключались в следующем: подобное предприятие относится к первому классу опасности, в результате его деятельности появляются кислотные дожди, распространяющиеся в радиусе до 50 км. В почве и грунтовых водах оседает значительное количество твердых токсичных отходов, что может привести к заражению вод Ладожского озера - единственного источника питьевой воды для Санкт-Петербурга. Из-за розы ветров одними из первых результаты деятельности почувствуют на себе жители крупнейшего в Санкт-Петербурге Калининского района, где проживает почти пятьсот тысяч человек, вторым удар примут триста тридцать тысяч жителей Красногвардейского района. Менее чем в пяти километрах от разворачиваемого производства находится Союз садоводческих товариществ "Дунай", где на двадцати двух тысячах садовых участках отдыхают более ста тысяч петербуржцев. И это не говоря о более стопятидесяти тысячном населении Всеволожского района. Итого более миллиона человек, которые могут оказаться под прямым воздействием алюминиевого производства.
Создание алюминиевого производства нанесло бы ущерб не только природе и здоровью сотен тысяч человек. Оно привело бы к закрытию всех остальных производств, располагающихся в промзоне "Кирпичный завод". Сотрудники не менее 8 предприятий окажутся в 100 метровой санитарно-защитной зоне и будут находится под воздействием ядовитых выбросов и вредных отходов. Так, руководство "Форд моторс компани", чьи цеха по сборке автомобилей находятся в помещениях, ранее принадлежащих "Русскому дизелю", уже обеспокоилось дальнейшим развитием производства в охранной зоне опасного предприятия. Оно же опровергло утверждения инициаторов алюминиевого проекта о якобы имевших место соглашениях по очистве хозбытовых и дождевых стоков с территории алюминиевого производства. Здесь стоит напомнить, что цеха по розливу водки "Ливиз", главного поставщика водки на рынок Санкт-Петербурга, также обосновались в пустующих помещениях "Русского дизеля".
Руководство ОАО "Всеволожский алюминиевый завод" подвергло критике результаты всех экспертиз и даже пообещало подать в суд на государственные органы, отказавшие им в размещении производства. Несмотря на отрицательные заключения, в поддержку алюминиевого производства выступил губернатор Ленобласти Валерий Сердюков. И тут наша история принимает совершенно неожиданный, на первый взгляд, оборот.
В сентябре 2001 года владельцами ОАО "Всеволожский алюминиевый завод" было принято решение о его ликвидации, что и произошло в декабре 2001 года. Вроде бы общественность победила. Еще не созданный завод уже вызвал изжогу практически у всех, кроме Сердюкова и естественно Сабадаша, которому на экологические проблемы в Ленинградской области из далекой Америки просто не дела. В это же время регистрируются сразу два предприятия, собирающиеся заниматься переработкой алюминия во Всеволожске в тех же самых пустующих цехах "Русского дизеля": ОАО "Всеволожский завод алюминиевых сплавов" и ООО "Всеволожский завод прокатных изделий". За спиной учредителей обоих предприятий виднелась все та же фигура Александра Сабадаша. Цель регистрации более чем понятна - слегка доработанная Декларация юридических лиц с незапятнанной репутацией должна пройти МВК гораздо проще. Более того, это позволило запутать ситуацию, поскольку даже в официальной переписке получалось, что предприятие, занимающееся этим проектом, указывалось некорректно или с ошибками. Простым и эффективным ходом были нивелированы все судебные иски к ОАО "Всеволожский алюминиевый завод" - нет ответчика, нет и дела.
ООО "Всеволожский завод прокатных изделий" смог начать свою деятельность без претензий со стороны общественности и официальных лиц, под эгидой ОАО "Русский дизель", 79% акций которого принадлежит Сабадашу. В конце 2001 года в МВК была направлена новая Декларация "О намерениях по организации производства проката, прокатных изделий на существующих площадях ООО "Русский дизель" в промзоне "Кирпичный завод". Ни слова об алюминии. Декларация имела положительные резолюции "Всерооссийского алюминиево-магниевого института" и АО "Ленинградский Промстройпроект". Первым этапом в Декларации значилось производство профилей из готового проката алюминия, переработка лома, собственное производство проката и т.д. С учетом негативного первого опыта в Декларации предлагалось отселение попадающих в опасную зону домов, осуществление мероприятий по экологическому мониторингу. На начальных этапах предполагалось производство первичного алюминия в объемах, достаточных для производства профилей. Самое главное было как бы отнесено в примечания: в Декларации заявлялось также, что после проведения экологического мониторинга будут вводится дополнительные мощности по производству первичного алюминия. Таким образом, последний проект ничем не отличался от первого, только теперь производство первичного алюминия маскировалось якобы главной целью предприятия - производство проката, естественно, алюминиевого.
В феврале 2002 года МВК рассмотрело Декларацию нового предприятия, на сей раз, под четким контролем губернатора Сердюкова. Заключение было более лояльным, хотя Декларация и не была принята до устранения многочисленных замечаний и предоставления расширенной информации, в том числе в части производства первичного алюминия. Окончательное решение должно быть принято в сентябре. Несмотря на то, что было сразу же ясно, что за новыми проектами стоят те же самые люди, планы которых совершенно не изменились, в пользу нового проекта неожиданно выступает вице-губернатор области, председатель комитета по экономике и инвестициям, а также Председатель МВК Григорий Двас.
Сейчас трудно предсказать, каким будет новое решение межведомственной комиссии. Пока ясно одно: все ведомства, зависимые от губернатора Валерия Сердюкова начинают менять свою позицию. ООО "Всеволожский завод прокатных изделий", учитывая негативный опыт, говорит о том, что производство первичного алюминия будет разворачиваться лишь постепенно, начиная с объемов в 16 тысяч тонн ежегодно и потом нарастать до 48 тысяч. Производство же больших объемов (оптимальным считается производство не менее 80 тысяч тонн в год) руководители завода рисуют как отдаленную перспективу.
Однако, всем участникам этой борьбы ясно, что закрыть уже действующее предприятие несоизмеримо сложнее, чем допустить его строительства. И дав санкцию на производство даже небольшого количества первичного алюминия, государственные органы фактически согласятся со строительством огромного промышленного гиганта, преимущественно производящего первичный алюминий на экспорт. А Санкт-Петербург получит к своему трехсотлетнему юбилею замечательный подарок от соседа.
Таким образом, могут рухнуть планы по созданию в Санкт-Петербурге действительно культурной и политико-экономической столицы России, которые вынашивает Президент Путин. Кого будет интересовать один из самых красивейших городов мира с отравленным воздухом и водой. Приезжать в такой город, а тем более жить здесь иностранные гости явно не захотят. Превратятся в прах все программы, реализуемые Администрацией Петербурга, типа "Чистый город", программа вывода промышленных предприятий из центра города, многомиллионные инвестиции грозят "уйти в песок", только потому что Валерия Сердюкова вопрос какой будет Ленинградская область, а тем более Санкт-Петербург, не интересует в принципе. Есть более приземленные и сиюминутные интересы. Знающие люди поговаривают, что люди из окружения Сабадаша активно работали в ходе губернаторской избирательной кампании Сердюкова. Долг надо возвращать. Под строительство завода Сердюков был готов даже предоставить гарантии Правительства области, а стоимость строительства ни много, ни мало 230 миллионов долларов. Неужели столь странный поворот в инвестиционной политике областного руководства объясняется обстоятельством необходимости расчета за прошлые предвыборные баталии? И даже не взирая на усилия федеральных чиновников и лично Президента Путина сделать Петербург всемирно известных центром деловых и культурных связей.
|