Пару месяцев назад Борис Немцов заявил, что избиратели только выиграют, если он будет участвовать в следующих выборах президента России. Хотя лидер "Союза правых сил" имел ввиду не реальную замену Владимира Путина на свою особу, а лишь поворот от традиционного соперничества "партии Кремля" и КПРФ, многих это заставило вспомнить о президентских амбициях Бориса Ефимовича недавних времен. Неужели Немцов так и не преодолел "синдрома преемника" и рассчитывает получить ключи от Кремля если и не от первого президента, то от второго?
Тень преемника
Борис Ельцин стал активно поднимать тему своего преемника почти сразу после октябрьского мятежа 1993 года. Видимо, трагические события вокруг Белого дома стали для него нелегким испытанием. Впервые о президентских амбициях Бориса Немцова заговорили летом 1994 года сразу после визита президента в Нижний Новгород. Якобы именно тогда Борис Николаевич шепнул Борису Ефимовичу, что видит его своим преемником. Очевидные симпатии Бориса-большого к Борису-маленькому многие пытались объяснить тем, что Немцов, также как и Ельцин, рослый и статный. В ходу была и более сентиментальная версия. Дескать, Ельцин, отец двух дочерей, всю жизнь мечтал о сыне и тут у него по-стариковски сработали невоплощенные мечты: он относился к Немцову как к сыну.
Немцов и "крупняки"
Только трех людей в большой российской политике Борис Ефимович считал круче себя: Ельцина, Явлинского и Чубайса. Президенту он был благодарен за поддержку и доверие. Очень высоко ценил его звериное чутье в политике, интуицию и умение собираться в тяжелых ситуациях. Явлинского Немцов уважает за глубокие знания экономики, точность оценок и политических прогнозов (это не относится к предвыборным прогнозам), а также редкое для политиков остроумие. Чубайса он считал великолепным исполнителем, который мог выполнить практически любую задачу. Немцова поражала системность мышления Чубайса, его универсализм. А также отсутствие тормозов, когда тот входил в тему.
К Ельцину Немцов относился как к отцу (может быть потому что он почти все детство провел только с матерью?). К Чубайсу у него было отношение как к старшему брату. "Рыжий кардинал" старше его на три года, намного раньше попал в Кремль. К Явлинскому Борис-нижегородский относился как к лучшему другу. У них было определенное соперничество, которое свойственно хорошим товарищам.
Между Ельциным и Немцовым не могло быть соперничества за пост президента, как говорится, по определению. Хотя в 1996 году их чуть было не столкнули лбами - "отца" и "сына". Чубайс прекрасно знал свое место в общественном мнении - "Во всем виноват Чубайс!" - и никогда президентских амбиций не имел. Явлинский и Немцов постоянно спорили - кому из них идти на выборы президента? Иной раз уступали друг другу эту сомнительную честь. А иногда даже критиковали друг друга за амбициозность. Тут можно вспомнить критику Немцовым участия Явлинского в президентских выборах 1996 и 2000 годов. Борис Ефимович, кстати говоря, чаще чем Григорий Алексеевич делал реверансы в сторону друга. Но по большому счету они до сих пор находятся на стадии спора. Меняются только дискуссионные вопросы второго порядка.
Почему же Немцов вызвал симпатии "Царя Бориса"? Борис Ефимович по старой "диссидентской" привычке любил думать, говорить и делать по-своему. Ельцину это нравилось. Он сам был таким и не любил тех, кто перед ним робел и менял свою точку зрения. Борису Николаевичу импонировало то, что Немцов не боится его и смотрит прямо в глаза. Ясно, что он мог подумать - почему бы не сделать ставку на Немцова? Президента смущала позиция нижегородского губернатора по Чечне, но и тут Ельцин после долгих размышлений "простил" его.
Весна преемника
Идея - "Борис Немцов второй президент России" - очень импонировала Анатолию Чубайсу. Но он, в отличие от своих друзей-демократов, считал, что в этом деликатном вопросе не следует торопиться. Поэтому, когда Гайдар и Ко в начале 1996 года засомневались в возможностях Ельцина переизбраться и начали давить на Бориса Ефимовича: ты - продвинутый губернатор, у тебя есть шансы победить Зюганова, Чубайс был в шоке. Это могло поставить крест на его плане.
Проект Чубайса состоял в том, чтобы до поры до времени беречь Немцова и только потом, в точно рассчитанный момент, двинуть его вперед. А пока Немцова держали в курсе всех тайных операций либеральной части ельцинского окружения. И не более того. Поэтому Чубайс не допустил фальстарта Немцова в 1996 году. В то же время, когда после первого тура президентских выборов начальник охраны Ельцина Коржаков и директор ФСБ Барсуков арестовали Евстафьева и Лисовского с коробкой валюты, Борис Немцов оказался среди ключевых игроков ельцинской предвыборной команды и на равных с Березовским и Чубайсом решал - что делать? Решение было принято "по-немцовски" категорично: "либо они (Коржаков и Барсуков) затыкаются, либо посадим".
"Момент Х" наступил для Немцова в марте 1997 года. Почти сразу после того, как правительство выполнило перед олигархами свои обязательства в обмен на их поддержку Ельцина на президентских выборах. Чубайс и Ко решили, что теперь они попытаются вернуть дух реформаторства в Кремль и Белый дом. Президент собрал "кабинет младореформаторов". Борис Немцов вошел в правительство в качестве всего лишь первого заместителя премьер-министра. Но он явно ступил в Белый дом как "преемник". Ему дали возможность взять с собой десять нижегородцев и вручили карт-бланш на два года. По сути дела даже у Путина - официального преемника образца 1999 года - не было таких "преференций". Так, люди Немцова заняли целый ряд ключевых постов в топливно-энергетическом комплексе: Бревнов возглавил РАО ЕЭС, Задернюк - федеральную энергетическую комиссию, Кириенко - министерство ТЭКа. Путин, став премьер-министром, смог передать близким людям только оставленные им самим посты: директора ФСБ и секретаря Совета Безопасности.
Зачастую приход во власть "немцовцев" трактуется другим, более скромным, образом. Некоторые эксперты считают, что Бревнов просто "грел лавку" для Чубайса. Якобы, Борис Бревнов был умышленно втянут в серию скандалов вместе с влиятельным лицом из РАО ЕЭС Дьяковым. При Дьякове РАО ЕЭС входило в империю "Газпрома": все вексельные расчеты и взаимозачеты за газ шли через электриков. После Дьякова и Бревнова пришел в РАО Чубайс, с которым "Газпром" уже вынужден был считаться.
Осень преемника
Борис Немцов не участвовал ни в ваучерной приватизации, ни в организации нечестных залоговых аукционов. Он был "чист" и в этом была его сила. Эту силу нужно было сохранить обязательно. Поэтому приватизацию "Связьинвеста" - компании-монополиста в сфере телекоммуникаций - проводили по новым правилам. В итоге правительство получило от продажи "Связьинвеста" вдвое больше, чем от всех вместе взятых залоговых аукционов. Среди проигравших оказались медиамагнаты Гусинский и Березовский. Буквально на следующий после аукциона день на Чубайса и Немцова пошла информационная атака. Против Бориса Ефимовича, в отличие от Чубайса, мало что можно было предложить. В конце концов в ход была пущена "баня с девочками" на даче олигарха Потанина. Потом оказалось, что у телекиллера Доренко видеопленки просто не было. Однако положение Немцова в коридорах власти резко осложнилось. Он потом вспомнил: "4 ноября 1997 года на даче Ельцина нас встретили Татьяна Дьяченко и Валентин Юмашев. Она сказали мне: "Ты совершаешь самую большую ошибку в своей карьере". Я даже поразился, до чего они были бледны, но ответил: "Возможно, но у меня есть свои принципы".
Казалось, что Немцов, вновь незатронутый разразившимися скандалами, победил. Березовского изгнали из правительственных структур. Но в ответ младореформаторы получили "информационную войну". Против них начали боевые действия и ОРТ, и НТВ. Доренко плюс Киселев. Помимо олигархов Немцов боролся и с премьером Черномырдиным, который резко атаковал Чубайса и Немцова в конце 1997 года, урезав их полномочия. Но экс-нижегородский губернатор вплоть до марта 1998 года считал себя "наследным принцем". Говорят, что в это время он побывал в Бонне и прямо заявил сопровождавшим его немцам: "Вы что, всерьез верите, что Черномырдин выйдет победителем из президентской гонки? У Бориса Ельцина на этот счет другое мнение".
Но спустя несколько дней он обнаружил, что окончательно дискредитировал себя в глазах ближайшего окружения Ельцина. Он так и не сумел добиться результатов в социальной сфере, за которую отвечал в правительстве. Немцов растратил всю энергию на борьбу с олигархами. Но все же сам Ельцин продолжал на него рассчитывать. Чубайс и Черномырдин покинули правительство, а Немцов остался... под началом своего протеже Сергея Кириенко.
Зима преемника
Чубайс и Немцов не теряли надежды на лучшее. Они продолжали признавать только одного "хозяина" - Ельцина. И не считали роковой ошибкой нежелание Бориса Ефимовича вписываться в чужую командную игру. Выдвижение на первую роль в правительстве нижегородца они не считали самым худшим вариантом. Наоборот, это говорило о том, что у власти продолжают находиться "младореформаторы". Хотя, конечно, укол по самолюбию Немцова был сделан серьезный. Обычно он обгонял всех в карьерном росте, а тут обошли его.
"Надежды юношей питали" вплоть до отставки Кириенко и появления на горизонте знакомой фигуры Черномырдина. Стало ясно, что Немцов окончательно потерял статус преемника. А Чубайс берег его до последнего: Борис Ефимович не принимал даже участия в решении объявить дефолт или искать другой выход. Потом, кстати, Немцов объяснил эту неудачу правительства Кириенко разразившимся... финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии.
Эпоха ренессанса
С августа 1998 года по лето 2001-го Немцов молчал о своем президентстве. Но сейчас он вновь приободрился. Видимо, готовится к бою в 2008-ом году. К этому времени ему будет всего лишь 48 лет. Хотя в своей книге "Провинциал в Москве" Немцов писал, что время демократов придет в 2004-ом году.
Для начала Немцову нужно разобраться со своими потенциальными конкурентами по "правому" флангу. Тут находятся его извечный друг-соперник Явлинский и полпред президента в Приволжском федеральном округе Кириенко. Они тоже не прочь примерить шапку Мономаха. С Явлинским справиться легче, с Кириенко труднее. Сергей Владиленович уже выскакивал один раз из-за спины Немцова, а сейчас вхож к Путину. Поэтому каждое политическое поражение Кириенко объективно играет на пользу Немцова. В этом плане показательны последние губернаторские выборы, когда Немцов "через Савельева" решил две задачи: отбросил с политической арены Андрея Климентьева и нанес удар по партнеру Кириенко Склярову. Фактически, Немцов успешно разыграл "коммунистическую карту".
Конечно, не следует абсолютизировать противоречия между Кириенко и Немцовым. В некоторых ситуациях они находят компромисс и даже действуют совместно. Так, на учредительном съезде "СПС" "Новая сила" Кириенко поддержала не Егора Гайдара, а Бориса Немцова. Но сделай Кириенко иначе, на "правой партии" как дееспособной структуре можно было бы поставить крест.
В чем может быть расчет Немцова, вновь заговорившего о президентстве? Тут может быть два варианта. Вариант № 1. Он, также как и Березовский, не верит в "долговечность" Путина. Заявление Немцова о своих амбициях и нападки Березовского на президента довольно синхронны. А значит нужно всегда находиться на полшага впереди потенциальных оппонентов. Другой вариант. "Синдром преемника" в действии. Немцов считает, что "Путин - это надолго". Но ко времени схода его с дистанции либеральная идея сильно укрепится. Большие шансы на победу окажутся именно у "истинного демократа". К этой мысли может прийти к 2008 году и сам Путин. Перед ним, так же как и перед Ельциным, встанет вопрос о преемнике. Владимир Владимирович почти наверняка не ткнет пальцем в чекиста или питерца (уходит "вождь" - уходит и "команда"). А потому перст указующий может быть направлен и на него. Уже много раз в средствах массовой информации указывалось, что Путин неплохо относится к Немцову, но тот, мол, каждый раз не вовремя вспоминает о своем плане чеченского урегулирования. Помнится, Ельцин простил Немцову сбор подписей против войны. Путин вполне может последовать примеру Бориса Николаевича.
Немцов и Кириенко еще не "довыяснили" - кто из них круче как политик? Но Борис Ефимович пытается взять верх не в очных столкновениях. Он прилагает усилия, чтобы считаться единственным хранителем демократических ценностей. Достаточно вспомнить его появление перед Белым домом на 10-летие легендарных августовских событий. Он надеется на поддержку и Чубайса, и Явлинского. С последним, правда, придется немного поспорить. Не исключено, что и Ельцин "дотянет" до времени решения вопроса о преемнике Путина. Несмотря на временную размолвку между двумя Борисами, Ельцин может встать и на сторону "любимчика демократии"... Все приходит вовремя для тех, кто умеет готовить победу и ждать. Борис Немцов, похоже, встал на этот тернистый путь. А вдруг Фортуна улыбнется ему?
|