Вновь на Украину падают подозрения в обстреле 4 июля иностранного
пассажирского авиалайнера. Президент Украины Леонид Кучма в сложившейся
обстановке вынужден был заявить, что после "несчастливого инцидента" с
самолетом авиакомпании "Сибирь" над Черным морем в прошлом году пуски
ракет в стране запрещены. Это сообщение носит несколько парадоксальный характер,
поскольку для безаварийной эксплуатации технически сложного вооружения
необходима определенная степень напряжения боевой и оперативной
подготовки. В противном случае навыки у боевых расчетов будут окончательно утрачены и боевая техника станет попросту опасной для армии, на вооружении которой находится. Сегодня выучка вооруженных сил Украины и так невысока, а если запретить учебные стрельбы, то тогда становится непонятным, зачем Киеву
вообще нужны ракетные войска.
Украинская сторона выдвинула версию, что израильский летчик видел
метеорит, причем подчеркивается, что момент вхождения в атмосферу космического пришельца всегда сопровождается короткой вспышкой бледно-голубого цвета. Ее якобы и наблюдали пилоты "Боинга-757".
Так ли это на самом деле? Отметим, что командир экипажа израильского
лайнера - опытнейший пилот, в прошлом боевой летчик, участник
арабо-израильских войн. В ходе боевых действий он неоднократно наблюдал
пуски зенитных управляемых ракет (ЗУР) и ни с чем другим их перепутать не
мог. Иными словами, как в известной песне - "кто хоть однажды видел это,
тот не забудет никогда". Напомним, что пуск ЗУР зенитного ракетного комплекса
средней дальности безоблачной ночью виден на дальности до 170 км. Стрельба
ракетами 5В28 зенитного ракетного комплекса дальнего действия типа С-200
заметна еще с большего расстояния. Так что пуск ЗУР израильский пилот мог
идентифицировать с большой вероятностью, и нет никаких оснований ему не доверять.
Что же могло случиться ночью 4 июля? Украинская сторона утверждает, что на
трассе пролета "Боинга-757" никаких учений с боевой стрельбой в этот
период не проводилось и учебные центры зенитных ракетных войск, в которых
теоретически могут осуществляться учебные пуски ЗУР, отсутствуют. И это
соответствует действительности. Однако израильский лайнер в ходе полета
пересекал один за другим несколько позиционных районов зенитных ракетных
частей противовоздушной обороны Украины, начиная с 174-й зенитной ракетной бригады в Севастополе и заканчивая 138-м зенитным ракетным полком шестидивизионного состава С-300П в Днепропетровске.
Вполне возможно, события (по мнению специалистов) развивались следующим
образом. В дежурном дивизионе 138-го зрп группой вышестоящего штаба
осуществлялась проверка боевой готовности, в ходе которой была дана
команда поднять высокое напряжение передающих устройств зенитного ракетного
комплекса, выйти в эфир и произвести поиск воздушных целей. После
выполнения этой команды боевой расчет доложил, что наблюдает рейсовый самолет,
следующий по международному коридору. Нельзя исключать, что в целях
проверки слаженности зенитного ракетного дивизиона последовала команда произвести "захват" лайнера и обстрелять цель "учебно".
В общем-то, это самая обычная практика для зенитных ракетных войск. Однако
для максимального приближения условий тренировки к реальным украинский
проверяющий мог приказать боевому расчету выдать питающие напряжения на
пусковые установки и поставить ЗУР "на подготовку". В этот момент и
произошло трагическое сочетание каких-либо случайностей технического и
организационного характера, приведших к непреднамеренному пуску зенитной
ракеты. Она стартовала. Осознав, что натворили, украинские ракетчики
приняли все меры к уводу ракеты от цели и к ее самоликвидации. Все эти моменты, по всей видимости, и наблюдал пилот израильского "Боинга-757". Вполне
возможно, что непреднамеренный пуск в одном из дивизионов 138-го зрп произошел и по другим причинам, например, поздним вечером 4 июля украинские ракетчики устраняли неисправность на стартовом оборудовании. Не исключены и другие
причины.
Кстати, зенитная ракетная система С-300 очень критична к ошибкам
обслуживающего персонала, и непреднамеренные пуски "трехсотых изделий" в период эксплуатации вовсе не редкость. Достаточно напомнить только один случай, произошедший в конце 1980-х гг. на Дальнем Востоке, когда в ходе
обслуживания стартового оборудования в зенитной ракетной бригаде под
Владивостоком из-за ошибки расчета был произведен непреднамеренный пуск
ракеты С-300. Сработал вышибной заряд, ЗУР вылетела из транспортно-пускового
контейнера, запустился маршевый двигатель, и больше "изделия" никто не
видел. Где оно упало, поначалу оставалось неизвестным. Военные доложили
"наверх", что ракета самоликвидировалась на большой высоте. Однако через несколько дней официальный Пекин уведомил российскую сторону, что на северном побережье озера Ханка упало нечто, сильно напоминающее ракету
5В55. Впоследствии выяснилось, что, описав баллистическую траекторию, ЗУР
приземлилась на китайской территории, пролетев расстояние, которое ранее
не могли предположить в самых смелых прогнозах. Если бы не реакция Пекина,
этот случай так и остался бы покрытым мраком неизвестности. Так что при
эксплуатации техники и вооружения бывают самые невероятные случаи...
Правду о событиях той июльской ночи на Украине мы, по всей видимости, не
узнаем никогда. Поскольку гипотетический запуск украинской ракеты не повлек за собой жертв и разрушений, то Минобороны и политическое руководство
Украины, сразу заявив о непричастности к обстрелу израильского лайнера,
теперь до упора будут отстаивать свою версию. Обгоревший транспортно-пусковой контейнер от ракеты С-300 уже, по всей видимости, переплавлен на металл в мартенах "Запорожстали", стартовая позиция засыпана свежим песком, "изделие" списано задним числом пять лет назад, боевой расчет
проинструктирован до слез. Отыгрывать назад во избежание нового и
сильнейшего международного конфуза у Киева возможности нет. А степень
"незалежного" упрямства по опыту трагедии 4 октября 2001 г. над Черным
морем уже хорошо известна.
|