Борис Ельцин отправился по местам “боевой славы”. Целую неделю он будет отдыхать в белорусской резиденции “Вискули”, что в Беловежской Пуще. Именно здесь в свое время он сам, лидер Белоруссии Шушкевич и лидер Украины Кравчук подписали соглашение, упраздняющее Советский Союз и создавшее Содружество Независимых Государств. По иронии судьбы, и нынешний визит Ельцина в Белоруссию косвенно был связан с судьбой Союза...
21 июня самолет с Ельциным приземлился в Минске. В аэропорту Борис Николаевич сразу начал с “наболевшего”: он развеял все слухи о своем подкосившемся здоровье и подробнейшим образом рассказал журналистам о том, что “находится в хорошей физической форме, а потому решил еще раз наведаться в Белоруссию”. Следом Ельцин перешел к прозе, сообщив, что в ходе встречи с Александром Лукашенко постарается сгладить имеющиеся “острые углы в белорусско-российских отношениях”. Собственно, в этом в Минске никто не сомневался, так как еще задолго до приезда VIP-персоны местная пресса называла это событие не иначе как визитом парламентера от Кремля.
Встреча с Лукашенко длилась более четырех часов. Все это время Борис Николаевич “лечил” коллегу от ударов, нанесенных накануне Владимиром Путиным. Переговоры были напряженными, раскрывать их суть Ельцин не стал, дипломатично заявив, что основной вопроса, как и ожидалось, — судьба союзного договора. Пресса моментально отреагировала на некоторые озвученные реплики и сделала вывод, что Ельцин прямо предложил Лукашенко отказаться от существующего плана объединения двух стран, так как “мы не можем создавать Союз по стандартам бывшего СССР”. Вместо этого экс-Президент РФ предложил Александру Григорьевичу подумать над созданием “сильного объединения”, в котором оба государства “сохранили бы свой суверенитет и независимость”. По сути это означает, что Москва намерена выступить “могильщиком” нынешнего варианта союзного государства с его единой валютой. Сам Ельцин при этом уверенно чувствовал себя в роли третейского судьи между двумя молодыми и горячими президентами: Путиным и Лукашенко.
Погостив день в минской резиденции “Заславль-1”, Борис Николаевич в сопровождении Александра Григорьевича отправился в Брест: 22 июня в Брестской крепости проходили траурные торжества по случаю очередной годовщины начала Великой Отечественной войны. Обычно мероприятия здесь начинались в 4 часа утра — время, когда в 1941 году началась бомбежка цитадели над Бугом. Однако в связи с приездом высоких гостей основные действия перенесли на более позднее время. Памятный митинг назначили на утро. Стоит заметить, что это действо стало яблоком раздора между властями города и работниками брестских предприятий, от которых потребовали в обязательном порядке выйти на акцию. Указания вывести на митинг максимальное число работников поступили и на многие предприятия города. Недовольные брестчане тут же “вынесли сор из избы”, и этот факт стал достоянием прессы.
Впрочем, для Лукашенко и Ельцина это осталось за кадром. Общаясь с ветеранами в Брестской крепости, Ельцину вновь пришлось вспомнить о своем здоровье. “Я сам держу себя в руках, ежедневно тренируюсь, даю физические нагрузки”, — заявил первый Президент России, заметив, что уже похудел на 20 кг.
А на “десерт” первому Президенту России приготовили, пожалуй, самое приятное — встречу с выпускниками Уральского политехнического института, которые проживают в Белоруссии. Среди них — его минский друг, Юрий Сердюков, с которым они вместе в 1948 году поступили в Уральский политехнический институт. С первого по третий курс они жили в одной комнате общежития. А с Наиной Ельциной Юрий Иванович проработал 14 лет в одной проектной организации. Сегодня Юрий Сердюков — начальник отдела главэкспертизы при Министерстве архитектуры и строительства. Он и его жена Энеля заранее обсудили по телефону с Наиной Ельциной некоторые детали предстоящей встречи. Любопытно, что всякий раз, когда Ельцин намеривался посетить Минск, Сердюковым звонили из Дома правительства и спрашивали: может, что надо — дом отремонтировать, дороги, подъезд привести в божеский вид?.. Но супруги так никогда и не использовали такую возможность.
|