Склонность к уединенным прогулкам занесла меня в понедельник после обеда к зданию Минатома РФ на Ордынке. Настроение было созерцательным. И вот, прогуливаясь, совершенно случайно созерцаю такую картину: за уличным столиком под тентом элитной кофейни «Альдебаран», всего в пятидесяти метрах от Минатома, уютно устроился и кулуарно беседует с какими-то серьезными господами недавний злейший оппонент министерства — американский предприниматель Александр Шустерович.
Странно, ведь Шустерович известен тем, что некоторое время назад пытался отсудить у России 1 миллиард долларов после того, как не менее деловые люди, не чуждые бывшему главе Минатома Евгению Адамову, со скандалом вытеснили его (Шустеровича) из 12-миллиардного долларового контракта ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран — низкообогащенный уран). И Шустерович был лишен возможности заработать на этой так называемой «сделке века» между Россией и США, по которой российский ВОУ, извлеченный из ядерного оружия, перерабатывается в топливо для атомных электростанций.
У героя многих наших публикаций Евгения Адамова, если помните, была незавидная судьба. После вполне справедливого заключения комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией насчет его коммерческой активности в США президент Путин принял отставку министра «по собственному желанию»...
В этой связи вдвойне примечательно, что американского бизнесмена Шустеровича у кофейни ожидал представительский сиреневый «БМВ» (номер имеется в редакции) с пропуском Управления делами президента на лобовом стекле.
Неужели на смену одному лоббисту, кресло которого еще не успело толком остыть, к Минатому потянулись другие, давно всем знакомые и не менее скандальные? Посмотрим, чьи интересы они представляют.
Русский американец Александр Шустерович — руководитель фирмы «Плеядис» (США), выходец из академической среды, имеющий сильные позиции в Российской академии наук, был хорошим знакомым Виктора Михайлова, который возглавлял Минатом РФ до Адамова.
Министр Михайлов уделял Шустеровичу много внимания и даже присутствовал на его научной защите. А когда на правительственном уровне Россия и США согласились заключить многомиллиардный контракт ВОУ-НОУ, российские чиновники стали продвигать американскую «Плеядис» в посредники. Андрей Козырев (бывший министр иностранных дел) в ноябре 1996 года своим письмом рекомендовал «Плеядис Груп лимитед» как наилучшего партнера.
А в США, несмотря на значительный «административный ресурс» (в «Плеядис» работали бывший министр торговли США Роберт Моссбахер и бывший госсекретарь Джеймс Бейкер с сыном), в апреле 1997-го появилось письмо заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасностью Линн Е. Дэвис, в котором выражалась обеспокоенность по поводу участия «Плеядис» в контракте, — фирма никогда не занималась ураном, не имела опыта и потому, если верить письму госдепартамента США, распугала многие компании ядерной отрасли, которые хотели участвовать в проекте...
Отчасти на волне этого скандала, который стал приобретать международный масштаб, Михайлова в кресле министра сменил Евгений Адамов — более жесткий администратор, который представлял интересы совсем другой группировки.
А у Евгения Адамова нашлись свои американские связи — счета в американских банках и особенно близкие фирмы. Был у министра и свой «Шустерович». Фирму «Плеядис» отодвинули от перспективного долларового потока (тогда-то Шустерович и подал в суд, надеясь взять хотя бы миллиард, но проиграл).
Мы уже рассказывали о системе компаний, созданных в США коллегой Адамова по американскому бизнесу Марком Майклом Каушанским (тоже предприниматель российского происхождения). Особенно нас удивлял тот факт, что фирмы эти имели очень тесные связи с Россией (представительство одной из них располагалось даже в бывшей квартире министра Адамова на Кудринской площади, другой — в режимном институте, третьей — на стратегическом предприятии системы Минатома РФ) и очень походили на схему, в принципе позволяющую откачивать деньги за рубеж.
Тогда же мы выяснили, что Марк Каушанский, начиная создавать эти фирмы, был инженером крупной американской компании «Вестингхауз», игравшей значительную роль в атомной индустрии США и имеющей в своем составе правительственную составляющую, всецело ориентированную на национальную оборону. В свою очередь, «Вестингхаузом» владеют другие мировые гиганты атомного бизнеса, которые, по идее, являются конкурентами российского Минатома и имеют свои интересы в 12-миллиардном долларовом контракте между Россией и США...
Удивительное совпадение, но именно при Адамове свет увидел весьма странный проект американской частной организации «Траста по нераспространению ядерного оружия», который планировал с разрешения Минатома направлять в Россию отработанное ядерное топливо без права переработки, выделять России деньги «на экологические программы и пенсии» и получать за это доступ к закрытой информации Минатома. Примечательно, что в руководство «Траста» вошли почти исключительно бывшие американские «силовики» — бывший командующий шестым флотом адмирал Мерфи, советник трех американских президентов; адмирал Де Марс, а список попечителей фонда развития нашего Минатома начинал бывший директор ЦРУ Уэбстер...
Когда Евгений Адамов покинул свой пост, стали возникать вопросы относительно его преемника Александра Румянцева. Никто не мог сказать, чьи интересы он будет проводить в жизнь. Вокруг него уже бродят представители совершенно разных группировок. Это и люди МДМ-банка, которые, похоже, никак не могут расстаться с отраслевой структурой системы Минатома — Конверсбанком, и вечные их конкуренты представители «Альфа-групп», и «красные директора», никому не желающие отдавать и пяди родной территории, и американский бизнесмен Шустерович, который помнит лучшие времена.., а министр еще не сформировался. Именно поэтому, наверное, кто-то ведет переговоры с американскими партнерами пока не в самом здании министерства, а в кафе напротив.
Не везет Минатому. Непонятно, кто при таком наплыве будет отстаивать собственно государственные интересы.
|