Это незначительное на первый взгляд, событие вызвало в среде тольяттинских бизнесменов и равоохранителей много разговоров. Толковали событие однозначно: Самара продолжает расставлять своих людей на ВАЗе. В некотором роде, это действительно так. Хотя все же это чересчур упрощенный взгляд на события. Для того чтобы разобраться в том, что происходит, нужно немного окунуться в историю. Середина 90-х. Наглые бандиты по-хозяйски расхаживают по конвейеру. Слово какого-нибудь криминального князька значит в цехах отгрузки автомобилей больше слова любого вазовского менеджера. Дележ законно или незаконно полученных автомобилей и запчастей порождает в городе затяжные гангстерские войны с сотнями погибших. За городом и заводом закрепляется слава российского Чикаго, осиного гнезда. Чернушный имидж, естественно, не сказывается благоприятно на привлечении инвестиций, столь необходимых заводу. И вот осенью 1997 года над ВАЗом проносится “Циклон”. Вооруженный до зубов спецназ прочесывает вазовские цеха в поисках криминального элемента. Многие лишаются пропусков на ВАЗ и покидают рабочие места. Ощипанные, но непобежденные. Со времени проведения операции с амбициозным названием прошло без малого пять лет, а имидж завода посветлел не намного. Бандиты по-прежнему решают, кому и сколько отгрузить машин модных моделей, комплектаций и цветов. Вывозят партии краденых запчастей. Совершают крупномасштабные мошенничества. Неугодных менеджеров ВАЗа встречают в подъездах, бьют палками, арматурой, стреляют в них из пистолетов. На ВАЗе преступности противостоит целый отдел милиции, подчинявшийся до последнего времени Автозаводскому РУВД. Но ходят упорные слухи, что местные правоохранители, вместо того чтобы бороться с укоренившейся на заводе преступностью, решают свои материальные проблемы. То есть занимаются тем же, чем и бандиты. За определенную плату помогают коммерсантам получить с завода автомобили нужных цветов и комплектаций. С бандитами такие правоохранители предпочли не ссориться. А зачем? Завод большой - всем хватит. Объем финансового оборота бандитских и милицейских группировок нетрудно подсчитать. С каждой машины “грузчики” берут от пятисот до тысячи рублей. Завод производит в год 700-800 тысяч автомобилей. Умножайте. Но некоторые правоохранители пошли еще дальше. Есть оперативная информация, что кое-кто из них участвовал в вывозе партий краденых запчастей. Нельзя сказать, что ОМ по ВАЗу совсем не борется с преступностью. Довольно часто его сотрудники задерживали слесарей и сварщиков с деталями в карманах. А с определенной периодичностью брали тепленькими вазовцев, которые (страшно сказать!) КАМАЗами вывозили добро родного завода. Но, правда, в ста процентах случаев под суд шли лишь те самые слесари и сварщики, которые грузили контейнеры с ворованным железом. Да водила, сидевший за рулем КАМАЗа. Иногда на скамье подсудимых оказывалась бабушка из ВОХРа, вошедшая в сговор с ворами. Но ни один авторитет, ни один бандит, заправлявший криминальным бизнесом на ВАЗе, или подкупленный вазовский менеджер под суд не попали. Единственное исключение - дело Фогеля (Фокса) - закончилось в прошлом году пшиком. Главного обвиняемого застрелили, а остальные отделались условными наказаниями и попали под амнистию. Все те же до боли знакомые бандитские лица (если не считать тех воротил, что полегли в разборках) контролировали криминальный и полукриминальный бизнес на ВАЗе. И никто их отгонять от этой кормушки не собирался. Результат этой безнаказанности не замедлил сказаться. За 2000-2001 год жертвами нападений становятся около десятка вазовских менеджеров. Избитый прутьями заместитель начальника управления лабораторно-исследовательских работ Александр Титуренко скончался от полученных травм. В его обязанность входил отбор масел для закупок на нужды завода. Честно исполняя свои обязанности, Титуренко имел несчастье забраковать продукцию одной из бандитских фирм. Братва не смогла стерпеть такого наглого игнорирования своих интересов... Все эти события натолкнули, пусть и с некоторым опозданием, вазовское руководство на мысль, что “Циклон” прошел неэффективно и с криминалом на родном предприятии нужно, наконец, что-то делать. И вот освобождается кресло начальника местного УВД. (Прежний глава - Александр Шахов ушел на повышение.) Кандидатура нового руководителя тольяттинской милиции подбирается с особой тщательностью. Претендентов из числа местных правоохранителей множество, в том числе и прямой начальник ОМ по ВАЗу глава Автозаводского РУВД Александр Черноиванов. Но назначают человека нового. Иногороднего. Владимир Супрун, возглавивший местных блюстителей правопорядка, всю жизнь проработал в Самаре, и последняя его должность - начальник управления “Р” (борьба с преступностью в сфере высоких технологий). Первое, что происходит после назначения Супруна - объявляется спецоперация на ВАЗе. В цехах притихли, ожидая топота спецназовских ботинок. Но... новый “Циклон” прошел так тихо, что его почти никто не заметил. Ничего не известно и о его результатах. Однако вслед за этим начинается еще одна акция - реорганизация ОМ по ВАЗу. Его выводят из подчинения АРУВД и подчиняют напрямую городскому УВД. Наблюдатели истолковывают эту реформу по-своему: начальника АРУВД Черноиванова, дескать, оттирают от отгрузки. А на его место приходит Самара. Впрочем, не будем опираться на слухи. Предоставим правоохранителям самим объяснить происходящее
|