Спикер краевого парламента Александр Усс успешно совмещает политическую деятельность с творчеством публициста. На этой неделе в библиотеках края и на прилавках красноярских магазинов появилась его очередная книга. "Наш край - моя Родина" - это уже четвертая книга Александра Викторовича. В ней Усc постарался осмыслить свою работу на государственных постах, определить свое место и роль в тех неоднозначных и сложных процессах, которые происходили в нашем регионе и в стране в последние годы. В какой-то степени эта книга стала подведением неких промежуточных итогов. Иногда необходимо остановиться и оглянуться, чтобы более уверенно продвигаться вперед на следующем витке своей судьбы. Размышления председателя Законодательного Собрания наверняка будут интересны не только политикам, но и всем, кому небезразлична судьба Красноярского края.
Стиль и методы сегодняшнего краевого управления в чем-то сходны с поведением властной элиты в переживающих упадок империях. Получая основную финансовую подпитку от нескольких предприятий сырьевого сектора, краевое руководство пытается "закрывать" наиболее острые социальные проблемы, удерживать ускользающие из рук возможности, создавая при этом видимость блеска и процветания. Но управление, построенное на перераспределении колониальной ренты, требует беспрестанного роста бюрократического аппарата, провоцирует раздувание бюджетной сферы. При этом утрата реального влияния маскируется все более пышными и грандиозными ритуалами: международными визитами, торжествами, парадами, демонстрацией "вооруженных сил" из кадетских корпусов и казачьего войска и пр. Но это только форма, содержания за ней уже нет. Политика сводится к популизму и интригам. У власти оказываются случайные люди, "временщики", озабоченные лишь конвертацией своих властных полномочий в материальные блага. Пышным цветом расцветают фаворитизм и клановость. Следующим шагом в распаде империй и развале прежней системы управления обычно является утрата контроля над колониями. Империи сначала соглашаются на самые что ни на есть невыгодные для них предложения. Затем - мирятся с утратой своего реального влияния надела в колониях, что маскируется еще долго сохраняемой личной унией или особым статусом, формально фиксирующим связь с метрополией. У нас в крае такими колониями являются пока автономные округа и ЗАТО, но, может быть, скоро дойдет и до муниципальных образований и отдельных предприятий? Что происходит потом? Вас просто извещают, что в следующем году налоговые суммы, выплачиваемые в "имперский" бюджет, сокращают в несколько раз. Или прекращают их платить вообще без всякого уведомления. Политическое влияние, финансовые ресурсы, интеллектуальный потенциал концентрируются в колониях. При этом процессы, протекающие в них, перестают контролироваться метрополией. Все это уже заметно и у нас. О производственных и корпоративных изменениях на основных краевых предприятиях чиновники исполнительной власти нередко узнавали из газет. Первые лица государства напрямую встречаются с хозяевами и менеджерами корпораций, а вот с руководством края темы для обсуждения находят с трудом. В других случаях государственная власть начинает откровенно обслуживать интересы крупных ФПГ. Самостоятельность в принятии ключевых решений подменяется стремлением угодить наиболее сильной в политическом и финансовом отношении группировке. При этом нет никаких гарантий, что приход новой промышленной или финансовой компании преследует долговременные цели, а не продиктована корыстным желанием управлять финансовыми потоками краевых предприятий. В условиях углубляющейся социально-экономической фрагментации краевого пространства сегодняшние методы государственного управления явно не отвечают потребностям нашего региона. Они не просто не обеспечивают развития, а фактически тормозят его. Если ситуация не изменится, краевое руководство может быть полностью "приватизировано" бизнесом. Краевая власть сегодня должна не плыть по течению, ограничиваясь непрерывным "залатыванием" очередных бюджетных "дыр", но сконцентрировать силы, посмотреть в будущее и взять на себя роль организатора новой волны социально-экономического развития в крае. Именно государству, даже на региональном уровне, вполне по силам обеспечить необходимый уровень координации, увязать совместные планы работы лидеров краевой экономики и пока еще убыточных предприятий других отраслей с тем, чтобы провести своего рода новую "сборку" края, придав утраченную комплексность, связанность и системность организации жизни на его территории.
О губернаторе и администрации
Думаю, своеобразным катализатором сплочения Законодательного Собрания стали "особенности", проявившиеся в деятельности краевой исполнительной власти в связи с избранием на должность губернатора края А.И.Лебедя. Спутав во время избирательной кампании Красноярский край с Краснодарским, сразу после выборов он без ложной скромности счел возможным объявить себя его хозяином. Выражения типа "я бросил краю спасательный круг", "здесь будет одна власть - моя" употреблялись им без тени смущения. Непонятно из кого состоящая и на какие средства финансируемая охрана, разгоняющие народ "мигалки", свита, завезенная из других городов (от водителей до телевизионных ведущих), - превратились с тех пор в неотъемлемые атрибуты образа жизни высшего краевого руководства. Хотелось верить, что досадные "поведенческие перекосы" компенсируются делами. В частности, будут реализованы обещания о том, что на край прольется инвестиционный дождь, что будет сохранено полноценное Красноярское отделение железной дороги, что контроль над угольными разрезами останется за краем и т. п. Не получилось. То же управление железной дорогой реорганизовали явно в ущерб краевым интересам. Угольные разрезы продали по цене, сопоставимой со стоимостью одного элитного жилого дома в Москве. С иностранными инвестициями тоже как-то не заладилось... Словом, стало ясно, что громкие предвыборные заявления во многом оказались не более чем шумовой завесой, имитацией "бурной деятельности", маскирующей обыкновенную управленческую беспомощность. В край слетелись не нашедшие применения у себя дома по большей части второсортные управленцы. Вскоре жители края с изумлением вынуждены были знакомиться с основным "достоинством" их управленческого стиля: нахрапистым умением "обложить данью" предприятие,"потребовать откат" и как можно больше вывезти из края под прикрытием кампании по борьбе с "красноярским криминалом". В команде губернатора сменилось более 40 заместителей и 8 начальников финансового управления. Почему, сменяя друг друга почти вахтовым методом, они спешно покидали затем енисейские берега? Кто и перед кем теперь за все это ответит? Нет, не случайно впервые за многолетнюю историю края в лексиконе его жителей появилось устойчивое деление на "наших" и "чужих".
|