Россия в прошлом году впервые стала мировым лидером по объему продаж оружия. Такой вывод сделал один из наиболее авторитетных центров изучения рынка вооружений. Впрочем, этот стокгольмский институт оценивает не долларовую стоимость проданного оружия, а его "убойную силу". Нашим поставщикам такая высокая оценка не нравится - они опасаются, что западные миротворцы будут попрекать нас за торговлю с горячими регионами, например Индией.
У Стокгольмского международного института изучения проблем мира (СИПРИ) не менее солидная репутация, чем у Лондонского института стратегических исследований и исследовательской службы Конгресса США, изучающих рынки вооружений. Но оценки СИПРИ всегда резко отличались от оценок как других исследовательских центров, так и от официальных российских данных. Дело в том, что экспертов СИПРИ беспокоит не контрактная стоимость экспортируемых вооружений, а их "военная ценность". То есть, если российский самолет или танк способен нанести такой же ущерб, как его американский или европейский аналог, стоимость нашей машины приравнивается к стоимости западной.
Оценив объем российского оружейного экспорта таким образом, СИПРИ пришел к выводу, что в прошлом году Россия поставила боевых машин на $4,979 млрд, обогнав США ($4,562 млрд) , Францию ($1,288 млрд) и Британию ($1,125 млрд). По официальным российским данным, в прошлом году объем наших поставок составил $3,7 млрд. Другие страны свои данные еще не объявили. В 2000 г. , по данным СИПРИ, 1-е место заняли США ($5,5 млрд) , 2-е место - Россия ($4,4 млрд) , 3 - 4-е места - Англия и Франция (по $1,04 млрд). Между тем, по данным Лондонского института стратегических исследований, первыми были те же США, но уже с $14,5 млрд, на 2-м месте - Англия ($5,1 млрд) , Россия - лишь третья ($3,5 млрд, а по официальным данным - $3,7 млрд) и 4-е место - Франция ($1,5 млрд).
"Очень жаль, что традиционно ценность измеряется в долларах, - говорит Симан Веземан, эксперт СИПРИ и один из авторов опубликованного вчера исследования. - Это только сбивает с толку". По словам Веземана, российский истребитель МиГ-29 и американский F-16 имеют для института изучения проблем мира примерно одинаковую ценность, хотя разница в цене может составлять $10 млн. А российский танк Т-72 засчитывается по той же цене в $2 млн, что и французский АМХ-30, в то время как Т-72 иногда продают вообще за $100 000. "Для нас важно то, что боевые возможности этих самолетов сопоставимы и конкурируют они часто на одних и тех же рынках, - рассказывает Веземан. - А небольшой по сумме контракт может быть гораздо разрушительнее, чем дорогой".
По словам научного редактора журнала "Экспорт вооружений" Константина Макиенко, методика СИПРИ, безусловно, корректна, но устарела. Она родилась в годы "холодной войны", когда надо было учесть фактически бесплатные поставки вооружений СССР своим союзникам. В силу особенностей методики СИПРИ Россия, поставившая в прошлом году 50 боевых самолетов Су-30 и Су-24, превзошла США, чей экспорт переживал временный конъюнктурный спад. Тех же истребителей США в прошлом году поставили не более 30 единиц (хотя имеют огромные контракты на будущие поставки). Кроме того, СИПРИ не учитывает продажу информационных систем и военной электроники, которые в последние годы стоят все дороже и которые занимают в российском экспорте минимальную долю (те же индийские Су-30 и танки Т-90 оснащаются отчасти французской авионикой и тепловизорами).
Манипуляция данными является обычным делом в политической игре на оружейном рынке. Так, по словам Макиенко, исследовательская служба Конгресса США регулярно занижает цифры американского экспорта и завышает - российского и французского. Но СИПРИ в подобном жонглировании цифрами, по словам Макиенко, не замечен. Тем неприятнее его новые данные для наших оружейников. По словам источника, близкого к "Рособоронэкспорту", "европейские социалисты не преминут воспользоваться статистикой СИПРИ и поставить на международных совещаниях вопрос о том, что неплохо бы сократить экспорт российских вооружений в горячие точки, например Индию, которая является вторым после Китая рынком для нашего оружия. В то время как тот же Boeing продал в прошлом году больше военных систем, чем Россия и Франция, вместе взятые".
Имидж имеет большое значение для экспортеров оружия. Например, с 1999 по 2001 г. действовало эмбарго ООН на поставки в Эфиопию и Эритрею, от которого в первую очередь пострадали российские "торговцы смертью". Введению этого эмбарго предшествовала активная кампания в западных СМИ против вооружения бедствующих соперников.
|