Напомним, что Омское отделение ЗСЖД уведомило руководство «Омскэнерго» о введении с 15 апреля международного транзитного тарифа на поставку экибастузского угля, что автоматически увеличивало стоимость перевозок в 2,8 раза. Железнодорожники объяснили это ответной мерой на увеличение тарифов на тяговую электроэнергию - с 33,38 до 61,34 копейки за кВт•ч (при этом остальные промышленные потребители области платят 72 копейки). Переговоры между сторонами к разрешению ситуации не привели, и энергетики обратились в арбитражный суд Омской области.
Арбитраж в своем определении не разрешил применение МТТ на перевозки по территории России экибастузского угля для производственных нужд омских энергетиков. Это определение с точки зрения суда позволит избежать эскалации конфликта - то есть ответного повышения тарифов на электроэнергию. Рассмотрение дела назначено на 17 июня.
Однако спор вряд ли можно будет считать завершившимся и после вынесения судебного вердикта. Разногласия между двумя естественными монополиями чреваты кризисом для обеих отраслей. Они, собственно, уже были на «краю пропасти»: 5 июня железная дорога «попридержала» вагоны «Омскэнерго», из-за чего у компании возникла нехватка угля, и энергетики вынуждены были на 18 часов ограничить подачу электроэнергии на участок магистрали между станциями Калачинск - Татарская. В конце концов, правда, обе стороны одумались и решили воздержаться от крайних мер.
Власти региона в целом занимают сторону энергетиков. По мнению вице-губернатора области Александра Луппова, претензии железнодорожников не совсем справедливы. Если раньше при паритете в предоставлении льгот (в течение трех лет «Омскэнерго» взимало плату за тяговую электроэнергию по весьма заниженным тарифам, а ЗСЖД не поднимала вопрос о МТТ) соблюдался баланс убытков, то сейчас положение изменилось. По словам вице-губернатора, за это время омские энергетики снизили потребление угля, а железная дорога, напротив, стала потреблять электроэнергии на 200 тысяч киловатт, или на 38%, больше. Понятно, что в этом случае энергетики дают железнодорожникам куда больше, чем получают в виде льгот от них. По мнению мэра Омска Евгения Белова, железнодорожники вообще не имели права вводить МТТ, так как это прерогатива правительства. В то же время тарифы на электроэнергию вводит не «Омскэнерго», а Региональная энергетическая комиссия.
Как сообщил «КС» заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги Дмитрий Некрасов, в минувшую пятницу на совещании у вице-премьера Виктора Христенко «Омскэнерго» и Западно-Сибирской железной дороге предложено найти взаимоприемлемое решение проблемы. Компромиссный вариант уже представлен в омскую Региональную энергетическую комиссию, но решение еще не принято. До того как будет найден компромисс, Федеральная энергетическая комиссия разрешила железнодорожникам применять МТТ.
|