“Все смешалось в доме...” Да нет, не Облонских. Сюжет Льва Толстого просто отдыхает по сравнению с тем, как все смешалось нынче в доме военном — Министерстве обороны России. “Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”, — вот лермонтовские строки уже чуть ближе характеризуют атмосферу, царящую в министерских домах на Арбате. Нет только лошадей, а залпы звучат не пушечные, а словесные. А еще в Минобороны стали “мочить”... генералов. И зачастую это не плановое сокращение “широколампасников”, а банальное сведение счетов...
Не хочется поминать имя генерала армии Квашнина всуе, однако практически все кадровые перестановки последних лет в военном ведомстве “злые языки” связывают с начальником Генерального штаба. Так уж сложилось, что Анатолий Васильевич изрядно поднаторел в подковерных интригах Минобороны, когда подсиживал своего шефа маршала Сергеева. Сколупнул... А заодно и еще несколько десятков генералов лишил карьеры. Попадали в этот “черный список Квашнина” люди разные, в том числе и те, в ком начальник Генштаба усматривал своих потенциальных конкурентов. Из-за этого лишился должности главкома ракетчиков генерал Владимир Яковлев. Нынешняя мишень Анатолия Квашнина — командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак, которому прочили место начальника Генштаба. Ну и что с того, что Шпака ценят президент и министр обороны? Квашнин влепил ему выговор по итогам проверки ВДВ, хотя ее результаты и не были такими уж плачевными.
Еще одна “генеральская мишень” в Минобороны — начальник Главного управления воспитательной работы генерал-полковник Виталий Азаров. (По нашим сведениям, он уже получил предложение поработать в аппарате Правительства). Чем он-то не угодил Анатолию Квашнину? Главный воспитатель в Наполеоны вроде не метил, политику партии (читай — военного руководства) в армейские массы доводил правильно. Да и последние президентские выборы в войсках, где Владимир Путин набрал наибольшее количество голосов, были организованы его стараниями. Более того, Виталий Михайлович пусть и не открыто, но симпатизировал Анатолию Квашнину как человеку смелому и знающему истинное положение в армии.
Есть такое выражение — сделать козлом отпущения. Как раз тот случай. На генерала Виталия Азарова сейчас стараются “повесить” пресловутый фонд социальных гарантий военнослужащих “Гарантия”, который вдрызг проворовался и отнюдь не соответствует провозглашенным функциям. У “Гарантии” за грехи правительство собирается отнять пять процентов акций “Алроса”, на которые, собственно, и существовал весьма безбедно сам фонд. Инициировать процесс лишения гарантированного источника доходов почему-то поручено Минобороны. При чем тут генерал Квашнин? И при чем генерал Азаров?
Ну, со вторым более-менее понятно. Хотя ни ГУВР, ни сам его начальник никакого отношения к деньгам фонда не имели и не имеют, но именно Главное управление воспитательной работы отвечает в Минобороны за работу с общественными организациями, в том числе с фондом “Гарантия”. Ну и раз вышла такая “непонятка”, то и стали переводить стрелки на генерала. А вот с первым... Чем мотивирует свою “благодарность” добросовестному служаке генералу Азарову начальник Генштаба, пусть останется на совести самого генерала Квашнина. Но вот факт присутствия в “деле “Гарантии” еще одной персоналии — экс-министра Павла Грачева, весьма прелюбопытен. Как, впрочем, и факт добрых взаимоотношений “лучшего министра” с нынешним начальником Генштаба. В фонде “Гарантия” Пал Сергеич (тогда 1-й заместитель министра обороны СССР, председатель Государственного комитета РСФСР по оборонным вопросам) выступил 11 лет назад в роли... одного из учредителей.
Из досье “МК”.
Фонд “Гарантия” был создан 14 октября 1991 года (менее чем через 2 месяца после провала ГКЧП) на добровольной основе как общественно-государственное образование с целью социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Первоначальный взнос в собственный капитал фонда — 202 миллиона рублей (Минфин РСФСР — 200 миллионов и 2 миллиона от МГО “Квантэмпагро”). Вскоре указом президента Бориса Ельцина фонду “Гарантия” была определена доля в 5 процентов в уставном капитале компании “Алмазы России” (сейчас — “Алроса”).
Первые годы фонд “Гарантия”, который возглавил тогдашний секретарь Совета безопасности Юрий Скоков, и впрямь активно занимался социальными проблемами военнослужащих. Было создано 34 территориальных филиала, организована предпринимательская деятельность 36 коммерческих организаций. С участием средств фонда шло строительство и покупка квартир для военных в городах Туле, Рязани, Балтийске, Гатчине и Якутске. Оказывалась материальная помощь офицерам и членам их семей, проводились различные мероприятия по их социальной защите.
Основные проблемы у фонда начались в 1996 году. И без того мизерные доходы сошли на нет, стали активно извлекаться деньги из оборота, а основным источником получения средств стали дивиденды “Алроса”, те самые пять процентов. Судя по материалам последних проверок, себя “гарантийцы” не обижали, тратя на содержание фонда более 85 процентов от общих расходов (социальные проблемы военнослужащих съедали лишь 1,2 процента). Пошли траты и растраты, задолженности и невозвраты. Помимо всего прочего было сдано коммерческим структурам, без всякого на то разрешения Москомимущества, в субаренду более половины занимаемых площадей — 590 “квадратов” в престижном районе столицы. Кто-то серьезно “крышевал” “Гарантию” — только одна финансовая проверка в 1993 году, а так тишь да гладь. Странно...
Как могли поживиться “алмазной пылью” непосредственно учредители фонда, история умалчивает. Их имена в “гарантийной” истории не фигурируют.
Впрочем, контакт с самими ведомствами, ради которых-то и был создан фонд, и изначально не просматривался, а уж к 96-му году и вовсе развеялся. Там остались лишь отдельные персоналии, которые ранее занимали довольно высокие должности в МО, но уже уволенные со службы и не занимающиеся лоббированием армейских интересов.
Последнее собрание членов фонда “Гарантия” датировано 30 октября 1996 года. На нем президентом вновь был избран Юрий Скоков, уже работавший в этой должности до 1993 года. Однако достоверность самого собрания вызывает, мягко говоря, сомнение — некоторые учредители (Минобороны, ФСБ и МВД) не подтвердили своего участия в нем. Фонд остался бесхозным, и в нем царит двоевластие в лице параллельных президентов — Юрия Скокова и Романа Блохина. Военным ведомством здесь и не пахнет.
...И вот фонд “Гарантия” опять оказался на слуху — в контексте с Минобороны и начальником ГУВРа генералом Виталием Азаровым, которому неожиданно поручили организовать изъятие 5 “алмазных” процентов в пользу правительства страны. Почему именно ему, тоже не совсем понятно, ведь в момент организации фонда Азаров еще даже не помышлял о должности начальника ГУВРа (в тот период — ГЛАВПУРа).
Даже не зная общего баланса “Алросы”, можно предположить, что отстежка в “Гарантию” идет весьма солидная и ее отсутствие кое-кого весьма напряжет. Генерала-воспитателя почему-то решили сделать крайним и выставить в этой истории едва ли не пособником в “гарантийных” делах. В печать пошел “слив”, как поговаривают, не без участия начальника Генштаба (ушей Грачева не видно?), что именно при “комиссаре Азарове” со счетов Сбербанка испарились миллионы рублей. При этом фамилии бывших высокопоставленных военных, которые и участвовали в создании фонда и вошли впоследствии в состав руководителей “Гарантии”, не афишируются (они довольно хорошо известны). Хотя именно эти люди более чем кровно заинтересованы в сохранении статус-кво фонда.
Мораль сей басни такова: вот он виновник, а репутация фонда тут ни при чем, ему и дальше можно спокойно давать “алмазную отстежку”. А генерал Азаров... Впрочем, что значит для тех, кто строит дачи на зависть новым русским, офицерская честь, когда на кону стоят такие деньги?
|