Стало известно о новых назначениях на вице-губернаторские должности, а также в некоторые департаменты горадминистрации.
Для любого аналитика стиль кадровой политики нашего градоначальника может составить комплекс неразрешенных загадок. Если первая легислатура Яковлева характеризовалась прежде всего коалиционностью, порожденной обязательствами перед соратниками по антисобчаковской кампании (прежде всего Артемьевым и Щербаковым), то вторая - наличием нескольких линий, отнюдь не взаимодополняющих друг друга.
Во-первых, явно проглядывалось стремление обеспечить интересы главной питерской "семьи". Самым ярким эпизодом здесь стало назначение однокурсницы сына губернатора (по слухам, помогавшей ему в студенческие годы писать курсовые работы) на должность руководителя городского зверинца. Можно предположить, что и другие друзья дома не остались без соответствующих преференций.
Во-вторых, обозначился курс на создание прочных семейных пар в административном кругу. Замена г-на Потехина на г-жу Потехину уже породила городской анекдот о выдвижении общественностью Петербурга кандидатуры нашего губернатора на соискание Нобелевской премии по медицине за самую быструю в мире операцию по перемене пола вице-губернатора. Но за этим как-то забывалось существование еще одной семейной пары: г-д Голубевых, возглавлявших образовательное и туристическое ведомства.
В тот же контекст вписывается и еще одна супружеская руководящая пара - генеральный директор Ижорского завода и его жена - глава Колпинской территориальной администрации.
Допустим, что все вышеперечисленные - вполне достойные люди. Но губернатор в советские времена мог бы стать инициатором движения "Управление городом - на семейный подряд!"
В-третьих, можно выделить своего рода "кланы", не имеющие семейных уз, но связанные системой взаимопродвижения. Пожалуй, самым заметным из таких кланов стал "московский" - выходцев из администрации Московского района. Наши "московские" сродни "питерским" в Москве.
Можно предположить, что там традиционно сильна связь бизнес-интересов и интересов административных, что наделяет "московских" исключительной цепкостью в борьбе за власть. Замена г-на Малышева на г-на Кондакова способна дать дополнительный аргумент такому предположению.
Но есть и вещи труднообъяснимые. Например, приход людей, связанных с бизнесом, на должности низкооплачиваемые и никак не корреспондирующие с их предыдущей деятельностью. Назначение представителя торговли лакокрасочными изделиями на пост вице-губернатора по культуре, науке и образованию только открыло этот список.
Впрочем, в его биографии был продолжительный эпизод работы в партийных инстанциях. Такой же партийной характеристикой обладает и дама, вставшая во главе комитета по культуре. Следовало бы в этом контексте обсудить и назначение новой председательницы комитета по туризму, ранее занимавшей высокие посты в городской масло-жировой промышленности.
Возможно, что новой руководительнице удастся переломить ситуацию, при которой мысли о наплыве туристов на 300-летие города порождают просто панику из-за абсолютной неподготовленности городской инфраструктуры к превращению Петербурга в мировой туристический центр. Ведь у нас на одного жителя приходится в год менее одного интуриста, тогда как крохотный Зальцбург имеет пять миллионов туристов ежегодно. Возможно, что масло-жировое прошлое и поможет ей в этом.
Возможно... У нас возможно все.
Нет сомнения, что г-н Яковлев обладает одним хорошим качеством - он человек благодарный, помнящий добро. Вот г-жа Нарусова как-то утверждала (правда, в присущей ей манере), что г-н Прохоренко, рекомендованный ныне на некогда "путинский" пост председателя комитета по внешнеэкономическим связям, сделал много доброго для будущего губернатора, работая в избирательном штабе г-на Собчака. Сколько лет прошло, а добрые дела не остались без вознаграждения.
И все же, пытаясь объединить, казалось бы, разрозненные фрагменты кадровой политики последних лет, аналитик мог бы наткнуться на хорошо знакомые по недавнему прошлому понятия: "руководящий работник", "номенклатурный работник". Этот тип людей, с равным успехом способных возглавить коллективы драмтеатра, женской бани или элеватора, у нас забавным образом трансформировался в "менеджера новой формации".
В реальности же - ничего нового. Нормальная старая номенклатура, знакомая воочию и по книгам Восленского и Авторханова. И пора понять: от способности города как единого целого заменить номенклатуру на нормальный, грамотный менеджмент современного типа и зависит будущее этого города.
Но это уже задача следующего губернатора.
|