"Газпром" и в самом деле мог стать совладельцем международной группы компаний "Итера", в связях с которой его постоянно подозревают. Несколько лет назад "Итера" предлагала российскому газовому монополисту купить 30% акций одной из своих американских "дочек", но сделка не состоялась.
В распоряжении английской газеты Financial Times оказался меморандум о создании компании Itera International Energy Limited Liability Company (LLC) , заверенный нотариусом из штата Флорида. Согласно этому документу, учредителями зарегистрированной во Флориде компании Itera International Energy LLC являлись "Газпром" и Itera Group of Ireland, а ее руководителем - президент "Итеры" Игорь Макаров. На первый взгляд меморандум, полученный "Ведомостями" от FT, свидетельствует об аффилированности "Газпрома" и "Итеры", хотя обе компании всегда отрицали любые связи между собой, кроме договорных отношений.
Однако на самом деле, как удалось выяснить "Ведомостям", меморандум лишь отражает так и не воплотившиеся в жизнь планы "Итеры" "породниться" с "Газпромом". Согласно реестру компаний штата Флорида, который Управление корпораций госдепартамента этого штата разместило в открытом доступе в Интернете, "Газпром" не является и не являлся учредителем ни одной из восьми зарегистрированных там компаний, название которых содержит слово "Itera".
На полученном Financial Times меморандуме стоит подпись вице-президента Itera International Energy Corporation Теодороса Кавальероса. Именно ее подлинность подтверждена нотариусом. Однако никто из должностных лиц "Газпрома" документ не подписал.
Пресс-секретарь корпорации "Итера" Николай Семененко утверждает, что меморандум был подготовлен в 1996 г. в качестве рабочего документа во время переговоров с "Газпромом" о возможном приобретении акций Itera International Energy LLC. "После того, как "Газпром" официально сообщил нам об отказе покупать акции, мы уведомили всех, кто ранее получил этот меморандум, о его недействительности", - говорит Семененко.
А получили документ подразделения "Итеры" в Армении, Грузии, России, Латвии, Азербайджане и на Украине. На самом деле уведомление о том, что все эти компании и офисы получили "неправильную" бумагу, было в Москву из Флориды лишь 8 марта 2001 г. То есть с 1996 г. и до последних дней в подразделениях могли считать "Газпром" акционером Itera International Energy LLC.
Семененко говорит, что переговоры с "Газпромом" шли больше года и были увязаны с проектом поставок на Украину туркменского газа, в котором принимали участие "Итера", "Газпром" и правительство Туркмении. В апреле 1996 г. они учредили совместную компанию "Туркменросгазпром", в которой "Итера" была оператором и владела 4% акций. Однако в 1997 г. по распоряжению президента Туркмении Сапармурата Ниязова "Туркменросгазпром" прекратил работу. После этого "Газпром" отказался от покупки акций Itera International Energy LLC.
Согласно реестру компаний Флориды, единственный и бессменный учредитель Itera International Energy LLC - кипрская фирма Omrania Trading. В 1999 г. Itera International Energy LLC поглотила другую флоридскую корпорацию, Itera International Energy Holdings LLC, но и у той единственным учредителем была та же самая Omrania. По словам Семененко, Itera International Energy - крупная сбытовая структура в составе группы компаний "Итера": на ее долю приходится 50 - 60% общего объема поставок газа в страны СНГ.
Даже известный обличитель отношений между "Газпромом" и "Итерой" Борис Федоров считает, что меморандум ничего не доказывает. Но, с точки зрения Федорова, использовать его в борьбе с менеджерами газовой монополии все же можно. "Если бы они были до конца честны с акционерами, то признались бы, что возможность приобретения акций рассматривалась, но не была реализована", - говорит Федоров. Он разослал статью Financial Times и сам меморандум членам совета директоров "Газпрома", руководителю администрации президента РФ Александру Волошину и главе Счетной палаты Сергею Степашину: "Пусть почитают, я думаю, что это будет весьма полезно".
Михаил Бесхмельницын, аудитор Счетной палаты, занимающийся проверкой взаимоотношений "Газпрома" и "Итеры", вчера сообщил "Ведомостям", что никакого послания от Федорова пока не видел. "Но, судя по тому, что на меморандуме нет подписей "Газпрома" и каких-то обязательств с его стороны, этот документ вряд ли представляет серьезную ценность, - скептически говорит аудитор. - Я склонен расценить его как попытку "Итеры" придать своей деятельности более масштабный характер. Возможно, компания использовала его на переговорах, чтобы показать, что у нее есть крупный солидный партнер".
|