Первые полгода для Казанцева главным направлением была Чечня. Второй год прошел под знаком мирных проблем. Прошлым летом правительством была принята федеральная программа "Юг России". Документ окрестили "пятилеткой Казанцева" - программа рассчитана на 2002-2006 гг. С реализацией 700 проектов, включенных в программу, Казанцев связывал надежды на стабилизацию политической обстановки. А участие в контроле за средствами, заложенными в федеральном бюджете (1,8 млрд рублей в этом году), давало дополнительные рычаги влияния.
В аппарате полпреда уже занимались отбором кандидатов на пост руководителя дирекции, но оказалось: для дирекции при полпреде нет законодательной базы. "Объединенную дирекцию по реализации федеральных целевых программ" создали при Минэкономразвития. Полпредству досталась роль политического куратора. Сейчас Казанцев намерен обратиться в правительство с просьбой создать в Ростове филиал объединенной дирекции.
Между тем, скептиков у "Юга России" с каждым днем все больше. Значительную часть программы должны составить отечественные и иностранные инвестиции, но они не идут. Да и губернаторы не торопятся вкладывать свои средства в "Юг" (их деньги там тоже обозначены). Это подвигло полпреда предложить регионам секвестировать программу: "Все 700 объектов мы не потянем, надо выбрать по округу 60-70 самых важных, на них и направлять деньги".
Если говорить о взаимоотношениях Казанцева с главами регионов, то и здесь не все гладко. Самая проблемная республика после Чечни - Ингушетия. Ее экс-президент Руслан Аушев был единственным из глав субъектов, кто открыто критиковал Казанцева. Прошлым летом полпред осуществил проверку законности ингушского оффшора. Громких разоблачений не последовало, но уход Аушева у полпреда наверняка вызвал только положительные эмоции.
Довольно напряженные отношения сохраняются у Казанцева с ростовским губернатором Владимиром Чубом, переизбранным в сентябре. До последнего момента поговаривали, что может возникнуть кандидат от полпреда. Кремль велел Казанцеву оставить губернатора в покое, полпред подчинился, но на инаугурацию Чуба так и не приехал.
Их трения стали особенно явными в конфликте вокруг крупнейшего налогоплательщика области - Таганрогского метзавода. Уже 2 года длится противостояние между столичными бизнесменами и местным руководством предприятия с привлечением "тяжелой артиллерии". Рассказывают, "варяги" обещали посодействовать прекращению всех проверок завода в обмен на продажу акций его директором. Участие в переговорах, как говорят, принимал один из замов губернатора.
Политическая поддержка Казанцевым местного собственника прибавила полпреду очков в глазах ростовского бизнес-сообщества. Правда, недавно о покупке "Тагмета" заявила другая группа, и как распределятся теперь роли Чуба и Казанцева, сказать трудно...
Первый год Казанцев занимался объединением вокруг себя разных сообществ, от духовных лидеров до казаков. При полпреде было создано немало "советов по делам...". Правда, о результатах их работы почему-то ничего не слышно. Была и другая идея: организовать регулярное авиасообщение из Ростова в столицы всех регионов округа. Год назад было торжественно объявлено о маршруте Ростов-Волгоград. В первый авиарейс пригласили и журналистов, сказав, что стоимость билета будет почти втрое ниже рыночной. В полпредстве посчитали: приемлемой для жителей цена на авиабилет будет при условии, если все регионы начнут "сбрасываться" ежемесячно по 100 тыс. рублей...
Путешествовать по воздуху из Ростова в Волгоград можно было недолго. В справочной ростовского аэропорта "Известиям" сказали, что рейс отменен, и давно. Другие регулярные рейсы в столицы южнороссийских регионов так и не были открыты.
Еще одной кампанией полпредства стало формирование в конце 2000 года списков так называемых "комиссаров полпреда" - представителей государства в советах директоров предприятий с долей госсобственности. Предполагалось, что "комиссары полпреда" будут заботиться об увеличении дивидендов государству и доведении рентабельности предприятий до 20%. Как сказали "Известиям" на некоторых крупных ростовских предприятиях, "комиссары" присутствуют на совещаниях, что-то подписывают, но в деятельность руководства предприятия, как и раньше, не вмешиваются.
|