Государственная служба и иная коммерческая деятельность народных избранников
Начало статьи 11 Федерального Закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" гласит: "Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления...". Как раз по поводу второго параграфа и возникла в Брянской области проблема. На втором году существования Брянской областной Думы третьего созыва выяснилось, что два народных избранника благополучно совмещают свою депутатскую деятельность с постами областных чиновников довольно высокого уровня. Областная же прокуратура заявляет, что она "работает" и по Александру Симонову, и по Юрию Симоненкову, однако оба пока продолжают заниматься "совместительством". А "под г-на Симонова" даже изменяется статус целого областного управления.
Сюрпризы от Кимовны
Инициатором скандала в облдуме стала депутат Людмила Комогорцева, слывущая в Брянске непримиримой демократкой, борцом за экологическую безопасность и правозащитницей. В рамках собственной PR-кампании она уже подняла множество "опасных" тем, которые остальные депутаты (по согласованию с областной администрацией) предпочитают обходить.
Очередной "гражданский подвиг" Людмила Комогорцева (для коллег и журналистов - просто Кимовна) совершила еще в конце февраля, задав на очередном заседании вопрос представителю областной прокуратуры Леониду Московкину: "Почему Вы допускаете нарушение закона об избирательном праве, когда у нас депутат областной Думы одновременно является государственным служащим?.." Речь тогда шла только о г-не Симонове, но позже г-жа Комогорцева раскопала и фигуру Симоненкова. Областная прокуратура отреагировала проверкой исполнения в областной Думе закона "Об основах государственной службы" и начала давать ответы.
Из "двух нарушителей" фигура Юрия Симоненкова наименее скандальная. Да, он пришел вместе с Юрием Лодкиным в 1996 году в областную администрацию, работал заместителем и одновременно председателем комитета по промышленности и транспорту. Но в 1998 году был заменен на Вячеслава Гребенщикова и отправлен на должность руководителя Брянского центра стандартизации, метрологии и сертификации, где и работает по сю пору. По большому счету, к государственной власти в области он не имеет особого отношения - таких, как он, директоров в нынешнем созыве почти половина. Но, разбираясь по запросу Людмилы Комогорцевой, прокуратура вдруг выяснила, что он тоже не имеет права сидеть в Думе, покольку, кроме директорской имеет еще одну должнсоть - незаметную, но государственную.
15 апреля в адрес Людмилы Кимовны пришел ответ от прокурора области Анатолия Корниенко, в котором говорится: "Прокуратурой области рассмотрено Ваше обращение по вопросу совмещения депутатом Брянской областной Думы своих полномочий с государственной службой. Данный факт был уже установлен прокуратурой области в ходе проведения проверки исполнения законодательства о государственной муниципальной службе в марте текущего года. Проверкой установлено, что Симоненковым Ю.П. нарушаются требования параграфа 2, статьи 11 Федерального Закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации", поскольку он, являясь государственным инспектором по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений по Брянской области, совмещает государственную службу с полномочиями депутата Брянской областной Думы. По результатам проверки прокуратурой области 11 апреля внесено представление об устранении указанного нарушения". Г-жа Комогорцева, правда, заявила, что "не указано, правда, куда направлено представление", но надеется, что "прежде всего оно поступит в избирательную комиссию и в федеральную структуру, то есть в федеральный, вышестоящий ЦСМ".
Если вопрос с Юрием Симоненковым решился быстро (его, скорее всего, просто снимут с государственных инспекторов), то второй в "списке Комогорцевой" - фигура гораздо более сложная. Его из списков госслужащих не вычеркивают - вместо него этого статуса лишаются работники управления автомобильных дорог.
Замки на песке
Впервые широкая областная публика узнала имя Александра Симонова весной 2001 года, когда региональная организация партии "Единство" отказало ему в приеме и, соответственно, в кооптации в руководящие органы означенной организации. К тому времени Александр Алексеевич уже был начальником управления автомобильных дорог администрации Брянской области. Занимает он этот пост и по сей день. Помимо этого, г-н Симонов принял участие в довыборах в Брянскую областную Думу, которые состоялись летом прошлого года, и победил в одном из сельских округов.
Пересудов вокруг этой новой на политическом небосклоне Брянщины фигуры идет достаточно много. Он как-то совершенно неожиданно сел в кресло областного "автодорожного короля" и развернул настолько кипучую деятельность, что все просто диву давались. И даются до сих пор.
Проще всего обратиться к материалу журналиста областной газеты "Брянский рабочий" Ивана Федоткина (тезки "эспээсовского" депутата Госдумы от Брянщины). Пикантность ситуации состоит в том, что г-н Федоткин вынужден был написать два материала: один - отрывки из которого публикуются ниже, другой на тех же фактах - рисующий деятельность начальника управления автодорог исключительно в положительных тонах.
"...Первым шагом на пути нового руководителя стала реструктуризация, а по мнению большинства компетентных специалистов, обычный развал крупнейшего дорожно-строительного предприятия области - "Брянскавтодора". На это не решался никто из предшественников, ибо именно благодаря "Брянскавтодору" в области успешно функционировала отлаженная, централизованная система дорожного строительства... Автодоровские филиалы функционировали во всех крупных районах области, продолжая расширяться до последних дней... В едином ключе работали и более десяти асфальтобетонных заводов, производивших за сезон сотни тонн асфальто-бетонной смеси. Помимо прочего, централизованно функционировала солидная снабженческая служба, что давало огромное преимущество, скажем, при оптовых закупках гравия, щебня, других материалов (каждому сегодня известно: чем солиднее объем закупки - тем ниже стоимость товара), но главное, цельный механизм "Брянскавтодора" обеспечивал высокое качество ремонтно-строительных работ. Достаточно сказать, что на предприятии действовала своя лаборатория, где трудились высококомпетентные специалисты...
Итак, разрушительная сила симоновского кулака оказалась сильнее перестроечно-реформаторских потрясений. Узнав о намерениях ликвидировать "Брянскавтодор", его тогдашний главный инженер, опытнейший дорожник области Александр Зайцев, сказал коротко: "Больше глупости за всю свою жизнь еще не встречал". Сегодня от бывшего гиганта дорожного строительства остались несколько разрозненных филиалов. Зачем же понадобилось бизнесмену Симонову стирать в дорожную пыль мощную государственную структуру? Ответ представляется не таким уж сложным. Если в бытность "Брянскавтодора" основное право распоряжаться казенными средствами, выделяемыми на ремонт и строительство дорог, принадлежало его руководителям, то с упразднением оного, это право автоматически перешло к главному дорожному начальнику области, то бишь, к господину Симонову. В любом случае, без согласования с автодоровским руководством Александру Алексеевичу трудно было бы единолично распоряжаться казной. Таким образом, оставался единственный верный способ - ликвидировать управление.
На вопрос, куда легче всего зарыть деньги, едва ли не каждый ответит: "В песок!" Помимо последнего в технологии дорожного строительства широко используется гравий, щебень, битум... Причем, каждый в немыслимых объемах. В пределах области эти объемы выражаются сотнями миллионов рублей. Разве сможет даже самый компетентный специалист хотя бы с приблизительной точностью установить сколько ушло того или иного материала при укладке полотна?! На десять миллионов рублей, или, предположим, на двенадцать с половиной? Но если все-таки удастся составить приблизительные расчеты, предприимчивые дельцы смогут объяснить "нестыковку" сильной просадкой грунта, или мощными грунтовыми водами, якобы "сожравшими" щебень, да гравий. Не станут же эксперты ломать асфальт?! Все потоки дизтоплива, щебня, битума для дорожной структуры теперь идут преимущественно через коммерсантов близких к Симонову или родных для него людей. Это, как утверждают специалисты, золотой поток: лежи себе на печи, да пакуй мешки валютой. Кстати, накануне чисто случайно, будучи в Белый Берегах, узнал, что из областного бюджета в будущем году (2003 году - А.К.) будет выделено несколько миллионов на строительство дороги местного значения. Казалось бы, можно только порадоваться за белобережцев. Да только, как выяснилось, в том глухом месте дорога никому ровным счетом не нужна. Она будет пролегать дремучим лесным массивом и связывать поселок с отдаленным кладбищем. Но вот казус: к кладбищу и без того есть вполне пригодная автомобильная ветка. Более того, будущую дорогу загодя окрестили "бандитской", поскольку, благодаря ей удастся беспрепятственно объехать пригородный пост ГИБДД. Для хозяев контрабандного груза лучший "подарок" и придумать трудно. А между тем, состояние дорог в самом поселке и на подъездах к нему оставляет желать лучшего.
История с выделением миллионов на белобережскую дорогу не первая в череде "странностей" нового автомобильного короля Брянщины. Прежде он сверхщедро замостил Жирятинский район. Щедрость эта тесно переплетается с корыстью, личными интересами господина Симонова. Александр Алексеевич и ранее, еще в бытность руководителем фирмы "Наладчик" был замечен в желании попасть в органы власти, туда, откуда можно влиять на потоки бюджетных денег, использовать их в интересах порожденных им многочисленных коммерческих структур. Первый поход Симонова во власть завершился провалом. В округе, где он проживает и где располагается его фирма "Наладчик", живут преимущественно работающие в ней люди, Александр Алексеевич набрал мизерное количество голосов избирателей на выборах в горсовет - проиграл их с треском. Тогда, видать, и сообразил, что депутатский мандат куда проще заполучить где-либо за пределами областного центра и с помощью административного ресурса. Сместив, неожиданно для многих в прошлом (2001 - А.К.) году дорожное начальство, верноподданнически служившее губернатору, А.А.Симонов вскоре принял участие на довыборах депутата областной Думы от Выгоничского и Жирятинского района. Вся мощь дорожников щедро была брошена на обустройство этих территорий. Таким образом, Симонов агитировал за свою персону. В нарушение действующего законодательства расходы на дорожное обустройство избирательно округа, где начальник областного управления автодорог Симонов решил заполучить депутатский мандат, составили более 31 миллиона рублей - в четыре раза (!) больше, чем предусматривалось бюджетом дорожного фонда, столько, сколько досталось вместе взятым Дубровскому, Злынковскому, Комаричскому, Рогнединскому, Севскому районам. Специалисты быстро провели параллели и подсчитали, что цена депутатского мандата, который заполучил А.А.Симонов, составила более 20 миллионов общественных денег...".
Итак, г-н Симонов прошел во власть (единственно, что в "партию власти" его не взяли - брянским отделением "Единства", а теперь и "Единой России" руководит непримиримый противник нынешнего брянского губернатора Юрия Лодкина Николай Денин). И жил бы шеф "Автодора" во власти долго и счастливо (после истории с "Единством" и скандала, который подняли по этому поводу прогубернаторские СМИ, некоторые брянские политики назвали его даже будущим кандидатом в губернаторы), если бы не случилось в облдуме настырной г-жи Комогорцевой.
Однако г-н Симонов нашел блестящий выход из создавшегося положения. Он сумел убедить губернатора сменить статус подведомственной ему конторы.
Из стенограммы заседания Брянской областной Думы 28 февраля 2002 года: "Прокурор Л.Московкин (отвечает Комогорцевой - А.К.): ...Именно в части депутата Симонова нами внесено представление главе администрации, поставлен вопрос. В настоящее время, насколько мне известно, это следует из ответа за подписью губернатора, приводится в соответствие, происходит реорганизация управления дорог в государственное предприятие, либо в учреждение. По должностным обязанностям лица, которые возглавляют учреждение либо предприятие, они не являются госслужащими, происходит исключение из реестра и, таким образом, он не будет совмещать свои полномочия..." Остается только добавить, что одновременно с г-ном Симоновым из реестра госслужащих будут вычеркнуты все (!!!) работники управления автомобильных дорог.
Ценный кадр
Остается только один вопрос - в чем ценность г-на Симонова для г-на Лодкина (в чем ценность г-на Лодкина для г-на Симонова - см. выше)? Для этого надо опять обратиться к изначальному варианту статьи Ивана Федоткина.
"...В четырехстах метрах от телецентра (уже за чертой города Брянска - А.К.) раскинулся известный большинству из местных автолюбителей универсальный автомобильный комплекс. Кто бывал здесь хоть единожды, не мог не восхититься уровнем не по-брянски поставленного сервиса и крутизной цен. Слабонервным читателям рекомендую сразу же запастись успокоительным, ибо в каком мозгу уложится, например, сумма в десять рублей за... обычную ксерокопию формата А-4? (Нигде в городе ее стоимость не превышает двух рублей). Или "четвертной" за ламинирование малюсенького документа... А не слабо вам выложить пятнадцать рублей за оформление примитивной справки или тридцатник за короткую, минутную, не более, консультацию?..
Все дело в том, что именно здесь, на территории частной фирмы расположилось необходимое каждому автовладельцу подразделение достопочтенной ГИБДД, а именно межрайонной регистрационно-экзаменационный отдел (сокращенно - МРЭО)... Сюда, в МРЭО, вынужден приезжать каждый автовладелец, один для постановки и снятия с учета своего "стального коня", другой - для прохождения регулярного техосмотра, третий - для переоформления своего транспортного средства. Таков порядок, установленный областной ГИБДД. Вдобавок ко всему, всяк приезжающий сюда поневоле, должен где-то элементарно припарковаться. И такую возможность ему тоже любезно предоставляют. Правда, за сорок рублей. Причем, неважно, сколько времени ты простоял: плати сразу сороковник. Оставить же свое авто за территорией универсального комплекса просто невозможно: смею утверждать, что ни один из работающих здесь сотрудников ГИБДД не пойдет с вами за поллитра, чтобы полюбоваться на ваше четырехколесное "чудо".
В недалеком прошлом все было гораздо проще. Тогда важный "ГАИшный" отдел располагался на территории самой областной инспекции, тут же хватало места и для стоянки автомобилей. Кому же понадобилось "загонять" прохождение по сути формальной процедуры?.. Заместитель начальника областной инспекции безопасности дорожного движения И.В.Пудиков отреагировал на мой вопрос так, словно речь шла не о вверенном ему подразделении, а о какой-то потусторонней структуре:
- Территория, о который вы спрашиваете, принадлежит авторынку, - ответил он после некоторой паузы. - Его владельцы и взимают плату...
- А как же ваше МРЭО?
- Разрешение на размещение авторынка дано администрацией Брянского района, этому предшествовало постановление облдумы, - словно не понимая сути вопроса, начал объяснять зам. начальника.
Почувствовав полную бесполезность продолжать беседу, я спросил о главном: "Что за фирма так легко хозяйствует под прикрытием МРЭО?" Когда же услышал, что второй человек в областной инспекции попросту не знает, кто распоряжается деньгами, по праву принадлежащими государственной силовой структуре, несколько опешил. И выпалил уже напрямик:
- Ну, хоть какой-то процент от данной фирмы получает ГИБДД?
- Нам запрещено заниматься коммерческой деятельностью по закону.
"Но при чем здесь упомянутый в начале многоуважаемый начальник областного управления автодорог и новоявленный политдеятель Симонов?" - спросит читатель. Не буду далее испытывать вашего любопытства. Именно Александр Алексеевич параллельно со своей тяжкой государственной службой, является главным и практически единственным владельцем той загадочной фирмы, сконцентрировав в своем кармане более девяносто процентов ее собственности.
Впрочем, название фирмы звучит более лаконично и приветливо, нежели, например, загодя отталкивающее аббревиатура "МРЭО". Имя ей - "Авто-С". Расшифровывается она, думаю, не менее просто. Разве не радует слух: "Автосервис от Симонова". А еще лучше: "...для Симонова", ведь рядовому автовладельцу, как мы уже успели убедиться, такие удобства доставляют мало удовольствия. Но только ли для обогащения одного Симонова работает, крутится, вертится, выкручивается, раскручивается 24 часа в сутки огромный комплекс, состоящий из нескольких автостоянок, всевозможных сервисных служб и, конечно же, "гвоздя" автомобильного "ансамбля" - автомобильного отдела регистрации транспортных средств, без которого весь этот бизнес, как вы уже поняли, быстро бы прогорел ко всем чертям? Кого же еще приветила под своим щедрым крылом эта негостеприимная для простого смертного фирма?
В компетентных кругах поговаривают, что владеет этим бизнесом дружественная троица. А.А.Симонов - легализованный хозяин, правая рука - начальник УВД генерал В.А.Фесунов, а левая - начальник ГИБДД по Брянской области полковник В.А.Новиков. Вместе идут по жизни, друг другу плечо подставляют...
У въезда на территорию автокомплекса меня встретил дородный начальник службы охраны "Авто-С" С.В.Грибачев. Он уже был предупрежден о приезде журналиста, а потому вел себя сдержанно и немногословно. Тактично осведомившись о цели моего приезда, Сергей Владимирович подробно рассказал о направлениях деятельности фирмы, видах предоставляемых услуг, заставив еще раз поразиться оборотом симоновской компании. По выдержано вдумчивой манере вести разговор, проницательности собеседника, можно было с большой долей уверенности судить о его прошлом. Как я и предположил тогда, Грибачев оказался бывшим сотрудником очень компетентных правоохранительных органов. Оттуда же вышли практически все руководящие кадры.
Директор ООО "Авто-С" Владимир Джанашвили встретил меня не менее любезно. С поистине актерским талантом, он изобразил невинное удивление, услышав о недовольстве автовладельцев. Дескать, ни о чем подобном не слышал и не докладывали. И лишь в процессе разговора, словно усиленно напрягая память, "вспомнил": "Были тут за три года два обращения с критикой нашей ценовой политики"... Но критиковали, по словам Владимира Михайловича, вечно недовольные толстосумы, привыкшие всю жизнь выезжать на дармовщинку. "К тому же, мы постоянно сверяем свои цены со стоимостью аналогичных услуг в других регионах, в частности, в Смоленске", - добавил директор. Далее он, как и главный охранник фирмы, рассказал о работе по "улучшению удобств автолюбителей". Не буду вновь перечислять сии удобства... Наконец, наш разговор вышел на финансовую плоскость. Словоохотливость собеседника как ветром сдуло. Тем не менее, мне, вероятно, удалось "раскрепостить" наш диалог и, после некоторого раздумья, Владимир Михайлович, как бы между прочим, заметил: "Я лишь исполнительный директор в этой фирме, и раз уж вы знакомы с Симоновым, то обращайтесь, пожалуйста, напрямую..." Ему, Джанашвили, бывшему высокопоставленному и достаточно осведомленному офицеру налоговой полиции, вероятно, не хотелось более "светиться" в этой истории.
После даже броского знакомства с коллективом достопочтенной симоновской фирмы, становилось очевидно, почему столь благосклонны к ней в компетентных органах. И это лишь видимая часть айсберга, ведь за исполнительным штатом, наверняка, стоят более осведомленные и "увесистые" персоналии. Иначе как выдается на протяжении стольких лет уходить или, тем более, не попадать в поле зрения, в частности, комитета по антимонопольной политике. Ведь даже человеку недалекому очевидно, что симоновское дело процветает исключительно благодаря монополии на размещение государственной структуры, в данном случае - МРЭО. А куда смотрят службы по защите прав потребителей (вспомним хотя бы десяти рублевую "пошлину" за обычную малоформатную ксерокопию)? По-видимому, неожиданно "ослепли" и в отделе по контролю за ценами, областной торгинспекции..."
Послесловие
Та же статья 11 (называющаяся, кстати, "Ограничения, связанные с государственной службой"), сообщает, что государственный служащий не вправе "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц", а также "государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом".
|