Акционеры "Аэрофлота" намерены серьезно урезать полномочия гендиректора Валерия Окулова и его команды. Совет директоров компании предлагает собранию акционеров поправку в устав, согласно которой гендиректор не сможет утверждать сделки на сумму более $15 млн (это всего 2,5% от стоимости активов "Аэрофлота"). Кроме того, Окулова станет легче сместить: для этого не нужно будет созывать собрание акционеров.
Контрольный пакет акций "Аэрофлота" принадлежит государству. Около 13% - у сотрудников компании, большая их часть передана в управление "дочке" авиакомпании под названием "Партнер "Аэрофлота". Остальные 33 - 34% - у юридических лиц. Еще полгода назад 26% из них получила в управление компания Millhouse Capital, контролируемая акционерами "Сибнефти". Не исключено, что в последнее время пакет, принадлежащий компаниям, близким к чукотскому губернатору Роману Абрамовичу, увеличился. По словам представителя "Аэрофлота", в реестре появились новые офшорные компании, которые в совокупности владеют несколькими процентами акций перевозчика.
Совет директоров "Аэрофлота" состоит из девяти человек. Из них пять - чиновники, два - выдвиженцы Millhouse. В совет также входят гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов и его первый заместитель Александр Зурабов.
Поправки в устав, одобренные советом директоров, направлены на усиление роли этого органа в жизни компании, говорит секретарь совета Анатолий Брылов. Усиление произойдет за счет полномочий правления и гендиректора. Источник "Ведомостей", близкий к совету директоров, сообщил, что представители офшоров - акционеров "Аэрофлота" Михаил Винчель и Александр Немцов предложили избирать гендиректора компании не на собрании акционеров, а на совете директоров. Источник в Millhouse говорит, что это позволит членам совета, представляющим интересы акционеров, более эффективно и оперативно влиять на управление компанией. При этом выбор должен осуществляться простым большинством голосов от числа присутствующих (при наличии кворума). Представители государства эту инициативу поддержали.
Мало того, что Окулова теперь можно будет оперативно сменить, - он уже в мае лишится права одобрять сделки, сумма которых не превышает 25% стоимости активов "Аэрофлота". Совет директоров предлагает собранию акционеров, которое назначено на 25 мая, внести в устав положение, по которому крупными - т. е. подлежащими утверждению на совете - будут считаться все сделки более чем на $15 млн. Активы "Аэрофлота" сейчас составляют $578 млн.
"Это не значит, что мы не доверяем Валерию Михайловичу [Окулову], - говорит правительственный чиновник, входящий в совет директоров. - Просто сейчас не самое лучшее время для авиации и есть необходимость тщательнее контролировать работу компании".
В "Аэрофлоте" эту информацию не комментируют. "Этот вопрос обсуждался, но говорить о нем преждевременно", - заявил "Ведомостям" Брылов.
Чтобы директора могли внимательно следить за бизнесом "Аэрофлота", было решено увеличить их число с девяти до 11. С таким предложением выступил министр транспорта Сергей Франк. Минимущество и Винчель с Немцовым его не поддержали, голоса разделились поровну, но решающее слово осталось за председательствующим Франком. Глава Минтранса помимо прочего заявил, что такая структура будет полнее отражать структуру акционеров "Аэрофлота".
Поддержат ли эти предложения акционеры, еще не известно. Источник в Минимуществе заявил "Ведомостям", что все поправки в устав будут еще раз тщательно проанализированы, а директива для представителей государства будет выработана "ближе к собранию". В то же время, по словам Брылова, госпредставители на майском собрании наверняка проголосуют за увеличение численности совета.
|