Сколько уже золотых "паркеров" было сломлено в борьбе за чеченские деньги, - не сосчитать. Сколько интриг было сплетено, сколько заговоров предотвращено, сколько заказных убийств совершено, чтобы подобраться к казенным деньгам, - только достать чернил и плакать. (Об этом, в частности, в сентябре прошлого года писалось и на сайте flb.ru в публикации "Ястржембский сочинил "лебединую песню" для Кадырова".)
И что? Деньги - и не малые, больше полумиллиарда рублей - были выделены на восстановление хозяйства и жилья. Но премьер правительства Чечни Станислав Ильясов с обидой в голосе не устает жаловаться с телеэкранов на бездушных чиновников из Москвы, которым якобы по барабану "требующие немедленного решения" проблемы разоренной республики. Не одними деньгами, очевидно, озабочен хозяйственник.
Во-первых, Ильясова, наверное, не устраивает то, как (быстро?!) бюджетные средства были растрачены. Вместе с ним озабочена этим Счетная палата, которая в ближайшее время намерена провести проверку по целевому использованию денег. Во-вторых, Ильясов, предвидя результаты проверки, готовится к отставке, и весьма озабочен поиском подходящего преемника.
Но обо всем по порядку. Выделенные в декабре прошлого пятьсот миллионов рублей поступили на счета малоизвестного Акционерного коммерческого банка "Стел", зарегистрированного в Ростове-на-Дону. По информации из достоверного источника, выбор банка определялся двумя людьми: помощником президента РФ Сергеем Ястржембским и самим Ильясовым (об этом устойчивом тандеме говорилось в вышеупомянутой публикации на flb.ru). Далее деньги поступили в распоряжение организации с "подкупающим" названием Комитет по бытовому обслуживанию (КБОН), созданному при правительстве Чеченской Республики (председатель Илья Иммануилович Гаврилов). Счетной палате как раз и предстоит выяснить в деталях, как тратились бюджетные деньги в этом комитете.
Впрочем, о том, как тратятся средства в ведомстве Гаврилова, можно составит представление по его прошлой деятельности, нашедшей отражение в справке Контрольного управления Министерства финансов РФ.
Только в декабре минувшего года "хозяйственники" из КБОН закупили через различные коммерческие структуры мебель на сумму более 245 млн. рублей. Закупили, надо сказать, бесследно: где эта мебель, для каких целей ее приобрели - никому неизвестно.
Кроме того, есть документы, утверждающие, что "для нужд республики" закуплено бытовых приборов и оргтехники - на 11,2 млн. рублей, автотранспорта - на 13,2 млн. А приобретенным линолеумом (на 11, 5 млн. рублей), наверное, можно было выстлать всю равнинную часть Чечни.
В целом же, в жерле КБОН сгинули около 400 миллионов рублей. Во всяком случае, все попытки получить какие-либо сведения о судьбе этих денег оказались тщетными. В комитете ссылаются на то, что вся документация изъята прокуратурой. К сказанному остается добавить, что КБОН со штатом не меньше, чем в хорошем министерстве, состоит на бюджетном финансировании.
К числу тех, кому позволено шиковать на государственные деньги, судя по всему, относится и Главное управление зданием правительства ЧР (есть и такое ведомство). В прошлом году эта структура приобрела через коммерческие фирмы оргтехнику, посуду, кондиционеры и прочее на 199 млн. рублей. Как выяснилось, 70% этой техники существуют только на бумаге, а приобреталась она по ценам, на 25-30%, превышающим рыночную.
В то же время Минтруда республики не может найти 55 миллионов рублей, выделенные центром в рамках Федеральной целевой программы на реализацию льгот по законам "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов РФ". Неоднократные обращения министра труда и соцзащиты М. Вахаева к Ильясову с просьбой содействовать в выяснении судьбы этих средств остались без ответа.
А ветераны и инвалиды свои пособия так и не получили. Жалкие крохи перепадут детишкам из групп продленного дня, которым федеральный центр выделил 150 млн. руб. Эта сумма с молчаливого согласия правительства Чечни была урезана более чем на 131 млн. рублей.
Финансовые злоупотребления, игнорирование федеральных законов процветают в Чечне. В частности, создается впечатление, что здесь никто не слышал о необходимости проведения конкурсов (тендеров) по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, что предусмотрено законом №97-ФЗ от 6 мая 1999 года и соответствующим приказом Минэкономразвития РФ. Не помог решить данную проблему и Указ А. Кадырова с красноречивым названием "О мерах по обеспечению контроля за эффективным использованием средств, направляемых на восстановление экономики и социальной сферы ЧР".
Опытному чиновнику Ястржембскому не нужен отчет Счетной палаты, чтобы понять, что дни его протеже Ильясова на посту чеченского премьера сочтены. Еще год тому назад Ястржембский активно лоббировал "мягкую рокировку": перевести Ильясова на ответственный пост в Москве, а на его место назначить президента Московского индустриального банка Абубакара Арсамакова. Попутно делалось все, чтобы дискредитировать главу чеченской администрации Ахмада Кадырова. Для этого были задействованы мощные информационные ресурсы, включая государственный телевизионный канал РТР.
Сейчас помощник президента по Чечне продвигает единственный спасительный для него сценарий: Ильясов, получив орден "за достигнутые успехи", с почетом уходит на повышение. На его место назначается Арсамаков, который первым делом должен перетянуть полномочия Кадырова на себя. Далее Ястржембский и Арсамаков, объединив усилия, приступают к очередному этапу восстановления народного хозяйства Чеченской Республики.
Противно и опасно наблюдать со стороны аппаратные игры сребролюбивых чиновников, декорациями для которых поневоле служат отнюдь не картонные судьбы тысяч живых людей. Надеюсь, это понимает и глава Счетной палаты Сергей Степашин, и руководитель его комиссии Геннадий Потанин, недавно откомандированный в Чечню для того, чтобы вскрыть злоупотребления Ильясова с использованием бюджетных миллионов.
|