Таким образом, красноярский губернатор осуществил свою давнюю идею передать “Московскому деловому миру” главенствующие права на компанию, добывающую около 20% всего российского угля. Сама же сделка стала сопровождаться скандальными подробностями…
История с продажей и перепродажей Красноярской угольной компании началась 12 февраля этого года. Тогда обладающий контрольным пакетом акций КУК через собственную фирму “КАТЭК-инвест” экс-министр топлива и энергетики России Сергей Генералов принял решение продать принадлежащие ему акции финансово-промышленной группе “МДМ-холдинг”. Принципиальная договоренность о продаже акций была достигнута еще 6 февраля в Москве, однако в Красноярске об этом узнали намного позже. Тогда же пресса заговорила о новом переделе угольной промышленности, которая, как предполагали аналитики, связана с будущей реформой электроэнергетики России. Было ясно, что “МДМ-холдинг” своими действиями декларирует максимально возможный захват российской угольной промышленности вне зависимости от территориального размещения предприятий и влияния на энергетический комплекс в целом. Позже было объявлено, что формально “Красуголь” войдет в Сибирскую энергетическую угольную компанию, которая является дочерней компанией “МДМ” и вбирает в себя также “Востсибуголь”, “Читауголь” и “Дальвостуголь”, то есть по сути владеет 80% процентами всего добываемого в Сибири и на Дальнем Востоке угля. Угольная битва началась.
Еще позже, в марте, красноярские власти также получили предложение от “МДМ-групп”, уже владеющей 51% акций КУКа, получить в трастовое управление еще 44,2% акций, находящихся в собственности края. Цена вопроса тогда была определена в 35 миллионов долларов США, которые край получил бы в долг на 5 лет действия трастового договора. Лебедь согласился на этот шаг, однако депутаты местного Законодательного собрания, от которых зависело одобрение трастового договора, неожиданно отвергли такую идею, заявив что желали ли бы получить больше и на более выгодных условиях. Сам губернатор трижды в течение марта с загадочным упорством выносил этот вопрос на сессию ЗС – и трижды краевые парламентарии отвечали ему отказом под разными предлогами.
В эти же мартовские дни на угольном рынке края появилась и еще одна компания, ОАО “Русский уголь”, заявившая, что также хотела бы взять в траст принадлежащий краю 44%-й пакет акций “Красугля”. При этом “Русский уголь”, за спиной которого, по слухам, стоял известный российский банкир Пугачев, предложила за этот пакет уже 40 миллионов долларов безвозвратно, но с выплатой по 8 миллионов ежегодно. В ответ “МДМ” заявил, что при покупке акций “Русским углем” управление компанией будет невозможно. Депутаты ЗС тем временем настаивали на проведении открытого конкурса по передаче в траст краевого пакета акций при соблюдении антимонопольного законодательства. В конце концов, Лебедю все это надоело, и он с помощью своих специалистов нашел лазейку в российском законодательстве, благодаря которой и принял решение о передаче в траст “МДМ-групп” почти половины имеющегося в собственности края пакета акций КУКа. Сам красноярский губернатор заявил по этому поводу следующее: “Тот пакет, что находился в собственности края, он никогда на рынке не был. Его балансовая стоимость 176 тысяч рублей, а он отдан в траст за 15 миллионов долларов – зарплату людям надо платить”. В ответ на это глава Сибирской энергоугольной компании, входящей в “МДМ-холдинг” Олег Мисевра заявил, что он удовлетворен таким исходом дела, хотя за остальные акции КУКа борьба все же будет продолжена.
Между тем, уже после произошедшего акта передачи части краевого пакета акций КУК в трастовое управление “МДМ-холдинг” в Красноярске стало известно, что против инициировавшего этот процесс и главного заинтересованного лица в нем, Олега Мисевры, 15 ноября прошлого года Кемеровской прокуратурой возбуждено уголовное дело по месту его бывшей работы. Вот этот документ:
Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Кемеровской области
650027, Кемерово, ул.Красная, 24
29.11.2001. N 16-725-00
На N____ от______
113184, г.Москва,
ул. Большая Татарска, 13,
Генеральному директору
ООО “Ньювента”
Кунцевичу Б.А. (один из акционеров “Кузнецких ферросплавов”—прим.ред.)
Ваши обращения о необоснованном отказе сотрудниками ОБЭП УВД г.Новокузнецка в возбуждении уголовного дела по заявлению о нарушениях руководителями ОАО “Кузнецкие ферросплавы” валютного и таможенного законодательства прокуратурой области рассмотрены.
По результатам проверки 15.11.2001 г. в отношении бывшего генерального директора акционерного общества Мисевры О.А. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями).
Материалы дела направлены начальнику Главного следственного Управления при ГУВД Кемеровской области для организации предварительного следствия.
О принятом по делу решении вы будете уведомлены следователем.
Прокурор области А.П. Халезин
Подпись, печать.
Обнаружилось, что бывшего генерального директора акционерного общества “Кузнецкие ферросплавы” Мисевру органы обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями на своем прошлом посту по заявлению акционеров. Как утверждает прокуратура, при Мисевре были серьезно снижены объемы производства “Кузнецких ферросплавов”, а его активы под руководством нынешнего “главного краевого угольщика” переводились на посреднические фирмы, после чего легализовывались под именем другого хозяина. В связи с этим прибыль кузнецкого предприятия якобы снизилась в 5-6 раз, а сам завод вообще стоит сейчас на коленях, потеряв основные рынки сбыта и деловую репутацию. И хотя обвинение по этому поводу пока никому не предъявлено, Мисевра считается подозреваемым, а следствие по делу продлено до середины мая, это обстоятельство дало в Красноярске повод заговорить о загадочной поспешности, с которой Лебедь продал Мисевре часть краевого пакета “Красугля”. В местных печатных СМИ появились даже разговоры о коррупции в органах краевой власти – выяснилось, что об уголовном деле против Мисевры Лебедь знал, однако пренебрег этим обстоятельствам при заключении сделки. Сам же глава Сибирской угольно-энергетической компании Олег Мисевра заявил, что все происходящее, в том числе и уголовное дело – это заговор конкурентов с целью опорочить его честное имя.
Между тем самой сделкой уже заинтересовалось Южно-Сибирское территориальное антимонопольное управление. Оно уже обратилось в краевое Законодательное собрание с письмом, в котором просит дать оценку происходящему “угольному переделу”. Вот лишь некоторые строки из этого письма:
-- “Обращаем ваше внимание на то, что согласно статье “О конкуренции” органами исполнительной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и совершать действия, которые создают благоприятствующие условия деятельности хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатов ограничение конкуренции. В рамках требований антимонопольного законодательства, при наличии претендентов на заключение договора, выбор доверительного управляющего может производиться исключительно на конкурсной основе.” В свою очередь Олег Харченко, заместитель руководителя Южно-Сибирского антимонопольного управления, заявил следующее: “Если мы получим надлежащие свидетельства того, что произошла соответствующая концентрация на этом рынке и не была соблюдена конкурсная процедура, были ущемлены права других хозяйствующих субъектов действиями той же самой администрации, то естественно мы возбудим дело в отношении администрации Красноярского края”. В общем, угольный скандал продолжается…
Из досье “FLB-Сибирь”: Красноярская угольная компания была приватизирована в 1999-2000 годах по решению правительства России. Эта приватизация была одним из условий, выдвинутых Всемирных банком при получении РФ кредита в 400 миллионов долларов для реструктуризации угольной отрасли на Кузбассе. Весьма условный конкурс по приватизации компании без труда выиграла принадлежащая Сергею Генералову (66 процентов акций) фирма “КАТЭК-инвест”, получившая 42 процента. Еще 42 процента акций должны были получить краевые власти к 2004 году при условии выполнения фирмой Генералова инвестиционных обязательств. Сам Генералов форсировал выполнение этих обязательств в январе 2001 года после чего получил право обладать КУК.
Сейчас реализацией красноярского угля занимается московская фирма “Росуглесбыт”, получающая основные доходы от этого предприятия: себестоимость добычи составляет 90 рублей за тонну угля, а продается эта тонна потребителям уже за 160-230 рублей. Край от этого не получает ни копейки, так как налогом облагаются только 90 первоначальных рублей за тонну. В 2001 году КУК добил 35 миллионов тонн угля, а это значит, что около 3,5 миллиардов рублей не попало под налогообложение в крае.
|