Новый передел власти подвигает на откровения "кремлевских очевидцев". Один из них - Степан Сулакшин, о котором сейчас говорят как об идеологе лужковского "Отечества"
Десять лет назад никто в интеллигентском Томске не сомневался, что в российскую политическую элиту откомандирована могучая фигура: народным депутатом СССР избрали 35-летнего Степана Сулакшина, доктора наук из Института ядерной физики, феноменального оратора и до наивности честного человека.
Поначалу Сулакшин оправдывал надежды: стал одним из основателей Межрегиональной группы, появлялся на экранах ТВ не иначе как в группе неофициальных любимых молодых вождей страны - Ельцина, Собчака, Станкевича, Хасбулатова, Бурбулиса. Затем что-то случилось. Сулакшин выглядел растерянно, стал вдруг позволять себе неопределенные междометия в разговорах о вождях. Потом вовсе вернулся в Томск представителем президента, поработал два года, вдруг все бросил и стал утверждать какую-то чушь - что страна катится в пропасть, а избрать Ельцина на второй срок - катастрофа.
Таких речей до недавних пор народ избранникам не прощал. И хотя Сулакшина всякий раз переизбирали в Думу, и хотя он говорил много дельного и умудрился не воровать (до сих пор не имеет в Москве квартиры, прописан в общежитии с женой и тремя дочерьми), но пора триумфов прошла. Сулакшин как бы растворился в политической обыденности. И хотя он активен, но его заметили на мгновение лишь два года назад, когда он ни с того ни с сего провозгласил, что отныне в экономике пошел неуправляемый процесс и году эдак в 98-м страну ожидает финансовый кризис, разорение банков, резкое обнищание населения. Эти речи выглядели так странно... не менее странно, чем его резкое неприятие Гайдара, Черномырдина и Кириенко в дни, когда все разумные люди России любили этих экономических парней...
Когда в 89-м меня избрали народным депутатом СССР, я не отличал исполкома от горсовета. И был наивен в отношении людей. То есть был типичным российским человеком, который ведь до сих пор аб-со-лют-но беззащитен перед любым манипулированием и мне доказывает до хрипоты, что, к примеру, Гайдар - порядочный человек, потому что он же сам видел его по телевизору! Но по ТВ не показывают остекленевший гайдаровский взгляд, когда он встречает что-то идущее вразрез с его теориями. Я, столкнувшись с действительностью, быстро потерял остатки прежней романтической безответственности. Понимаете, Гайдар никогда, даже в детстве, не жил среди людей, и он только думает, что живет в России. ...Ужасно, что до сего дня развивается именно гайдаровское наследие, как бы ни отрицалось это всеми премьерами.
Впрочем, это было позже. Тогда же в "демократах" я видел исключительно чистых людей. Помню ощущение от первых встреч с Ельциным - как свежий воздух... Мне тоже казалось когда-то, что психология царя отличается от психологии простых людей. Это ошибка. Они такие же. Уверяю вас, и из окна машины с платиновым покрытием всерьез жалуются, что бензин подорожал. Кремль не отличается от любой чиновничьей конторы в том же Томске, только люди портятся на порядок быстрее.
Однажды Станкевич что-то очень суетливо заинтересовался просьбой родственницы Патоличева сохранить ей квартиру; позже сам в нее и въехал. Но даже тогда я не думал, что увижу, как скромный Гена Бурбулис заходит в приемную и на ходу, не оглядываясь, сбрасывает с плеч свой роскошный макинтош, который на лету ловит охранник. Когда я впервые увидел Березовского, было ощущение - вот человек, который берет реванш за всю свою предшествующую "советскую" жизнь. Они сами себе дали какие-то немыслимые авансы за "страдания", то есть за то, что жили, как все.
Ельцину не откажешь в интуиции. Даже сейчас, отрезанный от реальности, он чувствует, что натворил что-то страшное. (Думаю, Юмашев еще сменит этаж.) Но и мы должны понять: никаких Лебедей и Ельциных, нельзя выбирать президента, который ничего не понимает в экономике, а надеется на "специалистов". В России интриганство неотъемлемо от пространства власти. И президент заигрывается, попадается на ту же удочку, доверяясь не специалистам, а подсунутым ему чьим-то "своим людям".
Только благодаря политиканству появился наверху Черномырдин. Ведь когда он говорит без бумажки, перестаешь понимать его через четыре минуты. Поначалу думаешь, что проблемы с устной речью. Но вот мы откладываем четвертое чтение по бюджету, нам приносят черномырдинские поправки - опечатки, безграмотность, неверный синтаксис и логика, вместо "компенсацию" - "компетенцию" и т. д. Он или не любит читать, или не умеет. Иногда, впрочем, кажется, что ему выгодно говорить невнятно. Он был умен по-своему, по законам кремлевских коридоров.
Политиканство стало определяющим и в Думе, и в Кремле. Образец: "Аэрофлот" распался, бюджетное финансирование кончилось, изношенность самолетного парка - 70%. Мы стали лидерами по авиакатастрофам. Готовлю проект - коммерческие компании должны отчислять на безопасность полетов. Что началось! Два года не могу ничего сделать. Козырь коммерсантов - билеты подорожают. Но отчисления на безопасность составили бы 3%, а за два года билеты уже подорожали на 200%. Перед голосованием сын кремлевского чиновника обзванивает лидеров фракций и Селезнева. Окулов - зятек президента вмешивается. 60-летие у руководителя Федеральной авиаслужбы, могут отправить на пенсию, и он вдруг резко становится противником, хотя работали вместе.
Тон в политиканстве задает КПРФ: говорят о геноциде, показывают 10 млн подписей против президента, но тот им обещает регулярных два часа на ТВ - и все забыто. Сплошь торговля. Народ-то не понимает, что за десять лет слово "принципиальность" было аннулировано в политике, что в старой системе, как ни прискорбно сознавать, искренности и честности было больше.
Впрочем, это еще и проблема непрофессионализма: почти нет депутатов, способных разобраться в экономике. И не сказал бы, что губернаторы компетентнее.
Уже на выборы в Думу-90 массово рванули политические мародеры: вкладывать деньги в депутатство, так же как в губернаторство и мэрство, крайне выгодно. На этом кресле вы можете вставить такую строчку в проект...
Ладно бы только Дума. 28% руководителей министерств, треть первых замов не имеют профильного образования и опыта госслужбы. И у таких начальников, естественно, просто засилье случайных людей среди работников. Руками развожу: замминистра по делам национальностей - наш томский профессиональный футболист В. Бауэр, протеже гайдаровской партии. С. Безверхий (Комитет РФ по стандартизации, метрологии, сертификации) в 91-м прыгнул в это кресло с Дмитровского полигона автомашин.
Тон задал президент. Каждый думский закон проходит через 450 депутатов и их экспертов, 29 комитетов, через верхнюю палату парламента и самого президента. Вердикты, вето, законы президента - только через один фильтр: Р. Орехова, руководителя государственного правового управления. То и дело появляются бредовые бумаги вроде прямо противоположных указов о местном самоуправлении. Или поправка президента, дающая Москве право распоряжаться дорожным фондом, но только не тратить из него ни копейки. Или обоснование Ельцина - "отклоняю этот закон, потому что считаю его нецелесообразным". Из 46 человек в ореховском ГПУ 35 не имеют высшего образования. Общий отдел ГПУ возглавляет радиоинженер, отдел правового обеспечения - инженер-механик, систематизации законодательства - инженер-экономист. Некая Бояркина работала секретарем в Ворошиловском районном суде - и вот спец первой категории ГПУ. Некто Левшина - лаборант НПО "Витамины", товаровед кожевенного комбината, машинистка первой категории - теперь специалист ГПУ первой категории.
Еще один госдеятель - 29-летний Бревнов, неофициальный министр энергетики великой страны. Учился, затем ушел в мелкий банк, не входящий даже в "список двухсот", стажировался в США. Ни одного (!) дня прежде не работал в энергетике. В нормальной России он работал бы сейчас мастером участка вспомогательного электрооборудования.
|