Мы знаем, сколько денег исчезло из страны за последнее десятилетие: по словам экспертов, до 300 миллиардов долларов (президент В. Путин называет цифру: 20 млн каждый месяц в период его правления).
Сколько вернулось в страну?
И кто виноват в том, что хоть маленькая часть денег не вернулась?
Давайте разберемся. На одном маленьком примере.
В начале прошедшей недели я вернулся из Испании с двумя документами, которые свидетельствуют о том, что в возвращении российских капиталов в первую очередь не заинтересованы наши высокопоставленные чиновники из правоохранительных структур.
В феврале 2001 года в Испании, в Кастельдевельсе (Барселона), были арестованы два лидера ореховской группировки — они разыскивались Интерполом по обвинению в 29 убийствах.
Как сообщила газета «Интерпол в России», тогда же, в феврале 2001 года, главный инспектор по борьбе с организованной преступностью Антонио Хименес сообщил, что два лидера ореховской группировки — Сергей Буторин и Марат Полянский — «оказали ожесточенное сопротивление и даже попытались воспользоваться чешскими пистолетами CZ75. В обоих пистолетах патрон находился в патроннике, и преступники не успели выстрелить лишь благодаря быстрой реакции полицейских.
В ходе обыска в их доме, расположенном на проспекте 238, были обнаружены два короткоствольных автомата калибра 7,65 мм, много патронов, глушитель, деньги и фальшивые документы. По греческим паспортам преступники свободно разъезжали по Европе».
Эти кретины арестованы испанской полицией, и я даже не стал бы вспоминать о них, если бы не одно обстоятельство.
Письмо, основанное на сообщениях спецслужб Испании, один из представителей наших российских спецcлужб отправил в Москву:
Цитирую:
«Судом провинции г. Малага (Испания) 09.05.2001 возбуждено уголовное дело в отношении граждан России: Пылева Андрея Александровича, 20.04.62 г. р., Пылевой Валентины Михайловны, 13.08.63 г. р., Золотухиной Елизаветы Сергеевны, 19.11.71 г. р. по подозрению в отмывании капиталов и участии в преступной организации. Испанской полицией указанные граждане были задержаны, а на принадлежащее им имущество наложен арест на сумму более 5 млн долларов США. Пресечение преступной деятельности фигурантов является результатом работы, проводимой полицией Испании и МВД России.
Установлено, что Пылев А. А. с Пылевым Олегом Александровичем, 24.04.64 г. р. (располагает паспортом гражданина Греции на имя Alekosa Lasaridisa) занимаются отмыванием денежных средств путем вложения в недвижимость на территории Испании. Указанные лица являются свидетелями по уголовному делу 232689, возбужденному Генеральной прокуратурой РФ 8 мая 1998 года по ст. 209 УК РФ в отношении Батурина Сергея Юрьевича, Полянского Марата Александровича (те самые, из ореховских. — Ю. Щ.).
В настоящее время судебными властями Испании в Генеральную прокуратуру РФ направлено международное следственное поручение... Испанские власти просят провести выемки финансовых документов в ряде московских банков с целью подтверждения перечисления денежных средств в Испанию с подконтрольных банкам офшорных компаний...»
Вот такое письмо я привез из Испании в начале прошедшей недели.
Письмо, которое было послано уже более года назад.
И что? Думаете, Генпрокуратура хоть как-то прореагировала? Правильно — НИКАК.
Понимаю, что сумма 5 миллионов долларов — не самые большие деньги, из-за которых надо поднимать сыр-бор (бедные испанцы: им кажется, что для российских чиновников это много, очень много).
Но для меня куда более важным стал второй документ, привезенный из Испании. Не только потому, что сумма российских денег, арестованных там (и испанские власти готовы их нам вернуть), превышает сумму ореховских в 10 раз. Эти деньги, арестованные и ждущие хоть чьей-то воли для возвращения в Россию, — деньги наших отечественных чиновников.
Снова цитирую:
«В ходе предварительного расследования было установлено, что в августе 1996 года из ЗАО «Примавера», имеющего юридический адрес... владельцем и руководителем которого является Грузлин А. И., в Испанию на счет фирмы G and P Projects E Inversions были направлены 2 млн 700 тысяч долларов США. Указанные денежные средства были похищены из «Новбизнесбанка», расположенного в Новороссийске по адресу... и незаконно легализированы в Испании...
В настоящее время в производстве СО Краснодарского отдела УФСНП (налоговая полиция. — Ю. Щ.) находится уголовное дело № 91845... в ходе которого было установлено, что в период руководства банком Сигаревым С. А. московским филиалом банка были выделены рублевые и валютные кредиты на общую сумму 50 млн долларов США...
...По этому делу единственным кредитором банка была признана Новороссийская таможня. Также было установлено, что все кредиты выдавались в период с 1995 до 1997 года.
Новороссийской таможней в интересующий следствие период руководил Сырма Виктор Алексеевич. Ответственным за поступление денежных средств в ГТК РФ был Калашников Сергей Дмитриевич. После его ухода на эту должность был назначен Захаров Владимир Федорович.
В нарушение всех должностных инструкций ГТК РФ указанные лица в надлежащие сроки (не реже одного раза в три дня, не допуская наличия на счетах таможенных органов денежных средств более одного процента от среднедневного поступления) не перечисляли денежные суммы на расчетные счета ГТК РФ, что способствовало хищению денежных средств. В ходе расследования уголовного дела усматривается прямой умысел должностных лиц ГТК РФ, Новороссийской таможни и руководителей «Новбизнесбанка» (по предварительному сговору) на хищение бюджетных средств на сумму более 50 млн долларов США.
Получаемая в ходе сопровождения уголовного дела оперативная информация свидетельствует о том, что председатель правления АКБ «Новбизнесбанк» Сигарев С. А. находится в дружеских отношениях с бывшими руководителями Новороссийской таможни — Сырмой, Калашниковым, Захаровым, а также с неустановленными лицами из руководства ГТК РФ. Данный факт подтверждается показаниями одного из учредителей «Новбизнесбанка» Клюковского И. И., который сообщил, что в период назначения Сигарева С. А. на должность управляющего банком последний заявил, что дела банка очень скоро «пойдут в гору», т. к. он (Сигарев С. А.) в случае назначения «приведет» с собой очень «крупного» клиента, которым является Новороссийская таможня...
Часть этой суммы он передавал сотрудникам ГТК РФ. Другую часть в виде безвозвратных кредитов переправлял в офшорные фирмы, находящиеся в Швейцарии и на Гибралтаре, откуда эти деньги поступали в Испанию на личные счета Сигарева, Сигаревой. Денежные средства расходовались на приобретение дорогостоящей недвижимости, а также на финансирование медведковской ОПГ. В 1999 году Сигарев, Сигарева были задержаны полицией Испании, их имущество и счета арестованы, им было предъявлено обвинение в совершении незаконной легализации денежных средств.
До настоящего времени в правоохранительные органы России от руководства ГТК РФ (государственный таможенный комитет. — Ю. Щ.) заявления о хищении денежных средств в государственный бюджет не поступало.
Анализ полученных в ходе расследования уголовного дела документов и оперативных материалов свидетельствует о том, что должностные лица Новороссийской таможни, вступив в преступный сговор с Сигаревым С. А., имея корыстный умысел, совершили хищение бюджетных денежных средств на общую сумму более 50 млн долларов США».
Эта афера происходила с 95-го по 97-й год.
Сигарев был задержан испанской полицией в конце 99-го. Все эти материалы попали ко мне неделю назад, то есть в марте 2001 года.
Россия как государство должна Испании около одного миллиарда долларов. В Мадриде, где я был в составе делегации Госдумы, шли переговоры и о реструктуризации этого долга.
Но испанцы (и наши, представляющие интересы России в Испании) не могут понять, почему же наша Генпрокуратура хранит каменное молчание...
Мне ответят: 5 миллионов и 50 миллионов долларов (то есть всего 55), арестованных в Испании, не спасут наших врачей и учителей.
Но я привел лишь два документа, которые мне передали из одной не самой богатой страны в нашем мире.
А другие примеры?
Резидент российской разведки в одной из европейских столиц (не пугайтесь слова «резидент»: радистка Кэт давно уже вышла на пенсию, и представители СВР сами себя представляют этим экзотическим словом, как, кстати, и их западные «Бонды» в Москве) рассказал мне, как на него вышли местные олигархи с просьбой воспрепятствовать потоку «черных» и «серых» денег из России, которые могут сломать местную валюту. Резидент как добропорядочный гражданин дал шифровку в Москву. И что? Без ответа! И думаю, что не виновато было руководство тогдашнего СВР: им приказали не лезть в эти грязные игры.
У ФБР был совсем анекдотичный случай. В течение нескольких лет это серьезное ведомство пыталось вернуть России полтора миллиона долларов, арестованных у представителей одной из преступных московских группировок. «Заберите», — просили они. «Это не российские деньги», — мужественно отвечали наши. Почему? Да потому что, если бы кто-то из большого российского министерства признался, что на счет бандитов была перечислена эта сумма из средств госбюджета, то место ему — на скамье подсудимых.
|