В ближайшее время, судя по всему, от российской власти следует ожидать новых решительных действий по выстраиванию жесткой вертикали власти - одной из важнейших идей Кремля. "Полигоном", по всей видимости, станет Республика Башкортостан, а первой жертвой нового "отвертикаливания" регионов - башкирский президент Муртаза Рахимов. Повод есть: не далее как во вторник нынешний президент Башкирии заявил, что не исключает выдвижения своей кандидатуры на предстоящих в 2003 году выборах главы республики. Это - заявка на третий президентский срок. Третий, но не последний: как говорят в башкирском избиркоме, "теоретически Рахимов может баллотироваться в президенты еще два раза".
Чтобы повлиять на этот процесс, власть не сможет использовать "якутский вариант": возможное выдвижение Рахимова не противоречит ни местным, ни федеральным законам. Кроме того, именно в этом году активно идет разграничение полномочий между Центром и регионами, и с национальными республиками у Кремля возникают наибольшие проблемы - особенно на фоне желания Центра отменить договора. И в этой связи интересно, что по странному стечению обстоятельств (а может быть, и не по стечению) именно сейчас источники "НГ" в правительстве и правоохранительных органах заговорили о том, что нынешний прокурор республики Яудат Турумтаев сидит в своем кресле последние дни. По слухам, на его место придет человек, пользующийся безграничным доверием власти, - бывший начальник отдела по расследованию особо важных дел башкирской республиканской прокуратуры Салават Каримов.
В Москве он уже два года известен как следователь, вызванный в столицу специально для доведения до предусмотренного финала дела олигарха Владимира Гусинского. Кроме того, об этом человеке уже не раз писали многие газеты, в том числе и правительственные - например, "Российская газета". И в этих материалах следователю Каримову была отведена роль отнюдь не положительного героя...
Соратники следователя по особо важным делам Генпрокуратуры России Салавата Каримова отзываются о нем самым лучшим образом. Вот что говорили они зимой 2000 года автору этого материала: "Он очень скромный человек - 15 лет ездит на одной и той же "шестерке". Вот сейчас его забрали в Москву, а квартиру не дали, так он в области поселился и на работу на электричке ездит. Да к нему потом приходили те, чьи дела он вел, и признавались: если бы вы, Салават Кунакбаевич, тогда нас с кривого пути не столкнули, мы бы сейчас... Вот как! А все, что про него в газетах пишут, - это вранье, которое кто-то заказал!"
Слово сказано. Что же это за публикации, на которые так нервно реагируют в отделе по расследованию особо важных дел прокуратуры Башкортостана? Все эти материалы, в том числе опубликованные в "Российской газете", посвящены одной и той же истории - расследованию убийства, в котором следователь Салават Каримов сыграл весьма неблаговидную роль.
"Делом "голубых" назвали эту историю сначала башкирские журналисты, а потом и корреспондент "РГ" Виктория Молодцова. Но не в цвете дело: убийца, найденный башкирскими милиционерами и в конце концов приговоренный башкирским судом к 17 годам колонии, едва не ушел от наказания. И "заслуга" в этом - полковника милиции Дамира Салимова и прокурора Салавата Каримова.
...В 1997 году, расследуя громкое убийство двух мужчин нетрадиционной ориентации в Уфе, сыщики городского УВД довольно быстро разыскали преступника - третьего участника трагической вечеринки Тагира Мухамедьянова. Как ни странно, попав за решетку, он не стал отрицать своей вины и объяснил, что схватиться за нож его побудил припадок ревности. Но когда оперативникам все было уже ясно и дело можно было считать законченным, из прокуратуры в УВД поступило удивительное распоряжение: арестованного отпустить.
Богатейший человек, директор самого большого в Уфе колхозного рынка Тагир Мухамедьянов, оказавшись на свободе, тут же лег в больницу. А когда милиционеры попытались наведаться к нему с допросом, у дверей палаты их встретили сотрудники местного УБОПа, которым руководил Дамир Салимов и которых приказал приставить к подозреваемому Салават Каримов, и к подследственному не пустили. А чуть позже те же сотрудники УБОПа отконвоировали директора рынка в аэропорт, откуда он спокойно улетел "долечиваться" в Турцию. Из-за границы Мухамедьянов перебрался в Москву, и вытащить его из столицы удалось только после того, как убийцу объявили в федеральный розыск.
После этого и состоялся суд, в котором наконец всплыли имена начальника башкирского УБОПа Дамира Салимова и начальника отдела по расследованию особо важных дел башкирской прокуратуры Салавата Каримова. В ноябре 1997 года коллегия прокуратуры Башкирии объявила последнему выговор и постановила снять с должности, обвинив в подлоге (постановление об охране Тагира Мухамедьянова прокурор Салават Каримов ухитрился оформить задним числом). Но удивительное дело: спустя полтора года, в январе 1999-го, указом Муртазы Рахимова Почетной грамотой Республики Башкортостан был награжден... начальник отдела по особо важным делам республиканской прокуратуры Салават Каримов! Видимо, порицание коллег так благотворно подействовало на прокурора, что он заработал исключительно хорошо, чем и заслужил благодарность президента.
Однако чувство безнаказанности - а ведь далеко не каждый прокурор может похвастаться тем, что после столь внушительного вердикта коллегии остался на своем посту, - сослужило Каримову дурную службу. В ноябре того же 1999 года он был остановлен инспектором ГИБДД возле здания прокуратуры. Версии нарушения, допущенного прокурором, расходятся. Журналисты "МК в Уфе" утверждают, что он ехал по городу с дальним светом, коллеги Каримова - что в силу необходимости ему пришлось проехать под "кирпич": "У нас тут так по-дурацки движение организовано, что без нарушения не проедешь!" Но результаты прокурорской проверки этого факта ошеломляют: не опровергая, что следователя останавливал сотрудник ДПС, прокуроры заявляют, что "факты нарушения... своего подтверждения не нашли"! Хотя, как утверждают журналисты, следователь Каримов находился за рулем в нетрезвом состоянии...
Более того: в бытность Салавата Каримова начальником отдела по особо важным делам прокуратуры РБ из его отдела исчезло... уголовное дело. Связано оно было с убийством в ходе криминальной разборки в Уфе летом 1999 года. В этом преступлении обвинили лидера "уфимской" оргпреступной группировки Альберта Галимова, известного под кличкой Галим. А 18 апреля 2000 года - ровно за сутки до истечения срока содержания Галима под стражей, дело пропало. Сменивший Салавата Каримова на посту начальника отдела Виктор Мищук говорит об этом так: "Дело было томов в пять или шесть. И все исчезло. Нет его - дела-то"...
Дела действительно нет. Нет и подозреваемого: он теперь поселился где-то за границей, в недосягаемости для российского правосудия. А возглавлявший следствие по его делу человек уехал в Москву - руководить "делом Гусинского". Это дело тоже развалилось. Осталось только "дело Антона Титова" - главного финансиста "Медиа-МОСТа". Но и его суд уже второй раз возвращает на доследование в связи с грубейшими нарушениями закона (об этом "НГ" писала в предыдущем номере). А "важняк" Салават Каримов, руководивший расследованием, уходит на очередное повышение...
|