Источник фото
Расследование причин крушения авиалайнера Минобороны Ту 154 Б2 25 декабря 2016 года в акватории Черного моря продолжается. Появляются все новые и новые версии. Так, «Коммерсантъ» на днях опубликовал информацию, ссылаясь на источник, что причиной падения самолёта Минобороны могла стать потеря пилотом ориентации в пространстве, произошедшая из-за «иллюзорного восприятия действительности».
По этой версии, командир воздушного судна после взлёта потерял ориентиры и управлял бортом, полагаясь на собственные ощущения, а не на показания приборов. «Коммерсантъ» ссылается на модель ситуации, построенную по данным параметрического самописца. Из неё следует, что через минуту после отрыва от полосы Ту-154 находился на расчётной высоте, двигался с нормальной скоростью и начал запланированный правый разворот. Но командир корабля Роман Волков неожиданно отправил самолёт в пике. Как показали самописцы, воздушное судно восемь секунд стремительно снижалось и за это время выполнило крутой вираж влево. Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине — лишь на девятой секунде штурман сказал: «Командир, мы падаем». Но и после этого приборы не зафиксировали перевод штурвала в положение «на себя».
Ранее «Коммерсантъ» писал, что борт не упал, а вплоть до столкновения с водой был под контролем пилота.
Однако эту версию опроверг уже известный технический эксперт Юрий Антипов, который на страницах «Блокнота» назвал экспертов, которые «вбросили» очередную версию крушения, фокусниками.
- По новой версии иллюзионистов могу сказать следующее. Если верить маршруту полета Ту-154 (а его никто не опровергал), самолет после ухода в темное небо над темным морем сделал разворот вправо и какое то время летел в сторону ярко освещенной береговой линии и Адлера с его огнями. Поэтому невозможно в таких условиях потерять ориентацию в пространстве, - прокомментировал Юрий Антипов «Блокноту Краснодара».
Более того, как сказал эксперт Агентству Федеральных расследований FLB.ru , на высоте 250 метров самолёт априори находился ниже кромки облачности, поэтому у пилотов был прямой визуальный контакт с ярко освещенным берегом и огнями города .
Иными словами, только слепой не мог не видеть, куда летит самолет! те, кто был в Сочи, прекрасно знают, что вся береговая линия от аэропорта до города плотно застроена и отлично освещается ночью. Спутать «сушу» с «морем» в этой ситуации попросту невозможно. «Думаю, что фокусниками - иллюзионистами являются, в данном случае, не пилоты за штурвалом, а сами эксерты и следователи», - отметил в интервью «Новым известиям» Юрий Антипов.
Аналогичной трактовки придерживался и пилот - инструктор Евгений Самсонов в интервью радио "Бизнес ФМ":
«Такое может случиться только у пилотов, которые только-только начинают учиться летать. Ну, скажем в первые 30 минут, в первый час полетов по приборам, через пять часов полетов по приборам, а уже через десять часов полетов по приборам, когда пилот начинает летать, это у него все проходит. Человек привыкает уже смотреть на приборы и доверять свои ощущения только им, а свои ощущения он просто не замечает. Это может случиться только при слабой подготовке пилота или при больших перерывах в полетах. Сотни, тысячи, десятки тысяч пилотов летают каждый день. За всю историю в этом же Адлере в Сочи и ни у кого никаких иллюзий никогда не было. Летают и днем, и ночью, и в туман, и в плохую погоду. Пилот пилотирует по приборам. Пусть полторы тысячи часов налета у него было на этом — прежде он летал тоже по приборам. Я не думаю, что он отвлекся или что-то еще. Отвлечься он мог по каким-то другим причинам, но смотреть и пилотировать самолет по звездам — это нет».
Таким, образом, в этой версии есть неувязки.
Однако эксперты продолжают высказывать мнения. «Лайф» сегодня изложил очередную, новую версию причин авиакатастрофы. По данным Лайфа, следователи подтвердили версию «человеческого фактора» в крушении Ту-154 Минобороны в акватории Чёрного моря в Сочи в декабре 2016 года. Как выяснилось, речь идёт о трагической ошибке в шесть секунд: экипаж слишком рано убрал закрылки, когда борт недобрал в скорости 50 км/ч и ещё 200 метров высоты. Без закрылков площадь крыла сократилась, что и сгубило самолёт и всех, кто в нём находился.
Судя по записи переговоров экипажа, проблема возникла вскоре после взлёта.
— ...Скорость 300... (Неразборчиво.)
При этой команде борт был близок к высоте в 200 метров. Далее следует сообщение:
— Забрал стойки, командир.
Как позже выяснят специалисты, пилоты в этот момент убирают механизацию — и площадь крыла резко сокращается.
(Звучит резкий сигнал.)
— Закрылки, сука, чё за х**ня!
Их убрали слишком рано. Как позже выяснят эксперты, кричит, скорее всего, штурман (тембр этого голоса больше всего совпадал именно с ним), который был самым опытным членом экипажа и, как полагают эксперты, первым заметил роковую ошибку.
— Высотомер!
Звучит сигнал об опасном сближении с землёй. При всей мощности трёх двигателей Ту-154 площадь крыла оказывается слишком маленькой, как и набранная за эти секунды скорость.
— Командир, мы падаем!
Запись обрывается.
По словам источника Лайфа, решение убрать закрылки экипаж принял на шесть секунд раньше нормативного срока. Во время взлёта самолёта, когда параметры меняются быстро, это очень-очень большой срок.
— Получилось, что Ту-154 недобрал до необходимого режима ещё 50 км/ч скорости и 200 метров высоты, — добавил источник Лайфа. — Ещё бы несколько секунд — и всё было бы нормально.
Технический эксперт Юрий Антипов прокомментировал Агентству федеральных расследований и эту версию:
«Согласно теории управления Ту-154 ( источник: стр.74.) максимальная скорость самолёта с выпущенными закрылками (для взлёта установочные углы 15 и 28 градусов, при посадке, соответственно 36 и 45) не может превышать: при 15 градусах 420 км/час и при 28 градусах 360 км/час.
Это максимальные скорости полёта при выпущенных закрылках. Судя по всему, самолёт был очень гружёный, поэтому для создания бОльшей подъёмной силы взлёт с вероятностью почти 100% осуществлялся с выпуском закрылок на 28 градусов. А как мы знаем, скорость самолёта и была достигнута 360-370 км/час. Т.е. была и так предельной для уборки закрылков.
Далее.
Для веса самолёта 80 тонн минимальная скорость полёта (без закрылков), после которой начинается сваливание -280км/час.
Для максимального взлётного веса ТУ154 весом 100 тонн скорость сваливания не выше 315 км/час. (тот же источник, стр 58)
Таким образом, даже с убранными закрылками при достигнутой скорости 360-370 км/час самолёт ТУ154 с максимальным взлётным весом не упал бы при уборке закрылков.
Поэтому, если чего то и не хватало (как пишут 6 секунд- пилоты поторопились) так это не хватает знаний теории пилотирования Ту-154Б у так называемых следователей и экспертов. А пилоты все действия по управлению самолётом делали правильно», считает эксперт.
На Авиафоруме специалисты продолжают анализировать ситуацию, приведшую к трагедии, и замечания пилотов порой бывают очень интересными.
Расследование причин крушения Ту 154 под Сочи еще не завершено. Агентство федеральных расследований продолжает следить за событиями вокруг авиакатастрофы, унесшей жизни 92 человек.
Читайте последние новости о причинах крушения Ту 154 под Сочи 25 декабря 2016 года в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|