Авиакатастрофа Ту 154 под Сочи: трагическая ошибка в 6 секунд?
Расследование FLB: В расследовании трагедии новые версии. Эксперты «Коммерсанта» теперь считают, что пилотами овладела иллюзия, которую опроверг технический эксперт Юрий Антипов, а следователи пришли к выводу, что экипаж на 6 секунд раньше убрал закрылки
Расследование причин крушения авиалайнера Минобороны Ту 154 Б2 25 декабря 2016 года в акватории Черного моря продолжается. Появляются все новые и новые версии. Так, «Коммерсантъ» на днях опубликовал информацию, ссылаясь на источник, что причиной падения самолёта Минобороны могла стать потеря пилотом ориентации в пространстве, произошедшая из-за «иллюзорного восприятия действительности».
По этой версии, командир воздушного судна после взлёта потерял ориентиры и управлял бортом, полагаясь на собственные ощущения, а не на показания приборов. «Коммерсантъ» ссылается на модель ситуации, построенную по данным параметрического самописца. Из неё следует, что через минуту после отрыва от полосы Ту-154 находился на расчётной высоте, двигался с нормальной скоростью и начал запланированный правый разворот. Но командир корабля Роман Волков неожиданно отправил самолёт в пике. Как показали самописцы, воздушное судно восемь секунд стремительно снижалось и за это время выполнило крутой вираж влево. Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине — лишь на девятой секунде штурман сказал: «Командир, мы падаем». Но и после этого приборы не зафиксировали перевод штурвала в положение «на себя».
Ранее «Коммерсантъ» писал, что борт не упал, а вплоть до столкновения с водой был под контролем пилота.
Однако эту версию опроверг уже известный технический эксперт Юрий Антипов, который на страницах «Блокнота» назвал экспертов, которые «вбросили» очередную версию крушения, фокусниками.
- По новой версии иллюзионистов могу сказать следующее. Если верить маршруту полета Ту-154 (а его никто не опровергал), самолет после ухода в темное небо над темным морем сделал разворот вправо и какое то время летел в сторону ярко освещенной береговой линии и Адлера с его огнями. Поэтому невозможно в таких условиях потерять ориентацию в пространстве, - прокомментировал Юрий Антипов «Блокноту Краснодара».
Более того, как сказал эксперт Агентству Федеральных расследований FLB.ru , на высоте 250 метров самолёт априори находился ниже кромки облачности, поэтому у пилотов был прямой визуальный контакт с ярко освещенным берегом и огнями города .
Иными словами, только слепой не мог не видеть, куда летит самолет! те, кто был в Сочи, прекрасно знают, что вся береговая линия от аэропорта до города плотно застроена и отлично освещается ночью. Спутать «сушу» с «морем» в этой ситуации попросту невозможно. «Думаю, что фокусниками - иллюзионистами являются, в данном случае, не пилоты за штурвалом, а сами эксерты и следователи», - отметил в интервью «Новым известиям» Юрий Антипов.
Аналогичной трактовки придерживался и пилот - инструктор Евгений Самсонов в интервью радио "Бизнес ФМ":
«Такое может случиться только у пилотов, которые только-только начинают учиться летать. Ну, скажем в первые 30 минут, в первый час полетов по приборам, через пять часов полетов по приборам, а уже через десять часов полетов по приборам, когда пилот начинает летать, это у него все проходит. Человек привыкает уже смотреть на приборы и доверять свои ощущения только им, а свои ощущения он просто не замечает. Это может случиться только при слабой подготовке пилота или при больших перерывах в полетах. Сотни, тысячи, десятки тысяч пилотов летают каждый день. За всю историю в этом же Адлере в Сочи и ни у кого никаких иллюзий никогда не было. Летают и днем, и ночью, и в туман, и в плохую погоду. Пилот пилотирует по приборам. Пусть полторы тысячи часов налета у него было на этом — прежде он летал тоже по приборам. Я не думаю, что он отвлекся или что-то еще. Отвлечься он мог по каким-то другим причинам, но смотреть и пилотировать самолет по звездам — это нет».
Таким, образом, в этой версии есть неувязки.
Однако эксперты продолжают высказывать мнения. «Лайф» сегодня изложил очередную, новую версию причин авиакатастрофы. По данным Лайфа, следователи подтвердили версию «человеческого фактора» в крушении Ту-154 Минобороны в акватории Чёрного моря в Сочи в декабре 2016 года. Как выяснилось, речь идёт о трагической ошибке в шесть секунд: экипаж слишком рано убрал закрылки, когда борт недобрал в скорости 50 км/ч и ещё 200 метров высоты. Без закрылков площадь крыла сократилась, что и сгубило самолёт и всех, кто в нём находился.
Судя по записи переговоров экипажа, проблема возникла вскоре после взлёта.
— ...Скорость 300... (Неразборчиво.)
При этой команде борт был близок к высоте в 200 метров. Далее следует сообщение:
— Забрал стойки, командир.
Как позже выяснят специалисты, пилоты в этот момент убирают механизацию — и площадь крыла резко сокращается.
(Звучит резкий сигнал.)
— Закрылки, сука, чё за х**ня!
Их убрали слишком рано. Как позже выяснят эксперты, кричит, скорее всего, штурман (тембр этого голоса больше всего совпадал именно с ним), который был самым опытным членом экипажа и, как полагают эксперты, первым заметил роковую ошибку.
— Высотомер!
Звучит сигнал об опасном сближении с землёй. При всей мощности трёх двигателей Ту-154 площадь крыла оказывается слишком маленькой, как и набранная за эти секунды скорость.
— Командир, мы падаем!
Запись обрывается.
По словам источника Лайфа, решение убрать закрылки экипаж принял на шесть секунд раньше нормативного срока. Во время взлёта самолёта, когда параметры меняются быстро, это очень-очень большой срок.
— Получилось, что Ту-154 недобрал до необходимого режима ещё 50 км/ч скорости и 200 метров высоты, — добавил источник Лайфа. — Ещё бы несколько секунд — и всё было бы нормально.
Технический эксперт Юрий Антипов прокомментировал Агентству федеральных расследований и эту версию:
«Согласно теории управления Ту-154 ( источник: стр.74.) максимальная скорость самолёта с выпущенными закрылками (для взлёта установочные углы 15 и 28 градусов, при посадке, соответственно 36 и 45) не может превышать: при 15 градусах 420 км/час и при 28 градусах 360 км/час.
Это максимальные скорости полёта при выпущенных закрылках. Судя по всему, самолёт был очень гружёный, поэтому для создания бОльшей подъёмной силы взлёт с вероятностью почти 100% осуществлялся с выпуском закрылок на 28 градусов. А как мы знаем, скорость самолёта и была достигнута 360-370 км/час. Т.е. была и так предельной для уборки закрылков.
Далее.
Для веса самолёта 80 тонн минимальная скорость полёта (без закрылков), после которой начинается сваливание -280км/час.
Для максимального взлётного веса ТУ154 весом 100 тонн скорость сваливания не выше 315 км/час. (тот же источник, стр 58)
Таким образом, даже с убранными закрылками при достигнутой скорости 360-370 км/час самолёт ТУ154 с максимальным взлётным весом не упал бы при уборке закрылков.
Поэтому, если чего то и не хватало (как пишут 6 секунд- пилоты поторопились) так это не хватает знаний теории пилотирования Ту-154Б у так называемых следователей и экспертов. А пилоты все действия по управлению самолётом делали правильно», считает эксперт.
На Авиафоруме специалисты продолжают анализировать ситуацию, приведшую к трагедии, и замечания пилотов порой бывают очень интересными.
Расследование причин крушения Ту 154 под Сочи еще не завершено. Агентство федеральных расследований продолжает следить за событиями вокруг авиакатастрофы, унесшей жизни 92 человек.