ПЕРВАЯ ЖЕРТВА «НОВЫХ КРЕСТОВ» Убийство полковника связано с гигантскими хищениями
Как сообщает газета «Коммерсант»: «Петроградский райсуд Санкт-Петербурга арестовал гендиректора и фактического владельца ОАО "Генеральная строительная корпорация" (ГСК) Виктора Кудрина. Он подозревается в крупной растрате бюджетных средств, выделенных корпорации на возведение крупнейшего в Европе следственного изолятора "Кресты-2". Финансовые махинации вскрылись в ходе расследования нашумевшего заказного убийства высокопоставленного сотрудника регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России полковника Николая Чернова, курировавшего строительство ведомственных объектов».
Как сообщали многие новостные ресурсы пару недель назад, 2 марта, под Петербургом было совершено нападение на 34-летнего полковника ФСИН Николая Чернова. Полковник получил несколько тяжёлых пулевых ранений и через несколько дней скончался, так и не придя в сознание. Основная версия следствия связывала убийство со служебной деятельностью Чернова – от него во многом зависели сроки приёмки работ, выполненных подрядчиками строительства новой тюрьмы в Санкт-Петербурге - СИЗО "Кресты-2". Она рассчитана на 4 тысяч человек и занимает почти 35 гектаров. Сроки сдачи «Новых крестов» неоднократно переносились и у заказчика регулярно возникали споры с подрядчиками — как по качеству работ, так и по финансовым вопросам.
Спустя пару дней после убийства Чернова удалось установить подозреваемых в причастности к убийству. Как сообщала прокуратура Ленинградской области, "в совершении указанного преступления изобличены житель Санкт-Петербурга Сабир Садыков, а также заместитель начальника УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Мойсеенко". По версии следствия, Мойсеенко в результате длительного конфликта с Черновым, "на фоне служебной деятельности, с целью убийства последнего приискал своего знакомого Садыкова, которому дал указание о совершении убийства". По некоторым данным, изучая причины конфликта между офицерами ФСИН, следователи получили данные о многочисленных финансовых нарушениях при строительстве «Новых Крестов". Как сообщала петербургская интернет-газета «Фонтанка», в ходе обыска в квартире убитого, следователи ФСБ изъяли диктофон, с записями производственных совещаний с начальниками строительства, которые Чернов обещал передать в прокуратуру или службу собственной безопасности ФСИН. После изучения этих записей и вскрылись финансовые махинации при строительстве новой тюрьмы и подъездной дороги к ней.
Как пишут корреспонденты «Коммерсанта» Владислав Литовченко и Дмитрий Маракулин: «Итогом стало возбуждение двух уголовных дел - о растрате без малого 57 млн рублей, в которой подозревается Виктор Кудрин, и о мошенническом хищении 12 миллионов при строительстве дорог к следственному изолятору. Во втором деле фигурантов пока нет, оно расследуется в отношении "неустановленных лиц", действовавших от лица ФГУП УС СЗФО ФСИН России».
ИГОРЯ ПУТИНА ОПЯТЬ ПРИПИСАЛИ К СКАНДАЛУ 700 миллиардов рублей исчезли через Молдову
«Новая газета» публикует сегодня большое расследование под заголовком «Денег нет? Держите! Из страны вывели 700 миллиардов рублей. «Новая газета» отвечает на вопрос: кому досталась эта грандиозная сумма».
На прошлой недели много писали об интервью заместителя генерального прокурора Молдовы Юрия Гарабы агентству «Рейтер» о том, почему во время служебной командировки в Москву в аэропорту его на несколько часов задержали представители ФСБ. До задержания Гарабы ещё несколько сотрудников прокуратуры Молдовы тоже задерживались без объяснения причин сотрудниками ФСБ. Эти задержания привели к международному скандалу. Гараба связывал задержания с расследованием уголовного дела о выводе через банки Молдовы огромных сумм денег из России на Запад. И вот теперь нам сообщают подробности. Как пишут журналисты «Новой газеты»: «На сообщение Reuters был вынужден отреагировать и президент Молдавии Игорь Додон: «Я думаю, что делать такие заявления не стоит. Сейчас идёт очень детальное расследование всей этой схемы. Мы знаем, что через молдавские банки $22 млрд российских денег ушли на Запад. У нас открыто в Молдавии несколько уголовных дел по этому поводу. Компетентные органы занимаются. Мы надеемся, что российские коллеги из правоохранительных органов сделают все возможное, чтобы прояснить эту ситуацию. Но говорить о том, что какие-то государственные структуры, силовые или другие, я думаю, что преждевременно», — сообщил он агентству RNS. (…)
Заявления молдавских властей о том, что за выводом 22 миллиардов долларов из России стоит ФСБ, можно считать эмоциональной реакцией на нежелание российских спецслужб помогать в расследовании. И хотя некоторые офицеры центрального аппарата ФСБ действительно вели себя странно в этом деле, а один — и вовсе служил прикомандированным сотрудником в банке, который активно участвовал в незаконном выводе средств, тем не менее «молдавская схема» отмывания была выявлена в России именно благодаря усилиям отдельных подразделений ФСБ. И в первую очередь из управления ФСБ по Москве и Московской области.
Но когда дело дошло до возбуждения уголовных дел, в России, в отличие от Молдавии и других стран, расследование начало тормозиться». Журналисты «Новой газеты» Роман Анин, Олеся Шмагун и Дмитрий Великовский подробно описывают схемы, по которых деньги из нескольких российских банков уходили на Запад через банки Молдовы. Особую скандальность этому расследованию придаёт тот факт, что в одном из этих банков членом Совета директоров числился двоюродный брат президента России Игорь Путин. Правда, при желании журналисты могли бы выяснить, что никакой подозрительной деятельностью в «Русском земельном банке» Игорь Путин не занимался.
ГОСИЗМЕНА И ДЕНЬГИ ДЛЯ «ПРАВОГО ДЕЛА» Один из хакеров был внедрён к миллиардеру Прохорову?
На прошлой неделе многие издания писали о том, что Министерство юстиции США объявило в международный розыск нескольких граждан России по обвинению во взломе 500 миллионов аккаунтов корпорации Yahoo. Среди разыскиваемых оказались и два сотрудника ФСБ Дмитрий Докучаев и Игорь Сущин. Между тем, сотрудник Центра информационной безопасности ФСБ Дмитрий Докучаев сейчас находится под арестом в Москве. Против него расследуется дело по обвинению в государственной измене. Когда это дело только началось, появлялась информация, что оно как-то связано и со скандальным делом так называемой хакерской группы «Шалтай-Болтай». Хакеры из этой «команды» взламывали электронные устройства высокопоставленных чиновников, политиков и бизнесменов и торговали украденной там информацией. Несколько раз уже писали, что лидер «Шалтай-Болтая» Владимир Аникеев-Льюис, решил сотрудничать со следствием и поэтому предстанет перед судом в самое ближайшее время.
Агентство «Росбалт» напоминает об этом и пишет об очень интересном совпадении. Оказывается, что «в задержании Аникеева по прилёту в санкт-петербургский аэропорт „Пулково“ принимал участие сотрудник ФСБ Дмитрий Докучаев. Он опрашивал последнего и был задействован в мероприятиях по данному делу с участием Льюиса. Последний, в частности, под контролем контрразведчиков связывался со своими предполагаемыми подельниками и вёл откровенные разговоры. Благодаря этим мероприятиям 5 декабря 2016 года были задержаны два других участника „Шалтая-Болтая“ - Константин Тепляков и Александр Филинов. А вскоре после этого под стражу взяли Докучаева и его руководителя, начальника 2-го управления ЦИБ ФСБ РФ Сергея Михайлова. Формально расследование в отношении контрразведчиков никак не связано с „делом Шалтая-Болтая“. Они вместе с сотрудником „Лаборатории Касперского“ Русланом Стояновым и бывшим совладельцем одной из платёжных систем Григорием Фомченковым обвиняются в госизмене» - пишет корреспондент «Росбалта» Герман Александров.
Второму офицеру ФСБ, которого Минюст США обвиняет во взломе Yahoo, посвящена заметка в «Коммерсанте»: «сотрудник ФСБ Игорь Сущин, обвиняемый правоохранительными органами США во взломе Yahoo, работал со структурами группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова как минимум с 2011 года и даже финансировал возглавлявшуюся миллиардером политическую партию «Правое дело». По мнению экспертов, именно политическими амбициями Михаила Прохорова, в 2012 году участвовавшего в президентских выборах, могло быть вызвано появление в ОНЭКСИМе «прикомандированного сотрудника». Газета пишет, что в это время Сущин был совладельцем ЧОПа «Базис», которое «поставляло в ОНЭКСИМ охранников и личных водителей».
Корреспондент «Коммерсанта» Мария Коломыченко пишет: «Упоминания о Игоре Сущине сохранились и в документах партии «Правое дело», которую в 2011 году возглавлял Михаил Прохоров. Согласно финансовому отчёту партии за 2011 год на сайте ЦИКа, господин Сущин и некоторые другие совладельцы «Базиса» перечислили партии пожертвования по 4,33 млн рублей каждый. Это максимальная сумма, которую по закону «О политических партиях» может перечислить физическое лицо. Один из собеседников “Ъ” отмечает, что офицеру ФСБ не было смысла лично финансировать «Правое дело» и вполне вероятно, что через своих работников и людей, которых считал доверенными лицами, в партию вкладывал средства сам Михаил Прохоров. Собеседник “Ъ” в политических кругах предполагает, что Игорь Сущин мог несколько лет следить за работниками ОНЭКСИМа именно в связи с политической деятельностью Михаила Прохорова».
«КОСМОС» ОБВИНЯЕТ «БАНК МОСКВЫ» Но ему не верят даже английские судьи
Газета «Коммерсант» рассказывает о неожиданной юридической коллизии между заочно осуждённым за мошенничество и скрывающемся в Лондоне владельцем строительной компании с громким названием «Космос» и Банком Москвы: «адвокаты находящегося в розыске экс-главы НПО "Космос" Андрея Чернякова провели собственное расследование обстоятельств краха компании. Итогом стало их обращение в полицию с требованием возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц Банка Москвы (входит в ПАО ВТБ), которому "Космос" и лично господин Черняков задолжали более 30 млрд рублей. В ВТБ заявление назвали попыткой отвлечь правоохранительные органы от расследуемых в отношении экс-главы НПО уголовных дел о мошенничестве».
Корреспонденты газеты Олег Рубникович и Николай Сергеев пишут: «Юристы, знакомые с ходом разбирательств между Андреем Черняковым и «Банком Москвы», отмечают, что аргументы, изложенные в заявлении в московскую полицию, уже приводились стороной ответчика в британском суде, но тот не принял их во внимание. Во всяком случае, доводы господина Чернякова о заключении им договоров поручительства под принуждением, о нарушении его права на беспристрастное судебное разбирательство в России и о незаконности российских судебных решений были отклонены английским судом как необоснованные. Более того, судья, вынося решение, отметил, что подобные аргументы "были придуманы, чтобы скрыть истинное положение вещей"».
ЦУР, МЕНЯ! ЖУРНАЛИСТОВ ХОДОРКОВСКОГО ОБВИНИЛИ В ВЫМЫСЛЕ Миф о частном водоёме
Скорее всего в ближайшее время журналисты ЦУР, работающие на Михаила Ходорковского, могут ожидать повестки в прокуратуру (дело о клевете) либо в суд (дело о защите чести и достоинства). Всё это – по следам цуровской публикации о собственности семьи Владислава Суркова. И не потому что Сурков – помощник президента. А потому, что ЦУР явно и грубо прокололся.
Газета «Московский комсомолец» в статье «Кто не купил речку. Неприкрыта ложь «Открытой России» пишет «8 марта 2017 года фонд «Открытая Россия» дважды осуждённого в России олигарха Михаила Ходорковского опубликовал так называемое расследование, посвящённое жене помощника Президента РФ Владислава Суркова Наталье Дубовицкой, их жизни в подмосковном посёлке, и о том, как Наталья Дубовицкая проводит свой досуг. Помимо всего прочего авторы расследования утверждают, что семья помощника президента незаконно приобрела пруд, расположенный на территории поселка».
Журналист «МК» Фёдор Николаев по пунктам опровергает факты, изложенные в публикации ЦУРа. Начиная с самого главного, исходного. Авторы «от Ходорковского» опубликовали фотографию дома, который, как они утверждают, принадлежит Суркову и Дубовицкой. На самом деле, утверждает «МК», сфотографированный на ней дом принадлежит бывшему спикеру Совета Федерации Владимиру Шумейко.
Дальше - про водоём. В публикации ЦУРа говорится, что купить водоём можно было только в обход Водного кодекса РФ. Авторы «Открытой России» ссылаются на рассказ депутата трёхмандатного округа №3 посёлка городского типа Лесной городок Одинцовского района Михаил Тришина который якобы «сообщил ЦУРу, как водоём перешёл в частные руки: «Конечно, все это не совсем законно, но Сурков порешал все вопросы с областным правительством. Понимаете, были подключены буквально все, и было специальное заседание правительства. Я вместе с Сурковым ездил тогда к губернатору Громову».
В интервью «МК» Михаил Тришин и в открытом письме Ходорковскому категорически всё отверг: «Начнём с того, что я никогда не ездил с Сурковым к губернатору Громову. Никогда не встречался с Сурковым, и мне не известно, решал ли Сурков какие-то вопросы с областным правительством или не решал. Поездки к губернатору с большим кремлёвским чиновником — не мой уровень. Водоём никогда не переходил в частные руки. Водоём никогда не принадлежал ВНИИССОК по одной простой причине - он там появился после того, как землю выкупили частники. И водоём этот искусственный, воду просто залили в овраг, таких тысячи в дачных посёлках по всему Подмосковью. Он не регулируется и, соответственно, не нарушает Водный кодекс»
В публикации «Открытой России» говорилось, что земля, на которой стоит дом Суркова и Дубовицкой незаконным образом была изъята у Всероссийского научно-исследовательского института селекции и семеноводства овощных культур (ВНИИССОК) по сговору с директором института. Оказалось, что и это не соответствует действительности. Корреспондент “МК” связался с директором этого института, академиком Пивоваровым. «Мы землёй распоряжаться не можем, так как институт не является собственником земли. Собственником земли является Росимущество. При подготовке данного материала к нам в институт и лично ко мне никто не обращался, - сказал Пивоваров».
«Получается, что «Открытая Россия» откровенно фабрикует материалы, смешивая правду, полуправду и явную ложь с целью дискредитировать лично Суркова и его жену, при этом оболгав многих других людей, упомянутых в своем «псевдорасследовании» - делает заключение корреспондент газеты.
Между тем, если оклеветанные и оскорблённые захотят обратиться в прокуратуру или в суд их адвокатам придётся попотеть, чтобы разыскать журналистов из ЦУР.
О том, как устроен проект Ходорковского ЦУР довольно мало сведений. Но я, как мудрый и кропотливый Филин, кое-что для вас наскрёб по зёрнышку:
Бюджет и штатное расписание «Центра управления расследований» официально не раскрываются. Но известно, что главный редактор ЦУР - Андрей Коняхин (бывший директор по развитию digital-проектов Forbes, бывший главред сайта ИД «Коммерсантъ»). Из его интервью интернет изданию «Кольта.ру» известно, что ЦУР состоит из трёх отделов:
1) Группа расследователей ( 4 журналиста в прошлом из «Новой газеты», «Коммерсанта», New Times, «Собеседника») 2) Группа информационного поиска и проверки фактов ( 4 «поисковика» - студенты магистратуры ВШЭ.) 3) Группа оперативной информации. (В ней работают создатели «Усов Пескова» - Михаил Бахрах и его сотрудники, а также Залина Маршенкулова из Breaking Mad).
Офис в Москве. По концепции у ЦУР нет собственного сайта. Материалы распространяют в соцсетях по модели Social Media First: ФБ, Твиттер, «ВКонтакте», «Одноклассники», канал YouTube, мессенджер Telegram. Публикуются на сайтах «Открытая Россия» и «Медиум». По неофициальной информации общий штат ЦУР составляет примерно 15 человек. Месячный бюджет примерно 2 миллиона рублей. Финансирование – полулегальное. По словам Михаила Ходорковского, с сайтом «Открытой России» журналисты ЦУР сотрудничают как индивидуальные предприниматели.
«Мы даём командам финансирование, предоставляем инфраструктуру, консультируем. Все это помогает проектам выйти на рынок, набрать аудиторию и найти свою бизнес-модель» - говорил в одном из интервью Михаил Ходорковский о своих новых медиа-проектах. Так что, похоже, что если кто-то решит судиться с журналистами ЦУР, то он будет судиться с индивидуальными предпринимателями. Возможно, в процессе этих разбирательств станет ясно каким образом беглый олигарх, задолжавший российскому бюджету 17 миллиардов рублей, умудряется платить миллионы рублей журналистам-индивидуальным предпринимателям.
Виктор Филин, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
|