АССАНЖ ОПЯТЬ НАСКАНДАЛИЛ Крупнейшая утечка из ЦРУ?
Мировые газеты переполнены сообщениями о публикации сайта WikiLeaks (Джулиан Ассанж) девяти тысяч документов про работу секретного компьютерного подразделения ЦРУ. Как пишет «Российская газета»: «В представленных бумагах собраны материалы о секретном хакерском арсенале ЦРУ: компьютерных вирусах, «троянах» и поражающем компьютеры программном обеспечении. Целями хакерских атак могут быть айфоны, приборы Google, компьютеры с платформой Windows и даже телевизоры. Материалы, как уверяют сотрудники WikiLeaks, поступили из секретного источника, который предоставил их, чтобы начать в обществе дискуссию о том, может ли применение кибероружия быть поставлено под контроль».
Важно подчеркнуть, что бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, который в 2003-м тоже опубликовал секретные документы о тайной прослушке ЦРУ и АНБ сотен тысяч людей по всему миру, заявил, что, по его мнению, Ассанж опубликовал подлинные документы. «В ЦРУ, сообщает сайт, действует специальный отдел по кибератакам. Около 200 его экспертов постоянно внедряются в компьютеры по всему миру с помощью инструментов, специально разработанных для нелегального получения данных. Хакеры ЦРУ работают, сообщает WikiLeaks, из центрального офиса в Лэнгли (штат Вирджиния). Однако американская спецслужба содержит, по меньшей мере, один офис вне США. Хакеры проводили свои операции, по всей видимости, также в Германии, сообщает Spiegel Online. Согласно документам эксперты ЦРУ работают в генконсульстве США во Франкфурте-на-Майне» - пишет корреспондент «Российской газеты» в Берлине Анна Розэ.
При этом газета «Московский комсомолец» пишет, что американская The New York Times охарактеризовала эту публикацию Ассанжа как «возможно, самую крупную утечку документов ЦРУ в истории». «Особый интерес представляют сведения о «Плачущем ангеле». Weeping Angel – это кодовое наименование хакерской атаки ЦРУ против смарт-телевизоров известной корейской марки, имеющих выход в интернет. В рамках этой операции создавался особый режим работы телевизора: его пользователи считали, что устройство выключено, тогда как оно продолжало работать, записывая все звуки в помещения. После того, как телевизор включался и восстанавливалось wi-fi-соединение, полученные данные пересылались на серверы ЦРУ» - пишут обозреватели «Московского комсомольца» Геннадий Окороков и Андрей Яшлавский.
«ШАЛТАЙ-БОЛТАИ» РАЗБОЛТАЛИСЬ Надеются на условный срок
На фоне этого мирового хакерского скандала довольно комично смотрится информация о злоключениях русских хакеров из так называемой группы «Шалтай-Болтай», которых склонная к бурным преувеличениям Ксюша Собчак назвала «русскими сноуденами». Как сообщает «Росбалт», обвиняемые по делу Владимир Аникеев, по прозвищу Льюис, и Константин Тепляков - Мартовский Заяц, сейчас дожидаются в следственном изоляторе результатов судебно-психиатрической экспертизы. Они уже подготовили ходатайства о заключении досудебных соглашений. Расследование в отношении них будет завершено уже в апреле, но ФСБ намерено продолжать поиски других участников «Шалтай-Болтая». Пока им инкриминируют один эпизод преступной деятельности — «взлом» электронной почты бывшего топ-менеджера «Сбербанка» Евгения Кислякова.
По данным «Росбалта», «в последних материалах ФСБ упоминались взломы «ящиков» пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой и сотрудника администрации президента Тимура Прокопенко. Но, похоже, что в суд дело уйдёт только с одним эпизодом, касающимся Кислякова. Проблема в том, что заявлений от Тимаковой и Прокопенко нет, а без этого они не могут быть признаны потерпевшими. Тем более, что и сам Аникеев в любой момент может сказать, что это была не настоящая переписка чиновников, а фейковая, которую он создал сам вместе с друзьями. Кстати, последний вариант, возможно, устроит все стороны». «Росбалт» пишет, что подозреваемые надеются отделаться условными сроками.
МЕБЕЛЬ С ОТКАТАМИ Какова мера взятки?
Газета «Коммерсант» сообщает, что Московский гарнизонный военный суд продлил арест бывшего сотрудника Военной академии Генштаба Вооружённых сил РФ Сергея Тарасова. Следователи считают его сообщником ранее задержанного бывшего заместителя начальника по материально-техническому обеспечению академии Андрея Митюшкина. Офицерам инкриминируется получение откатов от поставщика мебели. Этот поставщик, чтобы избежать проблем с приёмкой мебели, оставлял конверты с деньгами в комнате отдыха полковника Митюшкина. Пока военным инкриминируется «получение крупной взятки», но следствие продолжается, и дело может быть переквалифицировано до «особо крупной» взятки. «При нынешней формулировке бывшим сотрудникам академии грозит от семи до 12 лет заключения и приблизительно 65-70 млн рублей штрафа, в случае ужесточения обвинения максимальный срок увеличится до 15 лет при минимальном восемь лет, а штраф может превысить 100 млн рублей. В зачёт этой суммы могут пойти деньги, изъятые в ходе обысков у офицеров. У Сергея Тарасова, в частности, нашли 438 тыс. рублей, $10,2 тысяч, а также €13 тыс., "происхождение которых он убедительно и достоверно объяснить не смог" – пишет корреспонденты «Коммерсанта Всеволод Инютин, Николай Сергеев и Иван Сафронов.
«ВАЖНЯК» АЛЕКСАНДР СОРОКИН ЗАПЯТНАЛ МУНДИР СКР Свидетель Хорошилова захотела стать пострадавшей за 100 тысяч долларов
В череде отзыва в последние два года лицензий у недобросовестных банков, дело банка «БФГ-Кредит» было не очень громким, у банка было не так много вкладчиков. Хотя незадолго до отзыва лицензии из «БФГ-Кредит» исчезли 2,3 миллиарда рублей. Дело о возможном незаконном выводе активов банка расследовал на начальном этапе старший следователь по особо важным делам главного следственного управления СКР Александр Сорокин. Сейчас ему инкриминируется получение взятки в размере $50 тысяч. Как сообщает газета «Коммерсант», Сорокин «признал вину. По данным следствия, переданные обвиняемому деньги составляли половину суммы, за которую господин Сорокин, расследовавший дело о выводе средств из банка «БФГ-Кредит», обещал совладелице кредитного учреждения Тамаре Хорошиловой сменить её статус со свидетеля на потерпевшую».
Свидетельница Хорошилова была крупным акционером банка, ей принадлежало 19,5% его акций. «Коммерсант» пишет, что «она давно настаивает, что из банка незадолго до его краха были похищены также и принадлежащие ей лично $44 миллиона, которые были размещены на валютном депозите. Не исключено, что именно поэтому Тамара Хорошилова хотела добиться изменения своего процессуального статуса и стать потерпевшей». Хорошавин пообещал это сделать. Как пишет корреспондент газеты Владислав Трифонов: «При этом следователь попросил передать всю сумму сразу. У Тамары Хорошиловой всей требуемой суммы на руках не оказалось, говорят, что она якобы даже обращалась за помощью к своему бывшему мужу, экс-главе «Мосэнерго» Александру Ремезову, но получила отказ. В итоге свидетель решила, что её хотят обмануть, и написала заявление в ФСБ».
ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ ХОЧЕТ ДОМОЙ Новосибирский суд – против
Ещё один высокопоставленный сотрудник Следственного комитета РФ подозревается в противоправных действиях. Как пишет «Коммерсант»: «В Новосибирске суд в среду продлил до пятницы срок задержания исполняющего обязанности руководителя управления СКР по Кемеровской области Павла Муллина. В отношении него возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий и служебном подлоге. Следствие ходатайствовало о помещении полковника юстиции под домашний арест, но суд слушания по этому вопросу отложил, посчитав представленные правоохранителями аргументы недостаточно убедительными. Сам Павел Муллин уже подал рапорт об отставке».
Как пишет новосибирский корреспондент «Коммерсанта» Константин Воронов: «В отношении Павла Муллина Следственным комитетом России (СКР) возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РФ — о «превышении должностных полномочий» (ч. 1 ст. 286 УК РФ) и «соучастии в служебном подлоге» (ст. 33 и ст. 292 УК РФ). По информации источников, знакомых с ходом уголовного разбирательства, полковнику инкриминируется вмешательство в проводимое правоохранителями расследование: якобы и. о. руководителя управления СКР оказывал давление на подчинённых, а также сотрудников полиции с целью заставить их замять дело, возбуждённое по факту обнаружения боеприпасов, в котором фигурировал его знакомый».
«Коммерсант» напоминает, что полковник юстиции Павел Муллин был назначен исполняющим обязанности руководителя управления СКР по Кемеровской области в ноябре 2016 года. После ареста бывшего руководителя этого управления, генерал-майора Сергея Калинкина, которому, по сведениям «Коммерсант», «предъявили обвинение в соучастии в вымогательстве у собственника угольного разреза «Инской» контрольного пакета акций стоимостью свыше 1 млрд рублей».
КС «ИЗОБРЁЛ НОВЫЙ ИНСТИТУТ» Но картину Брюллова обязал вернуть
Конституционный суд России принял на днях довольно скандально решение по поводу конфискации имущества у осуждённых. Его сейчас активно обсуждают в юридических кругах. Поводом для принятия этого неоднозначного решения были слушания по иску коллекционера из Германии Александра Певзнера у которого конфисковали картину знаменитого русского художника Карла Брюллова стоимостью не менее $300 тысяч. Картина не подписана, поэтому в 2003-м Певзнер привёз её в Санкт-Петербург для проведения экспертизы в Государственном русском музее. Экспертиза подтвердила подлинность работы, но Певзнера задержали, обвинили в контрабанде. Картину изъяли, передали Русскому музею, где хотели устроить торжественную презентацию шедевра. Однако презентации помешало решение КС. Как пишет «Коммерсант» «Верховному суду (ВС) придётся принять решение о возвращении коллекционеру из Германии Александру Певзнеру картины Карла Брюллова «Христос во гробе», конфискованную у него спустя два года после прекращения дела о контрабанде. Пересмотра дела потребовал Конституционный суд (КС), признав нарушением Конституции ухудшение положения обвиняемого позже установленного Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) годичного срока. Конфисковать имущество без приговора КС разрешил, но лишь с согласия обвиняемого лишиться собственности в обмен на прекращение дела. По мнению экспертов, такое толкование противоречит принципу презумпции невиновности и практике Европейского суда, «превращая уголовное правосудие в рынок». В интервью петербургскому корреспонденту «Коммерсанта» Анне Пушкарской руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан так прокомментировал это решение: «КС в деле Певзнера, как недавно в деле Ильдара Дадина, решил проблемы, созданные на пустом месте ВС и нижестоящими судами, в ручном режиме исправив явные судебные ошибки» (…) Но если вся остальная система не работает, то это «лотерейное правосудие», в котором выигрывают единицы, добавил он».
Но юристов более серьёзно волнует более общее решение КС о допустимости конфискации имущества в обмен на прекращение дела. Как пишет «Коммерсант»: «КС изобрёл новый институт конфискации без приговора, что на практике может создать множество проблем»,— отметил адвокат Сергей Голубок. Член СПЧ адвокат Юрий Костанов считает, что картина в деле Певзнера была конфискована незаконно, но предусмотренная КС необходимость получать в таких случаях согласие обвиняемого «фактически означает торг с государством и превращает уголовное правосудие в рынок». Отметим, что такие проблемы у представителей российского правосудия уже возникли: вскоре должен начаться судебный процесс, по иску родственников бывшего губернатора Сахалина Андрея Хорошавина, у которых конфисковали имущество, пока ещё только шло расследование уголовного дела.
Виктор Филин, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
|