Пока в США докипают политические страсти, а американский народ подводит итоги весьма эмоциональной избирательной кампании, завершившийся триумфом Дональда Трампа и жутким поражением Хиллари Клинтон, российская либеральная мысль не стояла на месте, демонстрируя, что плотно застряла не только в прошлом, но и в уже уходящих мировых трендах. «Институт современной России» Павла Ходорковского из США предложил папе - Михаилу Ходорковскому - «пять шагов в будущее», а сам экс-олигарх, считает, что надо сделать «семь реформ». Однако все эти «образы будущего», с учётом прошлого, вызывают, мягко говоря, слишком много вопросов.
Фото "Независимая газета"
Очередная «эпохальная» эпистола подготовлена либеральной мыслью в качестве некоей идеологической базы. Она снова про «шаги к демократии», которых за два десятка лет эксперты с западной ориентацией выдавали тоннами – то десять, то триста, что, впрочем, не важно, поскольку суть всегда одна. Либералы, говоря об «образе будущего России», то с необходимостью полной ликвидации ядерного потенциала страны, сокращения численности и активности специальных служб до минимума на фоне масштабных террористических угроз, причем мирового уровня, для России предлагается в той или иной форме, стать «другом Запада» и войти в семью «цивилизованных народов».
Полнейшая толерантность и комсорг из Киева
На этот раз для строительства «истиной демократии» и «прекрасного будущего этой страны» предлагается совершить пять шагов. Рабочая группа «Открытой России» и «Института современной России» (его возглавляет сын Михаила Ходорковского, Павел Ходорковский – прим. FLB) по проблемам новейшей российской идеологии под руководством Владимира Пастухова подготовила доклад «Россия - пять шагов в будущее», в котором предлагаются пути перехода от бывшей империи к национальному государству».
Справка. «Володи́мир Бори́сович Пастухо́в (22 квітня 1963, Київ) — російський юрист, адвокат, публіцист, політолог. Живе у Лондоні, консультант юридичної компанії «FD Advisory LLP». Колишній комсорг Київського університету» – гласит досье.
Сам доклад – заслуживает отдельных оценок. Как, впрочем, и его аннотация на сайте «Открытой России», поскольку аннотация сообщает то, что больше всего волнует участников «Открытой России». А волнует их «культурная революция». Её смысл в том, чтобы «максимально раскрепостить русский, и другие народы» с целью полнейшей толерантности, потому что, внимание, «религиозные маргиналы и государство» «навязывают обществу свои архаичные ценности и взгляды». Говорить от имени всего общества – давняя болезнь либерального сообщества (о чём указано даже в самом докладе термином «сектантство» - прим. FLB), не говоря уже об их отношении к религии, словно свобода вероисповедания не записана в Конституции РФ. И отстаивая право на инакомыслие и «быть другим» ни один либерал, как замечалось не раз, не позволяет инакомыслия и право «быть другим» самому обществу, за будущее которого переживает. И всё это видно из аннотации. Уж, ёж и просто красивые слова
Сам доклад на два десятка страниц – странная компиляция, предлагающая скрестить ужа, ежа, и толерантность. «Стартовой точкой конституционной реформы является приход к власти демократических сил, обладающих достаточной политической волей и авторитетом, чтобы начать политические реформы» - написали авторы, на чём, собственно, и могли бы завершить свой труд. Ибо стартовые точки и позиции в «русском национальном государстве» у либералов близки к нулю, если конечно, страна не находится под внешним управлением. Но, можно и помечтать «о будущем». Однако листая доклад «образа будущего» не возникает. Банальный набор про «независимость судебной системы», про «свободные СМИ» украшен отдачей максимума полномочий в регионы, и разгоном серьезных монополий. Для общества предлагается «капитализм с человеческим лицом», означенный термином «социальный капитализм», у которого будет «ярко выраженный социальный профиль». Это «система, при которой сильным предоставляется максимальная свобода действий», в экономическим смысле, при этом предлагается «социальная ответственность» бизнеса. То, что «свободный сильный» начнет строить монополию с целью извлечения сверхприбылей, включая торговлю «скважинной жидкостью», авторов не сильно волнует, ведь они предлагают ограничить монополии. Что же в этом нового – кроме «демократов у власти» не ясно. Зато ясно другое – снабдив старые либеральные тезисы комплиментами в адрес уникального пути, который прошла Россия, предлагается выстроить то, что уже было, есть или делается. Однако, по версии авторов, это должно происходить под руководством людей, которые называют себя либералами, демократами, а общество называют «населением».
«Команда перемен» покажет россиянам…»
Безусловно, авторы такого «образа» имеют право не только иметь такую точку зрения, но и высказывать её там, где вздумается, и предлагать, кому вздумается, включая Михаила Ходорковского. И даже можно утверждать, что «у Ходорковского появилась четкая программа преобразования России», как это сделала «Независимая Газета», при этом, бесхитростно намекнув на псеводонаучность и оголтелый популизм авторов. «В итоге – пишет издание, - получается нечто вроде максимально популистской декларации о намерениях. Читается это в первую очередь в том, что план не подтвержден фактурой и конкретными шагами, он полон размытых формулировок. Например, как «команда перемен» покажет россиянам…». Ну и самое главное, что «спасать Россию» решили из Хельсинки, просто потому, что «социально ответственный» Ходорковский не рассчитался со службой судебных приставов России, и делать этого, похоже, не собирается. Хотя «спасать Россию» всякий либерал любит непременно подальше от народа и страны, за которые переживает, поближе к западным кураторам и спонсорам. И это, надо сказать, тоже часть того самого уникального пути России, неоднократно упомянутого в докладе.
Беглый олигарх- реформатор Как выяснилось, «пяти шагов» от института Ходорковского-сына Ходорковскому-отцу показалось маловато. Ибо у него тоже есть «шаги». Точнее - «реформы». Их семь. Как отмечает «Независимая газета», излагая эти реформы: «Первая – конституционная: организация сменяемости власти на всех уровнях и переход к президентско-парламентской форме правления». Какой эталон у «сменяемости власти», кто его определил – не совсем ясно. Может быть, это двухпартийная система как в США, или три срока подряд, как у Ангелы Меркель в Германии, а толерантность должна быть на уровне Франции, с полнейшим игнорированием мнения, собственно, французов? А что делать, если избиратели из раза в раз, начиная с выборов 1993 года в парламент, предпочитают крупные устойчивые партии? Как же тогда Ходорковский собрался реализовывать реформу, где «правительство ставится под контроль парламента»? Или он хочет как на Украине? «Вторая реформа – регионального управления: местная власть получает максимум полномочий». Интересный тезис. Интересный хотя бы тем, что «прогрессивный» с точки зрения всякого либерала Киев так демократично еще не сделал, да и делать не собирался, устроив кровопролитие – сначала на майдане, потом в регионах.
Честный выборщик
Третья реформа – судебная: судам обещают независимость и максимальное участие присяжных – отмечает «НГ», не обращая внимания на то, что «судебной реформе» ровно столько же лет, сколько лет либералы твердят об этом. Впрочем, реформа отдельно, а либералы «с будущим» - отдельно. Деньги даже на эту реформу, к слову, выделялись в 90-е. Но либералы за этими деньгами, как честные люди, не уследили, о чем в тогда «свободная пресса» (под контролем олигархов) сообщала малюсеньким штрихом. Но идём дальше. Реформа «четвертая – политической системы: гарантируются всевозможные свободы и честные выборы». Что под этим подразумевается – победа либералов, которые не могут победить с 1995 года, что было продемонстрировано в широком формате вновь - осенью 2016 года? Или дополнительные видеокамеры на участках, Ходорковский, наверное, и сам не знает, но это красиво для Запада, он и предлагает, ибо каждый «борец за свободу» обязан это предлагать, без оглядки на реальность. Или, может быть американская модель, где избиратели голосуют за одного кандидата, а побеждает тот, кого определило жюри выборщиков, честна и справедлива? При случае, Ходорковский сможет спросить об этом у видной демократки Хиллари Клинтон, ибо американцы голосовали за нёё, а выборщики решили иначе. Прямых выборов главы государства в США просто нет. Антимонополист и общественник «Пятая реформа – экономическая: демонополизация и переход бывших монополий под контроль общественных советов». Здесь и вовсе странно, ибо чем миноритарные акционеры хуже – не совсем ясно. Плюс указание на то, что Федеральная антимонопольная служба до стандартов Ходорковского еще не дотягивает. Ну и «природную ренту планируется перевести на пенсионные и страховые счета граждан». Опытный Ходорковский, ошкуривший российский бюджет уходом от налогов, еще в те годы, видимо, хотел такую реформу. Однако, крепился и ждал, пока его друзья из НК ЮКОС станут миллионерами, а он миллиардером, выводя деньги за пределы страны. Но потом за ними пришли. А потому: «Шестая реформа – правоохранительная: силовикам обещают отмену палочной системы». И всё, ибо требовать реформы полиции спустя пару лет после её реформирования – это было бы странновато. «И наконец, седьмая – СМИ, которых ждёт то же, что и монополии, то есть переход под контроль общественных советов. Суды, силовики и госкомпании столкнутся с «нулевой терпимостью к коррупции» - приводит «Независимая Газета» замыслы Ходорковского. И да, насчёт «нулевой терпимости к коррупции». Лицо «Открытой России», где финансовая составляющая – серые и чёрные схемы поступления денег, самое лучшее, что смогли придумать авторы «реформ» Ходорковского.
|