В Москве в скором времени может состояться продажа одного из крупных федеральных объектов – гостиницы «Золотое кольцо». Судьбу отеля в ближайшие дни должны определить Министерство финансов, РФФИ и Управление делами президента, которое и лоббирует сделку. Это событие станет заключительным аккордом в длинной и запутанной истории инвестиционного проекта, участниками которого были Павел Бородин и компания «Мабетэкс».
История с «Золотым кольцом» началась в далеком 1994 году, когда реконструкцией отеля решил заняться тогдашний управделами президента Павел Бородин. Правительство России разрешило Управлению делами президента привлечь на реконструкцию кредит в размере $60 млн сроком на 10 лет и под 8% годовых. Финансировала проект фирма «Мабетэкс», которая в качестве залога получала право на эксплуатацию части гостиницы.
Насколько эта сумма соответствовала реальной стоимости проекта, сказать сложно. Можно напомнить, что середина 1990-х годов была временем проектов, сметы которых измерялись сотнями миллионов долларов, а официальная себестоимость строительства одного квадратного метра панельного жилья превышала $1000. По сегодняшним меркам, когда стоимость «Золотого кольца» как объекта недвижимости оценивается примерно в $40 млн, долги, который Павел Бородин повесил на Управление делами президента, могут показаться неоправданно высокими.
Так или иначе, но контракт был заключен, гостиницу реконструировали, и в феврале 1998 года повысивший свою классность отель был принят в эксплуатацию. А долги остались. Причем со временем они только увеличивались, достигнув к 2000 году $81,4 млн, из которых $24 млн приходилось на проценты. Вряд ли надо объяснять, что в это время, то есть в 1998 – 1999 годах, «Золотое кольцо» не могло работать столь эффективно, чтобы еще и обслуживать долги. Между тем по прошествии времени фирма «Мабетэкс» вплотную приступила к взыскиванию долгов.
Надо заметить, что позиция «Мабетэкс» была вполне логичной и даже компромиссной. В качестве одного из вариантов было предложено создать новую компанию, эксплуатирующую отель, в которую «Мабетэкс» вошла бы с 50% акций. Другой вариант, на который в результате переговоров с Управлением делами президента согласилась фирма «Мабетэкс», – дисконтирование долга в два раза, до $40 млн. Но если платить вдвое меньше, то надо делать это сразу. Необходимо вернуть если уж не весь оставшийся после списания долг, то хотя бы большую его часть: порядка $25 млн – $30 млн.
Управление делами президента, не располагая подобной суммой, попыталось перекредитоваться у российских банков, но и Сбербанк, и Альфа-банк, и Внешторгбанк потребовали государственных гарантий. Попытка «перевесить» обязательство на федеральный бюджет тоже окончилась неудачей: Министерство финансов категорически отказалось принять долг в качестве кредиторской задолженности Управления делами президента.
Пока управление искало варианты выхода из положения, ситуация оставалась неизменной. Впрочем, меняться ей особо было некуда. Прибыль гостиницы составляет прядка $3,5 млн в год, а этих денег явно недостаточно даже для обслуживания долга, не говоря уж о выплатах по телу кредита. Наконец в минувшем году терпение фирмы «Мабетэкс» лопнуло, и она обратилась с иском в Московский арбитражный суд, который постановил взыскать с Управления делами президента $9,3 млн (сумма, требующаяся для текущего обслуживания кредита), после чего по решению суда было возбуждено исполнительное производство.
Управление делами оказалось в довольно сложной ситуации, поскольку такими деньгами, как уже было сказано, оно не располагает. Как таковое, разумеется, поскольку все крупные проекты вроде строительства президентского клуба близ пересечения Рублевского и Подушкинского шоссе (там расположен Барвихинский санаторий, бывший замок Майендорф) реализуются как инвестиционные, в рамках которых финансирование строительства проводится формально сторонними фирмами.
Однако в данном случае налицо юридически признанный факт задолженности именно Управления делами президента, который грозит управлению ни больше ни меньше как арестом всех его счетов. Поэтому глава управления Вадим Кожин обратился за помощью к правительству РФ с просьбой выделить $30 млн: чтобы разобраться с долгами или акционировать гостиницу, а также найти инвестора, который бы расчет с «Мабетэкс» взял на себя.
В итоге заместитель главы правительства Алексей Кудрин распорядился подготовить варианты урегулирования долгов Управления делами президента, подразумевающие в том числе приватизацию гостиницы. Сегодняшнее законодательство предусматривает различные способы решения ситуации. Самое простое – преобразование унитарного предприятия в акционерное общество. Другой вариант – продажа государственного имущественного комплекса на аукционе.
Приватизация позволит управлению начать поиски инвестора. Однако трудно сказать, увенчаются ли эти поиски успехом, поскольку потенциальный инвестор будет владеть всего 50% акций отеля и к тому же еще и выплатит долги Управления делами президента, а цена вопроса как минимум $25 млн –$30 млн.
«Золотое кольцо»
«Золотое кольцо» – отель категории «четыре звезды». Расположен на Смоленской площади. В отеле 247 номеров, в том числе стандартный «люкс» ($190 в сутки), 102 номера «де люкс» ($200 в сутки), несколько дорогих номеров ($600 – $1200). Кроме того, в отеле имеется несколько конференц-залов и ресторанов.
«Золотое кольцо» входит в систему «Президент-отелей», что дает ему преимущества в привлечении постояльцев и в проведении мероприятий с участием российских государственных организаций.
По данным независимых источников, стоимость отеля составляет порядка $40 млн. В настоящее время собственником «Золотого кольца» является правительство Российской Федерации.
|