Ряд российских ведомств работают над планом реализации «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». Координатор разработчиков – Министерство труда и социальной защиты. Вся лицемерность названия программы становится очевидной, если рассмотреть одно из ключевых предложений. Как пишут «Известия», его суть заключается в том, что пациенты в возрасте 72 лет и старше больше не смогут обращаться к врачам напрямую – вначале их будут принимать медсестры или фельдшеры. Именно они решат: есть смысл беспокоить врача или нет.
«Известия» выяснили подробности новшества у члена комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, председателя Союза пенсионеров России Валерия Рязанского.
- Мы будем вносить предложения, - сказал сенатор, - чтобы старшее поколение было ориентировано на оперативную медицинскую помощь, на первичное звено, а в сельских населенных пунктах — на фельдшерско-акушерские пункты.
В переводе на понятный язык это означает: пожилые люди теряют право на доступ к врачу. Качество профессиональной подготовки, уровень культуры и степень душевной теплоты отечественного медперсонала гарантируют: при новой системе обслуживания старики останутся без квалифицированной медицинской помощи.
Вот что думает о готовящемся нововведении профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Любовь Храпылина. По ее мнению, высказанному «Известиям», в основе новой формы обслуживания стариков в поликлиниках лежит дискриминация, она противоречит федеральному законодательству.
- Почему это вдруг пожилой человек становится человеком второго сорта в своем праве получить врачебную помощь? – задается вопросом профессор Храпылина. - С какой стати гражданин России лишается права выбирать для себя медицинское учреждение, врача?
- Предлагающие такое нововведение, - поясняет свою позицию профессор Храпылина, - считают, что старики — основной контингент поликлиник, что жалобы у них стереотипные, что и так всем известно, с какой жалобой они придут, поэтому зачем зря занимать время врача? Но встает вопрос, насколько те, кто это предлагают, вообще знают, что такое геронтология и геронтологические аспекты помощи. Там особые симптомы, особое назначение лекарственных средств. Я не считаю, что возраст определяет изменение прав на медицинскую помощь, на конституционную основу. Он же гражданин России? Гражданин. Никто же старика гражданства не лишал!
— Эта идея будет несостоятельной, — заявил «Известиям» председатель комиссии Общественной палаты по охране здоровья, директор Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, член Совета «Общества врачей России» Владимир Нероев. — Существует федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором четко прописано, как должна оказываться медицинская помощь.
Надо идти не по пути перевода пациентов на медсестер, а по пути увеличения кадрового потенциала российского здравоохранения, сказал в интервью газете директор института. Иначе можно опуститься до того, что завтра пациентов начнут принимать медсестры, а послезавтра - санитарки.
Казалось бы, в гуманном обществе подобные идеи не должны распространяться дальше порога их инициаторов. Однако, как пишут «Известия», уже в конце апреля они будут представлены на рассмотрение правительства.
|