Грандиозный скандал, разгоревшийся было на просторах интернета поздно вечером в воскресенье, оказался всего лишь хорошо исполненным фокусом. Судя по анонсам, распространённым консорциумом ICIJ, и одновременно перепечатанным десятками газет во всем мире, читателям гарантировался доступ к совершенно секретным внутренним документам одного из крупнейших в мире офшорных операторов – панамской юридической компании Mossak Fonseca, занимающей в мировом рейтинге подобных фирм почётное 4-е место. Речь шла о массивах информации, чуть ли не вдвое превышавших прежние утечки WikiLeaks и Эдварда Сноудена. 2,6 терабайта данных, 11,5 миллиона документов, включая банковские выписки, сканы паспортов клиентов и их личные заявления, регистрационные номера 214 000 компаний, учреждённых панамскими юристами. Ровно 140 из этих фирм, согласно обещаниям журналистов-расследователей, имеют непосредственное отношение к действующим политикам, руководителям государств и членам их семей.
При ближайшем рассмотрении, правда, сенсация оказалась «чуть-чуть» раздутой. В громко анонсированном списке больше половины мест занимают деятели, имеющие, мягко говоря, отдалённое отношение к решению глобальных мировых проблем: премьер-министр Исландии Сигмундур Дэвид Ганнлаугссон, президент Аргентины Маурисио Макри, глава кабинета министров Пакистана Наваз Шариф, король Саудовской Аравии, а также бывший премьер Ирана Айяд Алауи. Кроме этого, в перечень попали многочисленные знакомые и родственники политиков, среди которых сын экс-генсека ООН Коджо Аннан, двоюродные братья Башара Ассада – Рами и Хафез Махлуф, умерший ещё в 2010 году отец британского премьера Иэн Кэмерон.
Наших соотечественников, правда, куда больше заинтересовали другие имена из анонсированного списка – Пётр Порошенко и Владимир Путин. Но и тут у «международных расследователей» не всё оказалось гладко. С кондитером Порошенко почти получилось. В выложенных документах и правда присутствует скан паспорта украинского президента, его личная подпись и прочие интересные детали. Но миллиардер Пётр Порошенко никогда и не скрывал свои капиталы, и даже обещал избирателям продать принадлежащий ему концерн «Рошен» неким международным инвесторам. Вместо этого, похоже, он просто вывел свои деньги из собственной страны, и теперь именно панамские офшоры являются новой юрисдикцией президента-кондитера.
С российским президентом и вовсе вышло неудобно. Упомянув про офшоры, связанные с компаниями «давних друзей Владимира Путина» бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов, а также виолончелиста Сергея Ролдугина, авторы скандального расследования были вынуждены отдельно уточнить, что никаких документов, доказывающих связь президента Путина с офшорными счетами им обнаружить не удалось.
Десятки и сотни мировых изданий, впрочем, на все эти «мелочи» внимания обращать не стали, и утром в понедельник дружно опубликовали на первых полосах анонсы, обличающие в коррупции лично Владимира Путина. Никаких конкретных материалов авторы расследований не предоставили, но в очередной раз пообещали, что непременно предадут их гласности «в самое ближайшее время».
Секретные источники
Изучив географию «сенсационного расследования», эксперты заметили, что внимание «независимых журналистов» привлекли почти страны мира, за исключением... США, Канады и Австралии. На специальной карте, сопровождающей публикацию, только они не отмечены красным цветом. По случайному, разумеется, совпадению, именно эти государства входят в единое разведсообщество англоязычного мира «Five eyes». Соглашение предполагает постоянный обмен всей накопленной разведывательной и аналитической информацией, и передачу друг-другу собранных данных. Такими привилегиями, к слову, не пользуются даже такие верные союзники США по НАТО, как Германия и Франция.
В географию «независимых» расследований не вошли США, Канада и Австралия, эти государства входят в единое разведсообщество англоязычного мира «Five eyes»
К тому же, постоянно декларирующая свою открытость организация «независимых расследований», на этот раз очень туманно объясняет источники происхождения «сенсационных» документов. По словам Дрю Салливана, основателя аффилированной с консорциумом ICIJ некоммерческой организации «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP — the Organized Crime and Corruption Reporting Project), все офшорные документы некий не названный источник ещё год назад передал журналистам влиятельной немецкой газеты Süddeutsche Zeitung.
Немцы скандальные материалы якобы изучили, но вместо того, чтобы самостоятельно опубликовать сенсационные материалы, зачем-то передали терабайты информации «независимым» журналистам из ICIJ и OCCRP. Последние, в свою очередь, поделились подарком с более, чем сотней газет, включая The Washington Post, Le Monde , The Guardian, отечественную «Новую газету» и так далее. А всего, по утверждению того же Салливана, над проектом в течении года работали более 400 журналистов во всем мире.
Вечером в понедельник ещё одну не слишком правдоподобную версию происхождения скандальных файлов опубликовал новостной сайт Carribean News Now. По данным издания, скандальная утечка стала местью бывшей сотрудницы панамской юридической фирмы. Женщина якобы так тяжело переживала разрыв со своим непосредственным начальником, что решила отомстить ему, похитив данные клиентов Mossak Fonseca .
Новое «расследование» стало уже вторым по счёту офшорным скандалом, организованным ICIJ и OCCRP за последние два года. В апреле 2013 года именно эти «расследовательские объединения», публиковавшие до этого материалы почти исключительно о наркобаронах, международных преступных группах и торговле оружием, неожиданно получили доступ к документам об офшорных счетах бизнесменов и политиков из 170 стран мира.
Тогда речь шла о 120 000 компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, 2,5 миллионах файлов данных, а основными фигурантами расследования ICIJ стали опять же «государственные чиновники и члены их семей из России, Азербайджана, Пакистана, Монголии, Германии, Греции, Франции и других стран». Ни одного слова о бизнесменах из США в материалах расследования найти тогда точно так же не удалось, и источник происхождения материалов «журналисты-расследователи» по традиции отказались называть.
Известный аналитик, эксперт Центра исследования проблем глобализации в Монреале Уильям Энгдал, впрочем, уверен, что за громкими публикациями стоят американские спецслужбы. «Ещё в 70-х Генри Киссинджер заявил, что тот, кто контролирует перемещение денег, будет контролировать весь мир, - говорит он. – Конечно, в этом мире настоящая расследовательская журналистика играет важную роль, но проект ICIJ очень напоминает кампанию по шантажированию лидеров мирового бизнеса, устроенную на деньги правительства США».
По оценке бывшего главного экономиста аудиторской фирмы McKinsey & Company Джеймса Хенри, общая сумма капиталов, выведенная в офшорные компании во всем мире, сегодня составляет от 21 до 32 триллионов долларов. В то же время, представители «независимого» журналистского консорциума ICIJ так и не раскрыли истинный объем «случайно» попавших в их руки материалов, так что под угрозой внезапного «разоблачения» неожиданно оказались сотни тысяч частных компаний по всему миру, и тщательно охраняемые банковские тайны стали откровенной фикцией.
«Это начало глобальной «охоты на ведьм», где главной целью становятся персональные состояния, даже нажитые вполне легальным путем, - считает Уильям Энгдал. - Если ICIJ захочет, то может раскрыть информацию любого владельца любого офшорного счета».
При этом, американские наблюдатели утверждают, что за действиями «международных расследователей» стоит Агентство национальной безопасности (АНБ) США. «Это единственный и очевидный претендент на должность куратора ICIJ», - уверен бывший сотрудник АНБ Уильям Хамилтон. По его словам, ещё в начале 80-х Министерство юстиции США разрешило АНБ использовать разработанную Хамилтоном компьютерную программу PROMIS для слежки за деятельностью крупнейших банков и инвестиционных компаний. «Эта программа ещё тогда позволяла в режиме реального времени отслеживать переводы и другие операции, проводимые основными мировыми финансовыми институтами, включая Всемирный банк, - говорит он. – С того времени прошло более 30 лет, и за это время технологии, используемые АНБ, значительно усовершенствовались».
«Активное сотрудничество» со спецслужбами действительно может быть очень выгодным для «журналистов-расследователей». Руководители основных «независимых» репортёрских организаций – от Глобальной сети расследовательской журналистики (GIJN) до уже известных нам OCCRP и ICJI – не раз открыто жаловались на постоянную нехватку средств и недооценённость своего труда. Помочь в решении этих проблем и должны кураторы из АНБ.
Доходный промысел
О том, как финансируются «независимые» журналистские объединения, и как государственные структуры США выделяют деньги на проведение громких международных расследований, FLB уже писало. Согласно документам, годовой бюджет OCCRP и ICIJ составляет не менее 8 миллионов долларов.
При этом, никаких расходов на подготовку материалов эти организации не несут – все работы бесплатно выполняют более 400 журналистов из нескольких десятков стран мира, считающих себя членами этих международных журналистских организаций. Небольшие суммы уходят на гранты – ежегодно ICIJ, например, выделяет считанное количество грантов по 5 000 долларов на реализацию «расследовательских проектов». Оставшиеся миллионные суммы тратятся на зарплату и многочисленные поездки руководителей «журналистских» организаций по всему миру, офис в самом центре Вашингтона, и презентации реализованных проектов.
При этом руководители «расследовательских фирм» искренне считают, что могли бы оперировать куда большими суммами. 17 марта 2016 года, например, на сайте Глобальной сети расследовательской журналистики (GIJN) появилась программная статья под более, чем откровенным названием - «Расследовательская журналистика и иностранная помощь: высокоприбыльные инвестиции». Авторами материала выступили основатель GIJN Дэвид Каплан и создатель OCCRP Дрю Салливан. Они напомнили, что в прошлом, 2015 году, Госдепартамент и USAID потратили на различные проекты помощи иностранным государствам и организациям 48,6 миллиардов долларов, но из этой суммы только 0,13%, или «всего лишь» 65,4 миллиона долларов пошли на поддержку «свободы информации и независимой прессы». Из этой суммы, по оценке американского Центра по международной поддержке медиа, не менее 12 миллионов долларов были выделены на нужды «расследовательской журналистики», то есть, в том числе, и тех же ICIJ и OOCRP
Этого, по мнению Каплана и Салливана явно недостаточно. Они напомнили, что в результате расследования проведённого в прошлом году шведскими и норвежскими журналистами при участии OCCRP, российская компания «Вымпелком» была привлечена к суду по обвинениям в даче взяток на сумму не менее 100 миллионов долларов представителям иностранных государств. В феврале этого года было достигнуто мировое соглашение, по результатам которого «Вымпелком» согласился выплатить правительствам США и Нидерландов 795 миллионов долларов в виде штрафа.
Точно также расследование о взятках, проведённое газетой The Guardian, привело в суд британскую кампанию BAE. Штрафы, выплаченные американскому и английскому правительствам тогда составили 440 миллионов долларов. Аналогичная история в Южной Корее обошлась 11 фигурантам журналистских расследований в 65 миллионов долларов.
Всего, по оценкам автором статьи, расследования, проведённые аффилированными с OCCRP изданиями, принесли государствам в виде штрафов не менее 2,8 миллиардов долларов. По прогнозам, ещё 1 миллиард может быть выплачен в ближайшее время. Эту сумму Каплан и Салливан считают чистой прибылью от сделанных Госдепартаментом США «инвестиций в расследовательскую журналистику», и оценивают «возврат от вложенных средств» в 56 000 %. «Это сравнимо с успехами Google и Facebook», подчёркивают авторы, считая, что возглавляемые ими организации имеют полное право претендовать на собственный процент от этих прибылей.
Согласно действующему в США Акту об информации о мошеннических действиях False Claims Act, любой гражданин, сообщивший властям о финансовых нарушениях или уголовном преступлении может претендовать на выплату особой компенсации. По закону она составляет от 15 до 25% от суммы штрафа или возмещения, выплаченного обвиняемым. Каплан и Салливан особо подчёркивают, что за последние годы такие добровольные информаторы получили в виде «премий» 5,2 миллиарда долларов, и откровенно сетуют, что по закону журналисты не имеют права претендовать на такие же условия.
В Вашингтоне уже давно активно поговаривают о том, что главной целью многочисленных центров независимой и расследовательской журналистики, обосновавшихся в американской столице, является как раз внесение необходимых изменений в этот самый Акт об информации о мошеннических действиях. Если представить себе количество исков, которое будет предъявлено судами США к фигурантам последней офшорной истории, и вообразить суммы, предложенные к выплате в качестве компенсации якобы нанесённого ущерба, то возможный «призовой фонд» для журналистов достаточно легко себе представить. А ради этого можно пойти и на сотрудничество с АНБ, и на публикацию любых данных.
FLB: Откуда деньги у «независимых журналистов»
Консорциум стервятников FLB: Зачем финансовый спекулянт Сорос финансирует «независимых» журналистов из «Центра по исследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP). Проект № AID-OAA-A-11-00005. Стало понятно зачем эмиссар Сороса Иван Крастев тайно встречался в Москве с экс-советником губернатора Кировской области Алексеем Навальным.
«Честность» за 8 миллионов долларов FLB: За скандальным «независимым» Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ) прячется американская организация «Честность в обществе»/Сenter for public integrity, которую финансирует Агентство США по международному развитию/USAID (Документы)
Читайте последние новости об Алексее Навальном и о борьбе с коррупцией в России в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|