«Наши дети практически не гуляют, не видят свежего воздуха. Мы просто боимся выпустить их за дверь. По утрам порой не видно дома напротив. Но это, увы, не туман, а смог. Жутко смотреть на заводские трубы, выбрасывающие в атмосферу всякую гадость. Ведь именно этой гадостью приходится нам дышать. Но мы-то привычные, терять уже нечего. А вот детей жалко. Они с ран-них лет — больные старички. У кого — астма, почти у каждого второго — аллергия, все чаще слышишь, что и онкологические заболевания поражают детей. Однако создается впечатление, что болезни — удел только простых людей. А властям до экологии дела нет, нас им не жалко, так хоть бы о себе подумали. Тоже ведь этим же воздухом дышат...» Это письмо — крик души Натальи Володиной из Братска. И не ее одной.
Хлорный и алюминиевый заводы, целлюлозно-картонный комбинат — градообразующие предприятия. Они дают работу тысячам братчан. Однако за развитую индустрию им приходится расплачиваться здоровьем.
В 1993 году правительство начало реализацию федеральной целевой программы «Экология Братска». Ежегодно на очистку продукции жизнедеятельности заводов выделяются миллионы рублей. Эти деньги направлялись и на медобслуживание жителей города. Но как они тратились?
Управление федерального казначейства по Иркутской области провело проверку и выяснило: нецелевым способом утекали государственные денежки. Авансирование по двум договорам в прошлом году не подтверждено актами выполненных работ и справками. А это — 2 миллиона 600 тысяч рублей.
Куда пошли эти средства? Они прошли через ОАО «Братскэкогаз», учредителем которого является комитет по управлению государственным имуществом Братска. По уставу ОАО занимается разработкой, эксплуатацией, транспортировкой и переработкой природного газа. Однако власти города, видимо, не зря в названии указали три заветные буквы «эко». И поручили «Братскэкогазу» заниматься экологией. Под эти буковки и разрабатыва-лись средства из федеральной целевой программы «Экология Братска».
В акте проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета по этой программе казначеи называют три главных нарушения, допущенных «Братскэкогазом».
«По договору от 3.04.01 г. с ПУ «Подземметаллзащита» проверено авансирование в сумме 12538 рублей, — говорится в акте. — Сдача-приемка работ — через 2 месяца, т.е. до 1.08.01 г.. На момент проведения проверки аванс не отработан, акты приемки выполненных работ не представлены в казначейство, тем самым основные обязательства по договору не выполнены и нарушены условия представления денежных средств...»
Однако «газовые экологи» на этом не остановились. 15 мая прошлого года они подписали договор с 000 «Кемберлит», проплатив 31 мая аванс в 2,6 млн. рублей. До 1 января 2002 года аванс должен был погаситься. Однако фактически со счета «Кемберлита» платежным поручением от 1 июня, т.е., в день зачисления, были возвращены 2,5 млн. рублей. Да и то не по правилам — на счет финансового управления администрации Братска, а не на счет «Братскэкогаза». Таким образом, работы не выполнялись, но деньги кружным путем опять оказались у газовиков.
Проверяющие сделали вывод: «В нарушение ст. 163, п. 2, 168, 243 Бюджетного кодекса РФ на сумму 2607008 руб. допущено нецелевое использование средств». При этом «Братскэкогаз» — коммерческое предприятие, однако учредитель его — администрация города.
Более того, в ходе проверки выявлен еще один факт нарушения со стороны «Братскэкогаза». Из общей суммы 4 млн. 578 тыс. рублей, перечисленных администрацией на счет ОАО в банк «Менатеп С.-Пб.» для расчетов с подрядчиками, не были оплачены работы 000 «Полкат» на сумму почти 500 тыс.рублей. Соответствующий договор об оплате есть — от 27 июля прошлого года, работа сделана, а денег до сих пор нет. Загадка? Но участники выявленных казначейством сделок наверняка знают, куда делись деньги. Отчего вдруг возвращаются авансы, да еще на «нужные» счета.
В служебной записке руководителя Братского городского управления федерального казначейства по Иркутской области Н.Созиновой на имя мэра Братска А.Петрунько дается неутешительная для «Братскэкогаза» рекомендация: «Считаю целесообразным приостановить дальнейшее финансирование ОАО «Братскэкогаз», обя-зать руководство ОАО за счет средств возврата аванса в сумме 2500000 руб. на свой счет произвести расчеты с подрядными организациями за выполненные работы». При этом, продолжает Н.Созинова, необходимо в обязательном порядке произвести полную ревизию использования всех средств финансирования с проведением фактического замера объемов выполненных работ, т.к при существующей организации расчетов может иметь место искажение объемов работ...
Так-то вот. «Братскэкогазу» уже не верят даже в том, что написано в договорах. Однако мэр Братска А.Петрунько не торопится отдать распоряжение о проверке всей деятельности ОАО «Братскэкогаз». Уж не опасается ли, что выплывут такие вещи, которые не стоит предавать огласке?
В конце прошлого октября городские власти «предусмотрительно» продали 49 процентов акций ОАО «Брат-скэкогаз» компании «СпецБизнесИнвест» за 53,5 млн. рублей. После сделки градоначальник Александр Петрунько заявил в прессе, что продажа имущества на за-конных основаниях будет осуществляться и в дальнейшем по принципу: решение городской думы — конкурс — деньги в бюджет. Полученные от продажи средства нужно инвестировать. Это — базовый принцип. Но сейчас пиковое положение в бюджете, и деньги приходится тратить на текущее потребление, в том числе — на повыше-ние зарплаты бюджетникам...
Однако, по словам экспертов, Петрунько напрасно прибедняется. Братск по российским меркам обеспеченный город. С работающими мощными заводами и комбинатами. Только вот с плохой экологией. Правительство опять выделит на ее улучшение миллионы, а гарантии, что «сдача-приемка» снова не уйдет в песок, дать никто не может. У администрации Братска помимо засветившегося ОАО «Братскэкогаз» есть, вероятно, еще немало «своих» фирм. Тем более что мэр сам проверять подчиненных не склонен. Пока «сверху» не заставят.
|