Россияне не должны страдать из-за недостатка лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП, а Минздраву России следует сосредоточиться на вопросах сохранения в продаже наиболее популярных дешевых лекарств вместо включения в перечень импортных препаратов с недоказанным клиническим преимуществом, считает директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
Накануне Газета.ру сообщила, что из-за падения курса рубля предприятия остановили производство некоторых препаратов стоимостью до 50 рублей за упаковку. В частности, для бизнеса якобы стало нерентабельно производить ампициллин, магния сульфат, фуросемид, ибупрофен, левомицитин, нистатин. Предприниматели в 2015 году предлагали государству проиндексировать цены на 30% на дешевые препараты, но реакции не последовало.
«Проблема, действительно, есть. Но смотреть на нее нужно несколько шире. Если препараты действительно популярны и давно присутствуют на рынке РФ, почему производитель не позаботился об организации полного цикла производства, чтобы не ставить себя в зависимость от колебаний курса на сырье? И задавать такие вопросы бизнесу уже давно должны были Минздрав и Минпромторг, чтобы крайними не оставались пациенты, для которых есть разница, платить за жаропонижающий сироп для ребенка 70 рублей или 280 рублей», - говорится в пресс-релизе Эдуарда Гаврилова.
Директор Фонда «Здоровье» полагает, что для российских компаний с большим оборотным капиталом в рамках социальной ответственности бизнеса могли бы заключаться контракты о бесперебойном производстве препаратов низкой ценовой категории, входящих в ЖНВЛП.
Эксперты Фонда «Здоровье» проанализировали перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, принятый Правительством РФ на 2016 год, и обнаружили, что 85% включенных новых препаратов - импортного производства, либо только фасуются в России, а некоторые лекарства не имеют доказательств клинического преимущества.
Распоряжением № 2724-р в перечень ЖНВЛП на 2016 год включено 46 дополнительных позиций и исключена одна. В результате, в списке оказалось 646 позиций. Это лекарства, которые применяются для лечения россиян в рамках программы госгарантий, и цены на которые регулируются государством.
«Из 42 вновь введенных международных непатентованных наименований лекарственных препаратов только 6 производятся в Российской Федерации, что составляет 14% от вновь включенных лекарств, еще 5 (11,6%) препаратов упаковываются на территории России», - говорит директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
Он напомнил, что Программой развития отечественной фармпромышленности поставлена задача довести долю отечественных лекарств в перечне ЖНВЛП до 90% к 2018 году, а в 2016 году - до 76%.
«Минздрав увеличивает долю иностранных лекарств в перечне. При этом не предусмотрено мероприятий по производству аналогов этих препаратов в РФ в 2016 году и вплоть до 2020 года, в итоге – уровень импортозамещения в перечне ЖНВЛП едва достигнет 66% в текущем году», - отметил Гаврилов.
По его словам, особенно настораживает экспертов факт включения в новый перечень импортных препаратов, по которым нет полных и объективных данных о доказанной клиническом преимуществе или эффективности.
«На этом фоне, по данными Росстата за 2015 год, в РФ отмечается снижение производства антибактериальных препаратов (на 6,6% в упаковках, на 8,7% - во флаконах), препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (на 2,6% по числу упаковок и на 8,5% по числу флаконов), лекарств для лечения онкологических заболеваний (на 16,7%) по сравнению с 2014 годом», - отмечают эксперты Фонда.
Пресс-служба «Биосинтеза» подтвердила изданию «Экономика от Пророка» информацию о приостановке производства медикаментов. Минздрав России не дал комментариев по данному поводу.
Проблема связана с закупками импортного сырья и нежеланием властей индексировать цены, подтверждает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский: «Контракты в валюте, при фиксированной цене на лекарства производители не могут вылезти из этих «ножниц».
«Масштаб этих проблем пока неведом: непонятно, сколько препаратов ушло с рынка и перестало быть доступным. Может, завтра вообще будет катастрофа», — говорит он.
Эксперт видит два возможных выхода: либо пересмотреть политику и отпустить цены, либо финансировать лекарственное обеспечение в полном объеме.
И последнее он считает возможным: «Это должен быть предмет дискуссии государства с фармкомпаниями о том, кто кому и сколько, а граждане должны получать жизненно важные препараты бесплатно».
Недоступность лекарств и медицинской помощи — новый фактор, который может объяснять и рост смертности в прошлом году, отмечает Саверский: «Жалобы на недоступность лекарств на втором месте после инвалидности». «Мы сейчас пытаемся убедить государство, что лекарства должны быть бесплатны, даже с правовой точки зрения. Мы настаиваем, что амбулаторное лечение дешевле, чем стационарное. У нас нонсенс — в стационарах лекарства бесплатны, а амбулаторно — платно», — возмущается он.
Рабочая группа, в которую входит также директор профильного департамента Минздрава Елена Максимкина, сейчас занимается разработкой новой лекарственной политики с «бюджетным разворотом». Параллельно идет пилотный проект в Кирове, где удалось сократить число вызовов «скорой помощи» и обращений в стационары: высвобожденные деньги можно направить на лекарства. Минздрав не ответил на запрос «Газеты.Ru» о ходе проекта.
Этот проект предполагается расширить, говорит исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. Но когда, на какие регионы и какие группы граждан, эксперты не знают.
Рабочая группа, сформированная после конгресса «Право на лекарства» в ноябре 2015 года, начала в конце прошлого года разрабатывать документ, направленный на создание всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения.
«Весь рынок оценивается в триллион рублей, где-то 250 млрд руб. уже оплачивает государство, остальные расходы несет население. Если убрать лекарства нерецептурного отпуска, остается 450 млрд руб.», — говорит правозащитник.
Текущие пилотные проекты Минздрава направлены пока только на сердечно-сосудистые заболевания (возмещение оплаты 90% стоимости лекарств за счет бюджета в амбулаторном режиме).
Производство недорогих лекарств восстановить можно, но сделать его рентабельным непросто, если государство хочет сохранить цены, полагает Дмитриев из Ассоциации фармпроизводителей. Пока по закону производители вправе индексировать цены только на уровень официальной инфляции.
|