Напомним, физик-ядерщик Валентин Данилов обвиняется в государственной измене в форме передаче иностранному государству сведений, содержащих государственную тайну. Наказание по этой статье предусмотрено в виде лишения свободы сроком от 12 до 20 лет. В 1999 году Данилов от имени университета подписал контракт со Всекитайской экспортно-импортной компанией точного машиностроения на изготовление испытательного стенда для изучения процессов электризации спутников в космосе и разработку программного обеспечения к нему. Кроме того, ему инкриминируется мошенничество при использовании средств в размере 460 тыс. рублей, полученных в виде аванса за проделанную по заказу китайской фирмы работу. Многие сибирские ученые считают его невиновным. Они утверждают, что с исследований, которые послужили основой для разработки специального стенда по заказу этой фирмы, гриф секретности был снят более 10 лет назад.
Однако, разбирательство дела постоянно затягивается. Сейчас материалы дела находятся на дорасследовании в Прокуратуре, а Данилов под стражей. В тюрьме у ученого сильно испортилось здоровье, случился сердечный приступ. Жена Данилова Тамара Семенова сообщила, что обратилась к Президенту как к гаранту прав и свобод. Она описала суть дела, пояснила, что обвинения не соответствуют мировоззрению мужа. Обратила внимание на то, что ее мужу необходимо срочное лечение. По ее словам, за Данилова ходатайствовали многие ученые. Тамара Ивановна считает, что ситуацию можно описать такими словами: «Оставить хронически больного человека без лечения и ждать…». Тамара Смирнова сообщила, что письмом к Путину ее попытки вызволить мужа из тюрьмы не ограничатся. Она намерена обращаться и в другие инстанции. Адвокат Данилова Елена Изменова также считает, что дело затягивают. Делается, по ее мнению, это для того, чтоб показать человеку, где его место.
Со своей стороны “FLB-Сибирь”, весь последний год следящее за “делом Данилова” может добавить следующее. За все время нахождения Данилова под стражей – физик был арестован 16 февраля 2001 года -- не был допрошен ни один свидетель по этому делу, нарушена Конвенция по правам человека, серьезно подорвано здоровье ученого. А недавно его супруга в эфире одной из красноярских телекомпаний заявила буквально следующее:
-- “Когда Валентина Владимировича везли в суд (это происходило в феврале 2002 года – прим. “FLB-Сибирь”), он себя плохо чувствовал, надеялся на медицинскую помощь. Шел еле-еле к автозаку, с температурой, жаловался, что не может идти из-за высокого давления, то есть не слишком быстро передвигался. А тут охранник: “Ну, ты у меня сейчас побежишь!…”. И он натравил на него собаку, которая покусала моего мужа”. Об этом случае Данилов сам рассказал своему адвокату Елене Евменовой.
Евменова тем временем заявляет, что обвинение в лице РУ ФСБ намеренно затягивает процесс -- ведь следствию очень удобно, когда человек в СИЗО – он не может воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты, включая общественное мнение. И это определенная степень беспомощности в доказательствах вины ученого. Также Елена Евменова не скрывает, что у нее хорошие связи с коллегами, которые защищают сейчас Григория Пасько и Александра Никитина (“дело “Беллуны”). И она говорит, что даже ошибки, допущенные ведением следствия по делам этим и делу Данилова, во многом совпадают.
А тем временем внучке Данилова Вере, которую он еще никогда не видел, уже 8 месяцев. Она уже появилась после ареста дедушки. В сюжете местного ТВ ее показали на весь Красноярск, надеясь, что физик увидит ее хотя бы по телевизору. Маленький телевизор на днях администрация красноярского СИЗО-1 разрешила Данилову в камере.
|