Скандал вокруг незаконно вынесенных из музея ИЗО в Тюмени картин местного художника Юрия Рыбьякова приобрёл неожиданный поворот. Теперь губернаторы ЯНАО и Тюменской области и сами могут оказаться не в ладах с законом.
Напомним, одно из полотен – фактически, похищенных чиновниками областного правительства – было преподнесено в качестве подарка губернатору Ямала Дмитрию Кобылкину по случаю его инаугурации от имени его коллеги, губернатора Тюменской области Владимира Якушева.
Губернатор Якушев о скандальной подоплёке истории узнал из открытого письма музейных работников, выразил возмущение действиями своих подчинённых и пообещал принять в связи со скандалом «соответствующие организационные и кадровые решения». И действительно, вскоре были уволены директор из департамента культуры Тюменской области Юлия Шакурская и директор музейного комплекса Наталья Хвостанцева – участницы «музейной операции». Но дальше события развивались странным образом...
Фото: Znak.com
Картину глава Тюменской области у главы ЯНАО, разумеется, обратно не отобрал, то есть, её художнику не вернули. Впрочем, на днях местная пресса сообщила, что тюменские чиновники передали Юрию Рыбьякову 150 тысяч рублей в качестве компенсации. Он их принял – казалось бы, инцидент исчерпан… Однако возникает резонный вопрос: из какого кошелька была заплачена эту немалая сумма? Была ли она вычтена из семейного бюджета губернатора Якушева? Или всё-таки – из дырявого бюджета Тюменской области, подвергнутого серьёзному секвестру? Если так – хотя бы обратим внимание на то, как одним лёгким движением тюменские чиновники выбрасывают из бюджета огромные суммы на подарки другим чиновникам.
Важно и то, что волей-неволей нарушает закон губернатор Ямала Кобылкин, принявший подарок за 150 тысяч. Ведь только в прошлом году правительство РФ утвердило типовое положение, регламентирующее порядок получения подарков госслужащими. В течение трех рабочих дней после получения подарка на официальном мероприятии чиновники обязаны его сдать, если его стоимость превышает 3 тыс. руб. Если стоимость неизвестна, презент также рекомендовано сдавать.
За несоблюдение этой нормы одаренный чиновник должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Если чиновник утаил дорогое подношение, его действия могут быть квалифицированы и как получение взятки (ст. 290 УК РФ) или посредничество при взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).
Художник Юрий Рыбьяков
Напомним, в октябре сотрудники тюменского Музейного комплекса им. И.Я. Словцова обратились к Якушеву с письмом, в котором рассказали, что 30 сентября после 22 часов в здание, потребовав отключить сигнализацию, вошли директор департамента культуры области Юлия Шакурская и директор музейного комплекса Наталья Хвостанцева.
Чиновницы прошли в зал музея, где накануне вечером была открыта персональная выставка члена Союза художников России Юрия Рыбьякова. Затем был вскрыт экспозиционный зал, срезаны с крепежа и вынесены за пределы музея без оформления какой-либо документации три картины – «Новый Уренгой», «Салехард осенью» и «Салехард. Речной порт». На замечания заведующей музея чиновницы сказали: «Подарок для губернатора». Автор работ был очень расстроен, так как не планировал с ними расставаться.
Позднее выяснилось, что две картины были возвращены в музей, а третья подарена губернатором Тюменской области музею Салехарда на торжествах по случаю вступления в должность губернатора Ямала его коллеги Дмитрия Кобылкина.
Картина Рыбьякова «Салехард. Речной Порт»
Сам художник был потрясён: «Работа особенная – «Салехард. Речной Порт», техника редкая – гуашь. Она была отмечена на Первой всесоюзной выставке станковой живописи в Москве, в 1986 году. И вот у меня ее без спроса забрали… Неужели ко мне нельзя было подойти и спросить: хочу ли я эту работу продавать, и сколько она стоит?! Нет, они предпочли прийти ночью и так запросто забрать…»
Суммой в 150 тыс. рублей, которую Рыбьякову заплатили задним числом за «Речной порт», он, кстати, остался недоволен, так как оценивал работу в 300 – 500 тыс. рублей.
«Мне, конечно, приятно, что мою работу преподнесли в качестве подарка, но хотелось бы, чтобы такие вопросы заранее согласовывались и обсуждались», – заявил он.
Однако спорить с властями дальше художник не собирается.
|