На прошлой неделе Ставропольский краевой суд поставил окончательную точку в уголовном деле одного из отцов-основателей печально известного ставропольского кредитного потребительского кооператива граждан «Возрождение-Плюс», которого недобрым словом до сих пор поминают более двухсот обманутых вкладчиков. О том, как манипулировали деньгами доверчивых вкладчиков пишет Антон Добровольский на страницах издания «Ставропольский Репортер».
Один из владельцев злосчастной финансовой пирамиды – бизнесмен Игорь Мищенко – ещё в мае этого года Октябрьским районным судом за мошенничество был приговорён к девяти с половиной годам лишения свободы и штрафу в размере одного миллиона рублей. Кроме того, «адепт Мавроди», решил суд, должен выплатить всем 221 обманутому пайщику сполна все деньги. Не согласившись с приговором, адвокаты И. Мищенко подали апелляцию. Но вышестоящая судебная инстанция оставила приговор в силе, не найдя никаких резонов для смягчения наказания человеку, нагло и цинично обобравшему доверившихся кооперативу людей. Среди которых львиная доля – пенсионеры, участники Великой Отечественной войны, инвалиды. То есть та самая наиболее доверчивая категория населения, обвести которую вокруг пальца ничего не стоит, особенно при наличии хотя бы мало-мальских актёрских способностей.
Вся жизнь – театр
А такие способности, и немалые, у братьев Мищенко были. Что там наивные пенсионеры? Даже государственные органы оказались введёнными в заблуждение, поверив в амплуа «честных людей», которых старательно изображали Мищенко. Начать с того, что организация кооператива была банальной театральной постановкой. 25 апреля 2008 года инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району Ставрополя зарегистрировала в качестве юридического лица кредитный потребительский кооператив граждан «Возрождение-Плюс». Государственная регистрация была произведена на основании заявления, поданного председателем правления кооператива Игорем Мищенко, протокола общего собрания учредителей в количестве 15 человек и протокола, которым утверждался Устав организации, назначались председатель, правление и директор КПКГ. Однако, как показал дальнейший ход развития событий, все эти бумаги были чистой воды липой. Ибо 10 из 15 так называемых учредителей ни сном ни духом не ведали о том, что они там чего-то учредили и утвердили. Инициировали создание кооператива Игорь и Андрей Мищенко, пригласив в него друзей семьи Викторию и Дмитрия Дудко и Александра Захарова. Подписи же остальных «учредителей» были банально подделаны. Новорождённое финансовое учреждение развернулось не на шутку: принимало у граждан вклады под баснословные 30 процентов годовых. Правда, мини-кредиты тем же гражданам давал уже под 60 процентов, но ростовщичество в нашей стране ненаказуемо. Так что высокая процентная ставка по депозитам притягивала народ в «Возрождение» почище всякого магнита. Учитывая, что именно в 2008 году мир накрыл нешуточный экономический кризис, нетрудно догадаться, что, люди, старавшиеся хоть как-то уберечь свои сбережения от обесценивания, клюнули на столь выгодное предложение. Тем более что первое время кооператив исправно исполнял свои обязательства. Зарабатывал репутацию, так сказать. Поверив в честность «Возрождения», ставропольцы несли и несли туда свои деньги. Чем братья Мищенко тут же не преминули воспользоваться в сугубо корыстных интересах. Подделав документы, они произвели на свет божий протокол заседания правления КПКГ, согласно которому, денежные займы из кассы «Возрождения» могли получать только они. И за короткое время Игорю Мищенко было выдано из кассы КПКГ 45 млн рублей, а его старшему брату – 38 млн. На чужие деньги братья жили на широкую ногу: элитные квартиры, автомобили, земельные участки и коммерческая недвижимость, доли в бизнес-проектах во многих регионах России пополнили список имущества семей обоих братьев. В общем, жили бы Мищенко, не тужили и дальше, если бы не одно «но» – у денег есть гадкое свойство либо заканчиваться, либо их количества начинает не хватать на ещё более роскошную жизнь. А ещё хуже – на погашение кредитов. Которых горе-предприниматели набрали «на развитие бизнеса» на астрономические суммы.
Расплачиваться по долгам братьям, видимо, не хотелось. А тут ещё и пайщики, заподозрив неладное, стали досаждать. Ходят и ходят, требуют и требуют назад свои деньги. Что делать? Как известно, в ходу у российских горе-бизнесменов есть такая уловка, как удариться в бега. Земля большая, ищи потом, свищи. Первым «потерялся» Андрей Мищенко. 31 мая 2011 он уехал в Краснодар для получения денег по одной из сделок и... пропал. В международном розыске он находится до сих пор, и уголовное дело в отношении него пока приостановлено – до момента обнаружения и задержания. Через несколько дней почти при аналогичных обстоятельствах исчез и Игорь Мищенко. Но, видимо, способностей уходить в подполье у него оказалось меньше – его вскоре благополучно задержали и отправили на скамью подсудимых. А практически всё движимое и недвижимое имущество братьев арестовали. Для реализации и погашения ущерба потерпевшим.
Последняя гастроль
Она у Игоря Мищенко состоялась в краевом суде. Во время рассмотрения апелляционной жалобы он с такими честными глазами и так горячо уверял, что к «Возрождению-Плюс» не имеет никакого отношения вообще и никогда там, в кооперативе, не был, и денег никаких из кассы не получал, что сам Станиславский вскрикнул бы: «Верю!». К счастью, Фемида у нас руководствуется несколько иными, чем режиссура, нормами: показаниями свидетелей, финансовыми документами, экспертизами на полиграфе. Так что театрализованное представление, разыгранное Игорем Мищенко, не произвело на суд никакого впечатления.
Поняв, что дело не выгорит, что отправляться в места столь отдалённые придётся, как придётся и расстаться с имуществом, нажитым «непосильным трудом», подсудимый сбросил маску «невиноватая я» и во всеуслышание обвинил судей в продажности. Дескать, служителей Фемиды подкупили потерпевшие. А самим потерпевшим, присутствовавшим в зале заседания, недвусмысленно пригрозил: мол, не радуйтесь, всё ещё впереди, выйду из тюрьмы, ещё встретимся на узкой дорожке. Некоторые из потерпевших, отмечу, эти угрозы восприняли реально и намерены подать заявление в соответствующие инстанции. Так что, вполне вероятно, «артист погорелого театра» Мищенко заработал себе в довесок к имеющимся ещё одну уголовную статью – за угрозы жизни и здоровью. А может, и не одну. Статью УК РФ за неуважение к суду тоже никто не отменял.
Как рассказывают потерпевшие, под стать своему доверителю вела себя в суде и его адвокат И. Паливская. Её откровенное хамство и более чем некорректное отношение к потерпевшим вынудило людей подать жалобу на поведение защитницы Мищенко руководителям федеральной и краевой адвокатских палат.
Ищут пожарные, ищет милиция…
Но в обширном деле «Возрождения» приговор Игорю Мищенко – только многоточие. Так как его братцу, Андрею, пока что удаётся благополучно скрываться от правосудия. И, скорее всего, не бедствовать при этом – ведь часть движимого и недвижимого имущества братьям всё же удалось при помощи многочисленной родни «вывести из-под удара». Постарались и родственники братьев Мищенко, по-быстрому избавившиеся от некоторых активов, когда запахло жареным. Но львиную долю капитала им спасти не удалось. Бия себя кулаками в грудь, они пытались доказать, что под арест «по недоразумению» попало имущество, не принадлежащее лично Игорю и Андрею. А принадлежащее их жёнам, детям, тёщам и прочим домочадцам. Только вот незадача – до того как стать владельцами земель, магазинов, фитнес-центров и прочих богатств, ни жёны, ни дети ни дня нигде не работали. Соответственно, и доказать, что недвижка куплена на их личную трудовую копейку, а не формально записана на них, никому из «трудяг» не удалось.
Так что арестованного добра за глаза хватит, чтобы возместить обманутым вкладчикам материальный и моральный вред. С молотка должны уйти несколько земельных участков, жилых и нежилых помещений, расположенные в разных районах и городах края, доли в уставных капиталах нескольких достаточно крупных бизнес-предприятий, дорогие автомобили.
Впрочем, обманутых вкладчиков заботит и такой вопрос – а будет ли найден и привлечён к уголовной ответственности второй брат, Андрей Мищенко? Нормы закона и справедливости требуют, чтобы и он оказался на скамье подсудимых. А не жил где-то припеваючи по чужим, возможно, документам. Людей заботят несколько вопросов. Насколько интенсивно ведётся розыск беглеца? Почему ему до сих пор удаётся скрываться от правосудия? Да и ищут ли его вообще? Или компетентные органы уже забыли о существовании такого беглеца? Получить ответы на вопросы обманутые вкладчики надеются от соответствующих структур, куда на днях обратились с заявлением и требованием активизировать розыск ещё одного «артиста погорелого театра» - резюмирует автор.
|