Репортер «Новой Газеты» Елена Милашина, которая специализируется на теме прав человека в регионах Северного Кавказа, высказала целую серию претензий в адрес Михаила Ходорковского. Поводом послужил «документальный» фильм о главе Чечни Рамзане Кадырове под названием «Семья». Сам фильм Милашина оценила, как «сделанный «на скорую руку примитивный агитпроп на злобу дня», а создателей этого «продукта» - пресс-секретаря Ходорковского Кюлле (Ольгу) Писпанен и политолога Станислава Белковского заподозрила в краже чужого видеоматериала.
На фото (Госдепартамент США): Лауреат награды правозащитной организации Human Rights Watch Елена Милашина (в центре) на церемонии вручения премии International Women of Courage Award, 8 марта 2013
Почти половина кадров фильма о Рамзане Кадырове "сворована" из документальной картины французской журналистки Манон Луазо "Чечня. Война без следа", а "сотрудники Ходорковского сваливают свое жульничество на монтажера и отказываются оплатить чужой видеоконтент. Говорят, что денег нет", написала Милашина на своей странице в Фейсбуке.
"За последние годы я не видела ни одного отечественного фильма о современной Чечне, который хотя бы приблизился по качеству и контенту. Вдвойне мерзко, что кадры из фильма Манон были сворованы", - заявила журналистка "Новой Газеты".
По ее словам, бывшие журналисты телеканала "Дождь", которые участвовали в создании фильма, "подставили всех", кто оказывал им содействие в работе, при этом не заплатили ни копейки.
"Поражает отношение к героям фильма у его создателей, далеких от Чечни в географическом плане и гораздо более защищенных. Когда у жителей Чечни возникли проблемы с местной властью после показа фильма, авторы использовали это как информационный повод для раскрутки фильма. Хотя люди просили защиты, а не пиара. Люди были против огласки последовавшей после фильма реакции властей, так как последствия огласки могли быть еще хуже. Авторы фильма сделали вид, что "не поняли", - написала Милашина.
Подводя итог своим грустным впечатлениям, репортер задала несколько вопросов Ходорковскому.
"В связи с вышеизложенным у меня вопросы к М.Б. Ходорковскому.
1) Какой бюджет вы выделили на этот фильм? Если приличный, то почему осталась неоплаченной работа людей и почему создатели фильма пошли на банальное воровство чужого видеоконтента?
2) Зачем вы доверили фильм политтехнологу Белковскому, который имеет прямое отношение к делу ЮКОСа? Белковский - умен, но он политтехнолог, а не документалист и тем более не журналист. Он иначе мыслит. Вы изначально рассчитывали снять агитку против Кадырова?
3) Понимаете ли вы насколько опасно сотрудничество с вами для жителей Чечни и тех, кто реально работает в Чечне, защищая права человека? Если - да, то что вы сделали для защиты этих людей? Если - нет, то....
А вообще все выглядит так, что вас банально развели на бабло. Мне не жалко ваших денег. Мне наплевать, если вас таким образом использовали. Мне за героев вашего фильма, которые доверяли вашей репутации, обидно. До ярости обидно» резюмировала Милащина.
Ответ Ходорковского вскоре появился в социальных сетях. Впрочем, это скорее общие слова, как кажется, растерянного человека.
Затем, очевидно, по указанию Ходорковского, дать свои пояснения попытались и люди, которые имели отношение то ли к созданию фильма, то ли к его монтажу.
Одним из авторов фильма оказался Ренат Давлетгильдеев. Он родился в Алма-Ате, окончил Высшую школу экономики (ГУ-ВШЭ), где пробовал преподавать и писать учебник по политэкономии, однако вскоре ушел работать на ТК «Дождь», делился личными впечатлениями в заметке о сексуальных меньшинствах. На ТК «Дождь» занимал должность заместителя главного редактора, вел ряд программ.
Отвечая на претензии Милашиной, Давлетгильдеев пояснил, что никаких вознаграждений они никому не выплачивали. Однако признал, что в фильме без согласования с создателями были использованы кадры из документального фильма Манон Луазо "Чечня. Война без границ", указав, что кадры составляют не "полфильма", как заявила Милашина, а 2 минуты 14 секунд. По его словам, кадры были взяты с YouTube и авторы не знали, что они являются фрагментами фильма Луазо. "Когда мы узнали об этой непростительной оплошности, я принес Манон извинения и предложил либо эти кадры у нее купить, либо вырезать. Никаких разговоров о том, что у нас "нет денег" и чего-то подобного не было и в помине. Я лишь попросил самих правообладателей посчитать, сколько, по их мнению, может стоить использованное нами видео. И пока что жду ответ", — сообщил автор. Он также озвучил бюджет проекта: "Это приблизительно 60 тысяч рублей, в которые входят траты на билеты и гостиницы в Грозном и Хельсинки (в Финляндии живет наш герой Муса Ломаев). Других расходов у нас не было" – сообщил Давлетгильдеев.
Объяснения, надо сказать, выглядят двояко. Вполне можно поверить в то, что бюджет в итоге оказался 60 тысяч рублей. Можно поверить и в бескорыстие активистов. Однако этому мешает наличие в этих раскладах Станислава Белковского, признанного эксперта по бюджетам на специальные проекты, которому Ходорковский, по словам Милашиной, «доверил снять фильм».
|