Осенью 2014 года британская пресса взахлёб писала о таинственном московском бизнесмене, купившем шотландский замок Castle Grant стоимостью 1 млн фунтов стерлингов (81 млн рублей).
Владельцем «замка с привидением» оказался 38-летний Сергей Федотов, гендиректор Российского авторского общества и Российского союза правообладателей (РАО и РСП) — двух самых главных на сегодняшний день организаций в сфере копирайта. Добавим, частных организаций.
В конце мая информацию раскрыло шотландское агентство Deadline, подтверждение сделки можно найти в шотландском реестре недвижимости. Более того, сам Сергей Федотов, ранее избегавший разговора с прессой о роскошном приобретении, уже подтвердил «Ведомостям», что действительно купил замок.
В покупке не было бы ничего особенного, если бы не некоторые сомнительные факты. Организации по управлению авторскими правами в стране вызывают немало упрёков – к примеру, в том, что на их счетах оседают миллиарды, якобы невостребованные авторами.
Занимательно и то, что все эти компании пересекаются по составу членов правления, или то, что группа людей, их возглавляющая, как выяснилось, зарабатывает на одном и том же дважды: они являются владельцами авторских прав и одновременно управляют ими.
Далее – обо всём подробнее.
Сергей Федотов – в центре вместе с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым
Сделка по покупке замка Castle Grant была проведена осенью 2014 года, заявка от лица Федотова о регистрации права собственности на Castle Grant подана 16 сентября 2014 года. Продавцом выступил Royal Bank of Scotland, который забрал замок у дефолтного заемщика, бывшего владельца футбольного клуба «Рейнджерс Крейга Вайта, также сообщают «Известия». Первоначально замок был выставлен на продажу за 1,1 млн фунтов, затем цена была снижена до 1 млн.
У замка XV века постройки даже есть собственное привидение, заявляют агенты по продаже из фирмы Strutt and Parker. Это призрак леди Барбары Грант, дочери шотландского помещика XVI в., которая умерла от несчастной любви.
Четырехэтажный замок окружен садом и частным участком земли площадью 35 акров (около 14 га). В замке четыре спальни, бальный зал, библиотека, небольшой кинотеатр и отдельное крыло для гостей с двумя спальнями, писала газета The Scotsman. Интерьер замка существенно модернизирован. На участке в 14 гектаров расположен пруд. В объявлении о продаже дома покупателям также обещали гольф по-соседству, рыбалку на лосося, охоту на тетерева и оленей, а также перспективы самому сделать ремонт на верхних этажах.
Осенью 2014 года британские СМИ сообщили, что новый владелец замка Грантов – то есть тот же самый Федотов – намерен «активно заняться обустройством и ремонтом нового жилища».
В свою очередь, сам Сергей Федотов заявил «Ведомостям», что не является госслужащим и считает разглашение информации об объектах недвижимости, принадлежащих ему в России и за рубежом, вторжением в сферу частной жизни. Кроме того, он указал, что не только руководит несколькими российскими общественными организациями, но и является «предпринимателем, имеющим деловые интересы в сфере недвижимости, банковского дела и медиабизнеса».
Ремонт средневекового замка – дело недешевое, отмечает vg-news.ru. Возможно, именно по этой причине в октябре 2014 года руководство РСП предложило властям ввести новый вид поборов за использование защищенных копирайтом материалов в Сети — «глобальную лицензию», которую в СМИ уже окрестили «налогом на интернет», выдвигая сомнения, что такой сбор будет попадать в бюджет страны, а не в карманы «владельцев частных лавочек под названием РАО, РСП и ВОИС».
Правообладатель, использующий такую лицензию, фактически откажется от защиты объектов своего авторского права в Сети — любой интернет-пользователь сможет безвозмездно использовать эти произведения. Взамен с каждого пользователя Сети в России будет взиматься ежемесячная плата. Ее размер в случае принятия законопроекта Госдумой должно будет установить правительство.
Как заявил сам автор концепции глобальных лицензий, гендиректор РСП Сергей Федотов, сбор с каждого интернет-пользователя может составить около 25 рублей в месяц.
— Сколько зарабатывает Федотов, глава РАО и РСП, знает только налоговая инспекция — и то если он получает свои доходы только в России, — отметил Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов в интервью «Известиям». — На одном из последних пленумов Высшего арбитражного суда [ликвидирован], который проводился в 2014 году, было сказано, что доходы трех организаций — РАО, ВОИС и РСП — составляют порядка 8 млрд рублей в год. Из них 4 млрд собирает РАО, из них иностранцам платят 400 млн. Я не готов поверить, что у нас в России исполняется 10% иностранной музыки от всей остальной. Обычно средняя цифра англоязычного каталога составляет около 50%. Я не думаю, что России в этом плане сильно отличается от других стран. Это значит, что деньги не доходят тому, кому положено. И куда они деваются — не ясно».
СПРАВКА: РАО – аккредитованная российским правительством организация, которая собирает платежи в пользу авторов музыки и песен. Гражданский кодекс (ГК) позволяет авторам музыки получать вознаграждение за публичное исполнение их произведений. Эти деньги собирает РАО в пользу всех авторов, даже если они не заключили договор с РАО. С 2008 г., когда вступила в силу эта норма, РАО заключило договоры об авторских выплатах с телекомпаниями, радиостанциями, ресторанами, авиакомпаниями, кинотеатрами. РСП («Российский Союз Правообладателей») управляет правами на сбор вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Президентом Совета РСП является Никита Михалков.
СПРАВКА «Роспрес»:
В 2008 г. в отношении Российского авторского общества возбуждено уголовное дело по ст. 159 (ч. 4) – мошенничество, совершенное в особо крупном размере. Один из центральных эпизодов расследования — руководители РАО, мать и сын Федотовы Вера Владимировна и Сергей Сергеевич, завладели музыкальным издательством «ММИ-Гармония» – одной из структур РАО с оборотом в миллионы долларов США.
Следствие также интересовало, каким образом фактическими хозяевами РАО стали бывший начальник отдела валютного распределения гонорара Федотова В.В и ее сын Федотов С.С., 1977 г.р.
С появлением Федотова-сына в РАО происходит довольно много драматических событий, связанных с деятельностью авторского общества, писал автор «Парламентской газеты» Арсений Тихомиров. К примеру, известны случаи, когда из РАО выводились деньги под несуществующие страховые риски в страховые общества, принадлежащие Федотову С.С., от таких общеизвестных международных обществ, как «ГЕМА» (Германия), «ДЖАСРАК» (Япония), которые собирают по миллиарду долларов.
Бурных историй, связанных с РАО и РСП, действительно, связано немало. В октябре прошлого года разгорелся скандал в связи с заявлением поэта-песенника Ильи Резника. Резник обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с жалобой на организацию, которая, по его словам, монопольно распоряжается правами автора вопреки его воле, «диктуя свои кабальные условия и навязывая автору мизерные, унизительные тарифы». В частности, по данным «Ведомостей», в 2013 году общество собрало в пользу авторов 4,36 млрд рублей, а выплатило авторам только 3,2 млрд.
— Илью Рахмиэльевича не устраивает схема распределения авторского вознаграждения, которую выстроил монополист в лице РАО, – объяснял адвокат Резника Сергей Жорин в интервью «Собеседнику». – ... Понимаете, есть определенный сложившийся порядок распределения авторских отчислений. Не только Илья Резник, но и другие артисты, имена которых я без их согласия назвать не могу, считают этот порядок... несколько непрозрачным и несправедливым».
Ещё одна громкая судебная история связана с отстаиванием прав подмосковных кинотеатров. Якобы последние нарушают закон, используя музыку в кинофильмах без выплаты авторского вознаграждения композиторам.
Министерство культуры выдало государственную аккредитацию РАО, которое может с согласия или без согласия авторов собирать это вознаграждение, писало агентство Regnum. Парадокс в том, что автор может не знать, что для него собираются деньги, и нет никаких данных, сохранил ли он права на музыку или при заключении договора, отказался от них…
«РАО не хочет принимать наши аргументы, хотя мы хотим лишь иметь обоснования — какому автору и на каком основании идут деньги, – резонно сетуют директора кинотеатров – … Не хотелось бы платить процент выручки неизвестно за что… Фактически РАО собирает эти деньги непонятно в пользу кого».
Руководитель практики разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности Максим Лабзин полагает, что по сути, в такой ситуации РАО незаконно обогащается.
Вот цифры: в 2013 году РАО собрали 4,4 млрд. рублей, реальные выплаты - 3,2 млрд. рублей. Судьба 1,2 млрд. рублей вызывает вопросы. Впрочем, это несколько лучше, чем в 2012 году, когда РАО собрало 3,4 млрд. рублей, а раздало правообладателям 1,9 млрд. Невостребованные авторами деньги оседают на счетах РАО. Неплохой бизнес, верно? – отмечают «Звуки. ру».
И тут выясняется, что буквально все крупные организации по управлению авторскими правами в стране – а именно, РАО, Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Российский союз правообладателей (РСП) – пересекаются по составу членов правления.
Например, Генеральный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Андрей Кричевский входит в правление РСП Никиты Михалкова. Там же состоит ответственный секретарь авторского совета РАО, генеральный директор РАО Сергей Федотов. Он же – член совета ВОИС. (по данным Руспрес, ВОИС принадлежит Сергею Федотову и его матери Вере Федотовой). Максим Дмитриев, заместитель председателя Совета директоров РАО, – также член Совета ВОИС и член правления РСП.
В этом не было бы ничего особенного, если бы не одно но, продолжают «Звуки.ру»: помимо того, что эти люди руководят коллективным управлением авторскими правами, они по совместительству являются и крупными правообладателями. Например, господин Кричевский является по совместительству гендиректором ВГУП «Мелодия». Максим Дмитриев – Генеральный директор отпочковавшегося от группы «Союз» ООО «Первое Музыкальное Издательство».
РАО – владелец 80% акций «Студии Союз». То есть, полагают «Звуки.ру», эта группа людей зарабатывает на одном и том же дважды: они и владельцы авторских прав, и одновременно управляют ими. РАО, благодаря контролю над «Студией Союз», при подписании контрактов на выпуск альбомов попутно агрегирует авторские права; перед музыкантами РАО в итоге отчитывается за использование смежных прав, а в судах зарабатывает на авторских.
Не мудрено при таких оборотах наскрести и на «домик» в Шотландии, и даже на личное привидение.
|