Кажется, раскрыта личность владельца самого большого частного дома в Лондоне. Это человек, занимающий 28-ю строчку в списке самых богатых россиян», – пишет BBC со ссылкой на Times. Речь идет об огромном имении Уитанхерст, расположенном в районе Хайгейт на севере Лондона. В течение нескольких лет британские газеты пытались выяснить, кто же является его новым владельцем. Еженедельник New Yorker также посвящает истории имения Уитанхерст посвящает материал под названием «Дом секретов».
Уитэнхерст расположен в районе Хайгейт на севере Лондона и является одним из крупнейших частных домов в Великобритании и самым большим частным домом в пределах Лондона. Больше него лишь Букингемский дворец, в котором 78 спален, однако он не считается частным владением: как пишет Times, это собственность короны, а не лично королевы.
В трехэтажном доме площадью около 3700 квадратных метров, выстроенном в георгианском стиле, насчитывается 90 комнат (из которых 25 – спальни, а 12 – ванные, бальная зала). История дворца насчитывает свыше 100 лет. В нём устраивались потрясающие балы, которые привлекали, в том числе, и королевских особ. В том числе, в 1951 году – Елизавету, будущую королеву Англии.
Начиная с 70-х гг. в здании никто не жил, и оно пришло в некоторый упадок – вплоть до того, что вода сочилась сквозь прохудившуюся крышу. А в 2008 году имение действительно было продано за 50 млн фунтов (свыше 75 млн долларов) некоей фирме, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. До настоящего момента имя реального покупателя Уитанхерст не сообщалось.
В 2009 году Sunday Times предположила, что Уитанхерст приобрела Елена Батурина, жена бывшего московского мэра Юрия Лужкова за 50 миллионов фунтов стерлингов и планировала провести в нем масштабную реконструкцию. Далее последовало гневное заявление от батуринской компании «Интеко», назвавшей опубликованную газетой информацию «абсурдом».
Издание принесло свои извинения самой богатой женщин России и обязалось компенсировать причиненный ей моральный ущерб и судебные расходы. В иске против газеты Батурина требовала символическую компенсацию морального ущерба в размере одного фунта, однако после проигрыша The Sunday Times сама предложила увеличить эту сумму до 15 тысяч фунтов.
По данным New Yorker, Батурина действительно проявляла интерес к Witanhurst, и в 2008 году приезжала осматривать особняк вместе с агентом по недвижимости. Однако спустя четыре дня после ее визита Witanhurst был продан за £50 млн офшорной компании Safran Holdings Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
Теперь же Times и New Yorker сообщают, что владельцем особняка с прилегающими к нему территориями является Андрей Гурьев – «российский магнат, занимающийся удобрениями», чье состояние составляет 2,6 млрд фунтов (около 4 млрд долларов).
«Под недвижимостью была выстроена «подземная деревня», в том числе 20-метровый бассейн, кинотеатр, массажные комнаты, сауна, тренажерный зал, квартиры прислуги и парковка на 25 автомобилей», – информирует Times. В 2013 году, выяснила газета, было получено разрешение на строительство еще одного уровня подвала.
По окончании масштабного строительства, предполагает Times, гурьевское имение Уитанхерст имеет все шансы стать самой дорогостоящей недвижимостью в Лондоне. По оценкам агентов по недвижимости, стоимость Witanhurst составит около 300 млн фунтов.
По окончании масштабного строительства, предполагает Times, гурьевское имение Уитанхерст имеет все шансы стать самой дорогостоящей недвижимостью в Лондоне. Для сравнения: в 2006 году королевская семья Катара приобрела Дадли-хаус на парк-Лейн примерно за сорок миллионов фунтов стерлингов. После реконструкции особняка его сметная стоимость при перепродаже может составить около 250 миллионов фунтов. По оценкам агентов по недвижимости, стоимость Witanhurst по окончании реконструкции составит около 300 млн фунтов – около 450 миллионов долларов.
СПРАВКА: Андрей Гурьев – 28 место в списке Forbes, основной владелец холдинга «Фосагро» (50,3%) – компании, которая владеет самыми большими в России запасами редкоземельных металлов (41%) и является одним из крупнейших в мире производителей фосфоросодержащих удобрений. С 2001 по 2013 — член Совета Федерации от Мурманской области.
Как удалось выяснить изданию New Yorker, Safran Holdings Limited связана с 33-летним Алексеем Мотлоховым — сыном миноритарного акционера «Фосагро» и бывшего заместителя губернатора Мурманской области Владимира Мотлохова. Бывшие сотрудники «Фосагро» рассказали журналу, что в 2012 году Мотлохов женился на Юлии Гурьевой и стал зятем заместителя председателя совета директоров «Фосагро» Андрея Гурьева.
Источники еженедельника утверждают, что в 2008 году Гурьев вместе с женой и сыном прибыл осматривать и Witanhurst и трехуровневые апартаменты на Темзе, которые впоследствии были куплены за £7 млн офшорной Flagstaff Investments Group Limited, зарегистрированной по тому же адресу, что и Safran Holdings Limited Мотлохова.
Обозреватель New Yorker Ed Caesar ссылается еще на четырех анонимных собеседников, которые утверждают, что дом принадлежит семье Гурьевых, а также на пресс-секретаря Андрея Гурьева, по словам которого, Гурьев не является «законным владельцем Witanhurst», но является бенефициаром компании, которой принадлежит особняк.
Почему же Гурьев не желал, чтобы общественность знала о его великолепном приобретении? – задаётся вопросом журналист. Дело в том, что в 2008 году Гурьев был ещё сенатором, и по закону он должен был декларировать свою зарубежную собственность, однако по всей видимости, предпочитал этого не делать. Не вносил он в декларации, к примеру, и супер-яхту, названую «Альфа Неро», розничная цена которой составляет более ста миллионов долларов, отмечает New Yorker. Однако в 2013 году в России был принят закон, запрещающий политикам владеть зарубежными активами, и в том же году Гурьев покинул российский парламент.
В том же году, согласно опубликованным декларациям, супруга Андрея Гурьева Евгения (на фото) стала несомненным лидером среди жен сенаторов – её доход за 2012 год составил 709,232 миллиона рублей. При этом отмечалось, что Евгения Гурьева имеет два земельных участка, два дома, семь квартир, восемь машиномест, шесть автомобилей, мотоцикл, квадрацикл, водный велосипед и электромобиль.
Любопытные факты из истории «ФосАгро»
Компания «ФосАгро» появилась вскоре после кризиса 1998-го, на основе объединения российского монополиста в производстве сырья для фосфорных удобрений «Апатит» и еще одного химического комбината — подмосковных «Воскресенских минудобрений».
Напомним, Ходорковский и Лебедев получили свои сроки в том числе за незаконное завладение акциями «Апатита» в результате махинаций на приватизационном конкурсе и уход от налогов посредством продажи апатитового концентрата за рубеж через посредническую сеть оффшоров.
Ходорковский тогда решил целиком сосредоточиться на ЮКОСе, писали «Ведомости», а непрофильные предприятия, купленные холдингом «Менатеп» в годы приватизации, уступить менеджерам или сторонним инвесторам. В «Фосагро» 50-процентную долю получили люди, управлявшие горно-химическим бизнесом Ходорковского: Андрей Гурьев, знакомый с главным акционером ЮКОСа еще по комсомолу, и, вполне вероятно, его заместители Игорь Антошин и Александр Горбачев.
Историю приватизации «Апатита» любопытно описывал Zucher.livejournal.com. В 1994 г. 20% акций этого предприятия были проданы за $225 000 и обязательство инвестировать $283 млн до 1995 г. выиграло ЗАО «Волна», подконтрольное банку МЕНАТЕП. Свои обязательства «Волна» не выполнила. На этом основании Фонд имущества Мурманской области в 1995 г. обратился в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи акций и вернуть акции «Апатита» в госсобственность. В феврале 1998 г. арбитраж Москвы предписал «Волне» вернуть акции «Апатита» в госсобственность, но выяснилось, что накануне суда пакет был раздроблен и продан мелкими пакетами третьим структурам.
«Прихватизации» прибыльного актива предшествовала такая же приватизация целого Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам, преобразованного в ОАО «НИУИФ». В 2001 году его возглавил давний знакомый Ходорковского Андрей Гурьев, который к тому моменту уже много лет работал в структурах «МЕНАТЕП-Роспром». В том же году Гурьев, председательствовавший в Совете директоров ОАО «Апатит», обрел неприкосновенность, став сенатором от Мурманской области, где расположено само предприятие. НИУИФ, акции которого были переведены на счета оффшорных компаний, стал основой горно-химического холдинга, объединившего «Апатит», ряд рудных месторождений, а также заводы по производству минеральных удобрений. Нынешний сенатор Гурьев стоял у истоков его создания, однако стать владельцем «ФосАгро» у него получилось только после того, как Ходорковский отправился в места не столь отдаленные.
Приватизации в 1994 году 20-процентного пакета акций «Апатита» структурами Ходорковского предшествовал конкурс с инвестиционными условиями. Как выяснило следствие, победитель тендера – АОЗТ «Волна» была аффилирована с «МЕНАТЕП-Групп», а инвестиций от нее «Апатит» так и не дождался. У руля «Апатита» новые акционеры поставили Юрия Шапошника, а контролировать его работу направили менатеповских менеджеров, в том числе Андрея Гурьева. Шапошник оказался зиц-председателем, без какого-либо права решать производственные и финансовые вопросы.
Весь концентрат тогда реализовывался через специально созданную структуру «Апатит-Трейд», деятельность которой контролировала, как следует из материалов дела, менеджерская группа Гурьева. Группа во главе с Гурьевым также следила за работой оффшора Apatit Fertilizers S.A., через который продукция «Апатита» уходила за рубеж. Таких фирм-прокладок было немало. Так что покупатели концентрата, получая сырье непосредственно с предприятия, оформляли товар, многократно перекупленный аффилированными посредниками. Из предприятия выкачивали все соки – «Апатит» был хроническим должником перед бюджетом и своими сотрудниками.
Десять лет назад доходы от продажи концентрата делились пополам между «МЕНАТЕП-Групп» и оффшором, принадлежавшим группе Гурьева. Эта информация приведена в материалах первого «дела ЮКОСа» в качестве доказательств ухода от уплаты налогов, за который в совокупности с другими преступлениями Ходорковский и Лебедев получили по 8 лет лишения свободы. Однако сенатора Гурьева почему-то к ответственности не привлекли. Причем доказательств того, что Ходорковский и Лебедев под дулом пистолета заставляли Гурьева участвовать в этих махинациях, тоже нет. Но одни – в тюрьме, а их соучастник – не только на свободе, но и на государственной должности, уже не один срок призывается защищать государственные интересы. Достойный сюжет для Генпрокуратуры.
Наследник Гурьева Андрей Андреевич
Очень кстати было и то, что глава Кировска Владимир Шапошник приходился братом гендиректору ОАО «Апатит» Юрию Шапошнику. Надо учесть, ОАО «Апатит» владеет целым рядом стратегических объектов в городе. В частности, местным аэропортом, «Хибинской тепловой компанией», а также ОАО «ЕЭСК – Центр», которое занимается элекро-, тепло- и водоснабжением местных жителей. Т.е. утверждает тарифы один брат, предоставляет услуги – другой, а деньги идут в «Апатит», которым владеет сенатор Андрей Гурьев. Так, с юкосовских времен доильный аппарат по выкачиванию средств из государства не только не износился, а был модернизирован, благодаря высокому положению его владельца и связанных с ним людей, писал Zucher.livejournal.com.
|