18 марта в Петербурге был был задержан зампредседателя комитета по госконтролю и охране памятников Игорь Гришин по подозрению в получении взятки в размере 5 млн рублей. По сведениям «Новой газеты», в кругу инвесторов чиновника называли «Кассир».
В квартире Гришина, расположенной в знаменитом комплексе «Парадный квартал» на Парадной улице, был проведен обыск, пишет «Фонтанка». Удивил сотрудников ФСБ даже не метраж (182 м кв), а коллекция живописи. По слухам, на стенах висят оригиналы полотен Брюллова, Клевера и даже... Брейгеля!
Для градозащитников Петербурга задержание Гришина являлось вполне прогнозируемым: говорят, бывший глава КГИОП Александр Макаров уволил Гришина именно по подозрению во взяточничестве. Любопытно, что новый начальник – тёзка предыдущего, Сергей Макаров – снова принял Кассира на работу, заявив, что тот прекрасно с ней справляется и «идеально подходит для этой должности».
В каком-то смысле это действительно было так: Гришину, имевшему крайне сомнительную репутацию, поручили курировать то, в чем он хорошо разбирался, – реставрационную программу на 2 миллиарда рублей.
Сегодня, 20 марта, правоохранительные органы должны предъявить Гришину официальное обвинение и перевести его из статуса временно задержанного в статус арестованного по обвинению во взяточничестве, совершенном в составе преступной группы. Чиновнику грозит срок до 15 лет.
Далее – обо всём подробнее.
МАКАРОВ-ПЕРВЫЙ
14 января 2014 года ушёл в отставку председатель комитета по контролю, использованию и охране памятников, экс-генерал-лейтенант ФСБ Александр Макаров. Известие крайне расстроило градозащитников – Александр Игоревич имел репутацию человека необыкновенно честного, принципиального и любившего город. «Генерал Макаров покидает поле битвы за Петербург», – писала «Новая газета», подробно рассказывая о деятельности Макарова на посту главы КГИОП и причинах его ухода. – «Градозащитники сожалеют, строительный бизнес ликует».
Навыки контрразведчика оказались очень даже востребованы на поприще главы КГИОП. Внутренние расследования дел и делишек старой команды привели в итоге к массовым увольнениям бывших приближённых Веры Дементьевой. Последний, кстати, взятый ею с собой при переходе в ГМЗ «Павловск», и там остался верен былым привычкам: был пойман на взятке в 15 тысяч рублей, которые не побрезговал вымогать с держательницы лотка по продаже орешков для белочек.
За время своей работы Александр Макаров (на фото) полностью обновил кадровый состав КГИОП, уволив всех, кто слишком хорошо устроился на «хлебных должностях» при его предшественнице Вере Дементьевой. В отставку были отправлены заместители Алексей Комлев, которого градозащитники называли «главным врагом исторического центра», Алексей Разумов, Тимофей Кононенко, также не лишавшие питерских бизнесменов надежд на продолжение «деловых контактов».
Кстати, Разумов, перешедший работать в ГМЗ «Павловск», и там остался верен былым привычкам, писала «Новая»: чиновник был пойман на взятке в 15 тысяч рублей, которые не побрезговал вымогать с держательницы лотка по продаже орешков для белочек.
Среди прочих был уволен и Игорь Гришин, он же «Кассир», как называли его среди инвесторов. Он занимал должность заместителя председателя КГИОП с ноября 2010 года по февраль 2012-го, до этого был главой дирекции комитета, заведующей реставрационными работами. В декабре прошлого года Гришин был возвращен на должность новым главой КГИОП Сергеем Макаровым.
МАКАРОВ-ВТОРОЙ
Градозащитники Петербурга новости о задержании Гришина не удивились, отмечает ЗАКС.Ру. Заместитель председателя ВООПИиК Александр Кононов вслед за депутатом ЗакСа Алексеем Ковалевым вспомнил, что Гришина увольняли из КГИОП именно по подозрению во взяточничестве. При нынешнем руководителе комитета Сергее Макарове чиновник ведал госзакупками структуры Смольного.
Коллега Кононова по петербургскому отделению Всероссийского общества охраны памятников Михаил Мильчик также подтверждает:
– Известно, что Гришин был удалён из комитета, потому что были подозрения, что он не чист на руку. Это было главным мотивом его увольнения из КГИОП при прошлом руководителе (Александре Макарове – прим. ЗАКС.Ру), – прокомментировал Мильчик.
Остаётся только удивляться выбору нынешнего непосредственного руководителя КГИОП Сергея Макарова (на фото), в декабре прошлого года снова взявшего Гришина на работу. Буквально на днях, 16 марта, журналист «Фонтанки» полюбопытствовал у Макарова, чем он объяснит назначение своего заместителя:
– В преддверии Нового года в КГИОП пришел Игорь Гришин, уволенный с шумом в 2012 году. По чьей инициативе он вернулся?
– Игорь Гришин ни с каким шумом не увольнялся, а ушел сам, без всякого скандала, – ответил Сергей Макаров. – Он не занимался «Охта центром», его уход не был связан с увольнением других замов, в том числе Алексея Комлева. Он занимался реставрационной программой. По ней никаких вопросов не было. Мне Гришина порекомендовали мои хорошие знакомые, и я посчитал, что этот человек идеально подходит для этой должности. И он прекрасно со своей работой справляется.
Ровно через два дня после этого интервью Гришин был арестован. А наблюдение за ним, по сведениям «Фонтанки», началось чуть ли не сразу, как только 19 декабря прошлого года его вернули на работу в КГИОП. Правоохранительные органы оказались наблюдательнее.
18 МАРТА, ХРОНИКА ЗАДЕРЖАНИЯ
53-летний заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Смольного Игорь Гришин зарегистрирован в скромной квартире на Пражской улице, но 18 марта, около 23.00 оперативники Службы экономической безопасности Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти встретили его возле подъезда знаменитого комплекса «Парадный квартал» на Парадной улице. Там, как известно, проживают многие непростые петербуржцы. В квартире провели обыск.
Недвижимость в «Парадном квартале» рядом с Таврическим садом пользуется спросом у чиновников и бизнесменов. У Игоря Гришина были хорошие соседи – предприимчивые депутаты, состоятельные бизнесмены, высокие чиновники. Среди жильцов, к примеру, два действующих вице-губернатора
Днем ранее следователь Следственного комитета Петербурга Илья Мотолыгин возбудил сразу два уголовных дела, пишет «Фонтанка». По статьям 290, часть 6, УК (получение взятки в особо крупном размере, в группе и с признаками вымогательства) и по статье 291.1 части 4 (посредничество во взятке в особо крупном размере). Наблюдение за Гришиным началось чуть ли не сразу, как только 19 декабря прошлого года его вернули на работу в КГИОП.
Уже к новогодним праздникам на Литейный, 4, начали поступать сообщения: якобы Гришин входит в курс дел таким образом, что инспектирует и выполнение коммерческими подрядчиками комитета работ, принятых еще до его назначения. В рамках этой ревизии он якобы предлагал им не жадничать. Именно это, по данным «Фонтанки», и стало главным раздражителем в скупой бизнес-среде, связанной с заказами КГИОП.
«Фонтанка» совместно с Фондом борьбы с коррупцией изучила списки собственников элитного комплекса – исследование получилось любопытное.
В результате уже с начала января этого года оперативники начали наблюдать за Гришиным и вышли на двух его знакомых – петербуржцев, якобы не имеющих отношения к государственной службе.
В начале марта этого года началась реализация материалов по согласованию со Следственным комитетом. Первый транш в пару миллионов рублей был получен посредником несколько дней назад. Передача денег от представителя коммерческой структуры в руки посреднику фиксировалась на видео- и аудиотехнику. На втором эпизоде было решено задерживать фигурантов.
18 марта произошла контролируемая передача следующих трех миллионов рублей, после чего оба посредника, Владимир Антонов и Алексей Сыромятников, оказались в кабинетах СК на Мойке, 86-88. А к полуночи оперативники уже зашли в квартиру на девятом этаже по Парадной улице, 3, корпус 2, оформленную на супругу Гришина.
ВСЁ, ЧТО НАЖИТО НЕПОСИЛЬНЫМ ТРУДОМ
По сведениям журналистов «Фонтанки», удивили сотрудников, которые наблюдают за коррупционной составляющей в Смольном, не 182 престижных квадратных метра площади. Ассоциации у них возникли в связи с недавним федеральным скандалом после ареста губернатора Сахалина Хорошавина и обнародования его активов. На стенах у Гришина висели не репродукции. Силовики не сильно разбираются в искусстве, но слухи о художественном наследстве Гришина уже расползлись по силовым коридорам, вплоть до полицейских стен. «Фонтанка» услышала, что звучат имена мастеров мирового класса – Брюллов, Клевер. А один наш собеседник шепотом произнес: «Брейгель».
Как пояснил нам один из серьезных петербургских коллекционеров, «если это подлинники, то Клевер – коммерческий мастер, и он всегда стоит от 100 тысяч долларов. Брюллов – от 200 тысяч долларов до двух миллионов, но все зависит, извините, от размеров. Что до Брейгеля, то тут сложнее. Их же много – семья, какой Брейгель? Но если это та старая голландская школа, то начинаем от 200 тысяч евро. Понимаете, нужна атрибуция. Как я так вам по телефону?..». Из денег в квартире изъяли только шесть миллионов рублей.
Не секрет, что статья, вменяемая Гришину, – санкционная и предусматривает конфискацию. В этой связи «Фонтанке» известно, что ФСБ заблаговременно изучила материальное благополучие разрабатываемого и полагает, что в одном из городских банков у него находятся сбережения на миллион долларов. Что касается банальной собственности на имущество, то, по предположению Следственного комитета, активы Гришина не ограничиваются тремя квартирами в Петербурге – на Мориса Тореза, Энгельса и Пражской. Говорят, что его семья скопила миллион евро на дом в Испании.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ТЕПЕРЬ ПОМОЖЕТ СЛЕДСТВИЮ
В 10.45 19 марта они начали обыск уже в кабинете Гришина в здании КГИОП на площади Ломоносова, 1. Сотрудники Комитета, в здании которого проводится обыск, рассказали Фонтанке.ру, что в сейфе Гришина, который на время взлома вытащили в коридор, нашли только 3 бумажные иконки Андрея Первозванного, изданные в честь перенесения его креста в Санкт-Петербург. Иконки правоохранительные органы изъяли. Для следствия, видимо, они представляют какую-то ценность.
По имеющимся данным, пишет Gazeta.spb.ru, в кабинете также нашли 7 контрактов КГИОП с компанией Меандр и список государственных контрактов с пометками, сделанными, по всей видимости, рукой Игоря Гришина.
Известно, что в 2015 году у компании Меандр не было действующих контрактов с дирекцией КГИОП. Однако в прошлом году она выполнила заказы на сумму около 180 миллионов рублей. В частности, это предприятие реставрировало в 2014 году залы Большого Павловского дворца, казарм Конногвардейского полка, а кроме того, ремонтировало помещения на первом этаже самого КГИОП. Связаться с генеральным директором компании Меандр пока не получилось, сообщает Gazeta.spb.ru.
В ночь с 18 на 19 марта Игоря Гришина поместили в камеру изолятора, где он пробудет в течение 2 суток. 20 марта ему должны предъявить официальное обвинение. Если вина чиновника будет доказана, по статье 290 УК РФ ему грозит до 15 лет лишения свободы.
|