В связи с катастрофой во Внуково МВД РФ также рассматривает вопрос о возобновлении расследования уголовного дела о нецелевом использовании 2 миллиардов рублей бюджетных средств, предназначенных на перевозку пассажиров обанкротившегося авиаальянса AiRUnion, сообщает "Росбалт". Значительная часть этой суммы поступила аэропорту Внуково.
Как уже предполагало агентство FLB, судя по последним заявлениям СК РФ об имевшем место "преступном попустительстве должностных лиц" аэропорта, Владимир Мартыненко будет не единственным, кто понесет ответственность за авиакатастрофу. По данным "Росбалта", расследование может затронуть и финансовые аспекты деятельности "Внуково".
Источник агентства "Росбалт" в правоохранительных органах рассказал, что сейчас рассматривается вопрос и о возможном возобновлении расследования о нецелевом использовании 2 млрд рублей, выделенных по распоряжению Владимира Путина из бюджета на организацию перевозок пассажиров обанкротившегося авиаальянса AiRUnion. Значительная часть этих средств пошла аэропорту "Внуково". В ходе расследования было установлено, что эти деньги оказались на счетах Газпромбанка, банка ВТБ, "Банка Москвы" и "дочек" аэропорта "Внуково".
Данное уголовное дело было возбуждено 10 мая 2011 года Следственным управлением при Управлении на транспорте МВД России по ЦФО по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В основу расследования легли материалы проверок Счетной палаты РФ и ГУЭБиПК МВД РФ, выявивших факты "использования субсидий из бюджетных средств в сумме 2 млрд рублей не по целевому назначению". Летом 2008 года авиаальянс AiRUnion (в него входили авиакомпании "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс") оказался на грани банкротства. Были приостановлены перевозки тысяч пассажиров, уже купивших билеты. На совещании в правительстве премьер Владимир Путин поручил своему заместителю Сергею Иванову разобраться с ситуацией, а если для этого "нужны средства, то выделить их немедленно".
В результате было решено, что перевозками пассажиров AiRUnion займется контролируемая правительством Москвы авиакомпания "Атлант-Союз", на эти цели ей в общей сложности выделили 5,8 млрд рублей – 2,2 млрд из бюджета столицы, 3,6 млрд рублей из федерального бюджета через госкорпорацию "Ростехнологии". Последняя в дальнейшем планировала создать на базе AiRUnion уже государственную авиакомпанию.
В результате пассажиров перевезли, скандал вокруг AiRUnion утих. Однако Счетная палата и МВД РФ провели проверку использования 5,8 млрд рублей и заподозрили, что 2 млрд рублей из этих средств пошли не по назначению. Ревизоры выяснили, что "Атлант-Союз" на государственные деньги стал скупать долги авиакомпаний, входивших в AiRUnion, при помощи заключения договоров цессии (переуступки долга). Фактически речь шла о том, что "Атлант-Союз" расплачивался по финансовым обязательствам самой AiRUnion и ее руководителей.
Так, 1 млрд рублей потратили на выкуп у Газпромбанка векселей авиакомпаний из альянса, 250 млн рублей ушли ВТБ и "Новикомбанку" на погашение кредитов 2005 года, $8,5 млн были перечислены "Банку Москвы" на погашение другого долга, а около 500 млн рублей поступили в счет уплаты долгов перед ЗАО "Торговый дом АНК", ОАО "Аэропорт Внуково", ОАО "Внуково Хэндлинг", ОАО "Международный аэропорт Внуково". Последние четыре структуры связаны с аэропортом "Внуково" и бизнесменом, бывшим замгендиректора авиакомпании "Атлант-Союз" Виталием Ванцевым (на фото), который является председателем совета директоров аэропорта "Внуково".
Как удалось выяснить "Росбалту", в ходе расследования были допрошены советник министра транспорта Александр Юрчик, бывшие руководители Департамента транспорта и связи города Москвы Василий Кичеджи (сейчас вице-губернатор Санкт-Петербурга) и Леонид Липсиц, другие бывшие члены правительства Москвы, замгендиректора ГК "Ростехнологии" Игорь Завьялов, зампредправления Газпромбанка Александр Муранов и др.
Все они говорили разное. Ванцев объяснял, в частности, что на совещаниях в правительстве речь шла не только о перевозке пассажиров, но и о сохранении активов AiRUnion. А ни то, ни другое было бы невозможно без погашения долгов: кредиторы могли в любой момент подать иск и парализовать деятельность авиакомпаний, входивших в AiRUnion.
В 2012 году неожиданно сменился следователь, который вел громкое расследование, после чего оно стало сходить на "нет", также писал “Росбалт”. Как сочли в СУ на транспорте МВД РФ, поскольку правительство РФ и правительство Москвы не обращались с официальными заявлениями в правоохранительные органы, то от "распределения бюджетной субсидии в 2 млрд рублей" никому вреда причинено не было. Соответственно, нет и предусмотренных статьей 201 УК РФ фактов злоупотребления полномочиями в целях извлечения выгоды и нанесения вреда другим лицам или организациям.
На этом основании в начале 2013 года дело было прекращено по пункту 2 части 1 статьи 24 УПК РФ (за отсутствием состава преступления).
Летом 2013 года материалы на проверку взял Следственный департамент МВД РФ. Это ведомство признало незаконным постановление о прекращении расследования и отменило его. Однако уже в 2014 году расследование по делу было приостановлено.
Источник "Росбалта" в правоохранительных органах утверждает, что теперь это расследование могут возобновить. В том числе для того, чтобы понять, на что расходовались бюджетные средства, если во "Внуково", на бумаге оснащенном современным оборудованием, возможно подобное ЧП.
Александр Шварев, “Росбалт” 22.10.2014, http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/10/22/1330063.html
Последние новости о расследовании авиакатастрофы и версии крушения самолета читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|