Совет Федерации пополнился вчера еще одним неординарным членом. Альфред Кох, бывший гендиректор "Газпром-Медиа", будет представлять в сенате Ленинградскую область и лоббировать интересы "стройки века" - порта Усть-Луга.
Член совета директоров портовой компании "Усть-Луга" Альфред Кох прошел в Совет Федерации от Законодательного собрания Ленобласти вопреки мнению губернатора Валерия Сердюкова. Губернаторский кандидат - советник Сердюкова по безопасности Валерий Сафонов - набрал всего 12 голосов из 48; Кох получил 29 голосов. По словам представителя пресс-службы областного правительства, Сердюков удивлен, что депутаты избрали Коха, "не зная его". Но губернатор готов поддержать нового сенатора, если тот сможет поспособствовать строительству усть-лужского порта.
Огромный порт начали строить еще в 1996 г. по инициативе Минтранса и областной администрации, чтобы увести поток российских экспортных грузов - угля, леса, удобрений - из прибалтийских портов. Затраты на строительство достигли уже 1 млрд руб. Из них 560 млн потрачено на строительство первой очереди угольного терминала; он уже торжественно открыт, но пока не работает. Кох входит в совет директоров ОАО "Компания "Усть-Луга", которое выступает генеральным заказчиком - застройщиком порта. Совет возглавляет Владимир Якунин, в январе назначенный первым заместителем министра путей сообщения. Якунин - сосед президента Путина по дачному поселку в той же Ленобласти.
Акционеры ОАО "Компания "Усть-Луга": КУГИ Ленинградской области (24,95% акций) , ГУП "Октябрьская железная дорога" (9% ), Denton, Inc. (8,75% ), "Грамелинко Лимитед" (16% ), ОАО "Объединенная финансово-промышленная компания" (20% ), "Интералонзо Холдинг лимитед" (20% ), "Хендрекс холдингз лтд. " (1,3% ).
"Я хочу, чтобы России приносили прибыль отечественные порты на Балтике, а не было бы так, чтобы доход получали государства Прибалтики", - заявил Кох, выступая перед депутатами областного Законодательного собрания.
Для нынешнего Совфеда лоббистская деятельность - профильная. Так что коллеги по верхней палате парламента оценивают Коха именно с этой точки зрения. "Главное - он всегда отстаивает интересы собственника", - говорит о новом сенаторе председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян.
Вчера не удалось выяснить, как Кох, в прошлом году со скандалом покинувший медиа-холдинг "Газпрома", оказался в портовом бизнесе. Однако источник в петербургской администрации рассказал, что еще до 1993 г. , когда Кох переехал в Москву и устроился в правительство, "они периодически пересекались с Якуниным, который занимал тогда малозначительную должность главы совета директоров Международного центра делового сотрудничества - бизнес-центра, созданного на базе Дома политпросвещения". После того как Кох перебазировался в столицу, вдруг пошел в рост и Якунин - тоже перебрался в Москву и работал заместителем министра транспорта.
Чем бы ни занимался склонный к перемене мест Кох, везде его преследовали скандалы. Вот и в усть-лужском порту сейчас неспокойно. Заморожено строительство второй очереди угольного терминала.
В 1998 г. владелец 45% акций ОАО "Ростерминалуголь" - угольная компания "Соколовская" попросила правительство выдать гарантии под кредит по линии Hermes на строительство терминала. Правительство Евгения Примакова такие гарантии дать согласилось, но только при условии, что контрольный пакет "Ростерминалугля" перейдет в госсобственность. "Соколовская" выкупила у "Усть-Луги" 51% акций и передала пакет в дар Минимуществу. Однако в 2001 г. президент "Соколовской" Александр Драничников заявил, что акции распределены несправедливо. Грозя прекратить инвестиции, он потребовал, чтобы правительство согласилось на допэмиссию, в результате которой угольная компания получила бы 68% акций "Ростерминалугля".
В ответ Минимущество, Минтранс и Минэкономразвития неделю назад провели совет директоров, на котором сняли гендиректора "Ростерминалугля" Андрея Симонова, представлявшего интересы "Соколовской", и назначили вместо него Леонида Краснера, возглавлявшего одну из шахт "Воркутаугля". Краснера предложило правительство Ленобласти.
Представители "Соколовской" утверждают, что их не пустили на заседание совета директоров, и грозятся оспорить решения совета в суде. А деньги на строительство второй очереди терминала не поступают. Возможно, сенатору Коху в ближайшее время придется по- работать над политическим решением проблемы
|