Сегодня, 23 сентября, Конституционный суд России рассмотрел дело о чиновниках-уклонистах, передает корреспондент «Балтинфо». Парламент Чеченской Республики обратился в суд, так как считает неконституционным пункт 1 статьи 3 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву».
Напомним, в июле 2013 года Владимир Путин подписал закон, который запрещает становиться чиновниками лицам, не служившим в армии без законных на то оснований. Кроме того, действующие чиновники, кого призывная комиссия признала «уклонистами», должны быть уволены, так как проходить государственную гражданскую службу не имеют права.
Для Чечни нововведение оказалось более болезненным, чем для других регионов России, отмечает «Фонтанка.ру». Местных юношей с 1990 года на срочную службу не призывали. Эксперты связывали это сначала – с последствиями двух чеченских кампаний, затем – с особенностями контингента, который мог поступить на защиту Родины из республики. В 2001 году Минобороны провело эксперимент, направив 70 чеченских призывников в спортивную роту Московского военного округа. Спустя несколько месяцев всех молодых людей вернули домой из-за многочисленных конфликтов с сослуживцами и офицерами части.
Однако чеченские депутаты решили защитить права всех молодых чиновников, а не только своих земляков, продолжает «БалтИнфо». Оспариваемая норма начала действовать лишь с 1 января 2014 года, так что самих чеченцев не задела. «То есть, те ребята, которые в силу форс-мажорных обстоятельств не проходили военную службу, под эту категорию «уклонистов» не попадают», – заметил депутат республиканского парламента Хамзат Дадаев.
Тем не менее, заявитель все же полагает, что оспариваемое положение нарушает принципы свободы труда и равного доступа к госслужбе, права человека и гражданина. Как пояснил Дадаев, статьей 328 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от воинской службы и соответствующие санкции.
«Есть в УК и статья 47 – лишение права занимать определенные должности. Если руководствоваться исключительно УК как единственным источником уголовного права, то лишить права занимать определенные должности можно не более чем на 20 лет», - добавляет он. В итоге, получается, что норма федерального закона, лишающая «уклонистов» права заниматься госслужбой на всю жизнь, противоречит УК РФ, который по иерархии законов имеет более высокую юридическую силу.
«Кроме того, если исходить из позиции, что не все «уклонения» нужно квалифицировать как преступления, тогда мы, получается, противоречим федеральному конституционному закону о судебной системе и часть полномочий суда передаем призывной комиссии. Что недопустимо никоим образом в Российской Федерации», – заявил Хамзат Дадаев.
Действительно, в ходе заседания полномочный представитель президента в КС Михаил Кротов заметил, что, так как армии нужно ограниченное количество призывников согласно ежегодному плану, то повестку гражданину могут просто не прислать. Тогда его «уклонение» перестает быть умышленным, однако подобные тонкости оспариваемый федеральный закон не принимает во внимание.
«Закон нуждается в совершенствовании. Он еще не применялся. Правительство, думаю, внимательно рассмотрит этот вопрос», - согласился в свою очередь и полномочный представитель Совета Федерации в КС Алексей Александров.
Тем не менее, Совфед не считает оспариваемую норму антиконституционной, а сам запрет на госслужбу – наказанием. На взгляд сенаторов, это лишь ограничение, обусловленное определенными правилами.
«Если ты, зная, что существует возможность служить на государственной гражданской службе, уклонился от армии в какой-то форме, мы тебя не наказываем. Мы говорим: «Ты сам отказался». Мы говорим, что начинать государственную гражданскую службу надо с воинской. Кто-то может, например, хотеть поступить не в первый класс начальной школы, а сразу в восьмой. Но мы считаем, что существуют некие правила. И здесь нет никаких нарушений принципов Конституции», – подчеркнул представитель Совфеда.
Он также отметил, что следовало бы возложить обязанность на построение отношений с военкоматом на гражданина, который должен был бы самостоятельно и без повесток заявлять о себе.
«Обсуждается такая норма, хотя пока подобного законопроекта нет. Но, в принципе, с моей точки зрения, это очень актуальный вопрос. Здесь нет нарушений прав человека, напротив, это упростит отношения человека и государства», ¬– заявил Александров.
На днях глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что призыв на срочную службу из региона все-таки будет восстановлен. Об этом существует договоренность с министром обороны Сергеем Шойгу, написал в Instagram лидер горной республики. В осенний призыв отдавать долг Родине отправятся 500 жителей Чечни.
«Фонтанка» напоминает, что спорный закон стал косвенной причиной увольнения 24-летнего главы петербургского комитета по молодежной политике Никиты Александрова. Самый молодой функционер Смольного в 2013 году, незадолго до вступления документа в силу, отправился отдавать долг Родине, переквалифицировавшись в связисты. Через год он рассказал в интервью «Фонтанке», что за это время похудел на 10 килограммов, бросил курить и не столкнулся с «рукоприкладством», хотя и потренировал «собранность, стойкость, мужество и выдержку». Позже Александрова назначили советником губернатора Георгия Полтавченко.
|